"Как мы с мамой сказку сочинили"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Важным показателем готовности детей к школьному обучению является их уровень речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многих мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Важной задачей логопеда и родителей является тренировка этих мышц через артикуляционную гимнастику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_my_s_mamoy_skazku_sochinili_1.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер -класс для педагогов и родителей
«Как мы с мамой сказку сочиняли».
Подготовила :6 учитель-логопед
МБДОУ «Инжавинский детский сад Берёзка»
Потапова С.В.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Потапова Светлана Владимировна, учитель- логопед детского сада «Берёзка». Я рада вас приветствовать на мастер-классе, тема нашей встречи «Как мы с мамой, сказку сочиняли».
Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении коррекции произношения у дошкольников. Показать некоторые методические приемы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Цель: показать родителям организацию артикуляционной гимнастики в домашних условиях сенсорно-интегративным способом.
Задачи:
- дать представление о разнообразии логопедических игр, их организации и
применении в домашних условиях;
- расширить знания родителей о значимости логопедических игр в домашних
условиях;
- сформировать умения результативно помогать детям;
- вовлечь родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми на дому.
Важным показателем готовности детей к школьному обучению является их уровень речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многих мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Важной задачей логопеда и родителей является тренировка этих мышц через артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. У ребенка дошкольного возраста органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, их необходимо укреплять, тренировать. И помочь могут в этом, занятия артикуляционной гимнастикой на дому. Благодаря занятиям, проводимым дома, ребенок и родители взаимодействуют друг с другом, преодолевают трудности.
Артикуляционная гимнастика выполняется различными способами. Чтобы избежать ребенку контакта с зеркалом (ранний и младший возраст) гимнастику хорошо выполнять при помощи сенсорно-интегрированного способа. Такая гимнастика выполняется с фруктами, овощами, предметами.
Главная задача логопеда и родителя научить ребенка моторной имитации для развития речи: улыбаться, отводить язык в разные стороны, вытаскивать язык и поднимать его кончик, вытягивать губы. Занятия проводятся в игровой форме с опорой на сохраненные анализаторы- тактильные, слуховые, обонятельные, зрительные, вкусовые. Например, круговые движения язычка по дольке яблока, удерживание губами веточки петрушки, вытаскивание губами специи гвоздики и сплевывание с языка. С помощью вкуса ребенок понимает, где находится его язык, какое движение он совершает. Можно выполнять такую артикуляционную гимнастику при помощи историй или сказок, учитывая интерес и эмоциональное стояние ребенка. Вашему вниманию, я предлагаю, свой авторский мастер-класс.
Сказка «Как Маша побывала в гостях у трех медведей».
Оборудование: укроп (петрушка), стаканы, тарелки, султанчики, дольки яблока (апельсина), сушка мелкая, крупная, специи гвоздики, грецкий орех, хлебные палочки (соломка), помидор или яблоко, виноград двух сортов, зерна воздушной пшеницы.
Педагог или родитель рассказывает сказку, выполняя действия с предметами, побуждая к действиям ребенка и, по ходу, давая инструкции.
Жили-были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька. Стала Маша проситься у стариков сходить с подружками в лес по грибы и ягоды. Старики отпустили внучку, да наказали, чтобы в лесу она от подружек не отставала. (Пальчиковая разминка с использованием бутылочных пробок. Пальчики шагают в пробках поочередно меняя пальчики).
Пришли подружки в лес, а в лесу ягода спелая, круглая. (Круговые движения язычком по дольке яблока).
Идёт Машенька, любуется красотами леса: вдыхает ароматный запах цветов. (Речевое дыхание. Вдох через нос, выдох ртом). Собирает ягоды горстями и кладет их в рот (моторика, игра «Проглот» с использованием носового платка, целиком вобрать платок в ладонь, используя пальцы одной руки. Руки меняются/Отрывает виноград губами с виноградной веточки).
Вот белочка скачет по веткам, орешки собирает и песенки поет: Я такая смелая, ловкая умелая
Орешки собираю, в лапках и по щёчкам Их катаю, на зиму запасаю.
(Педагог катает грецкий орех по одной щеке, затем по другой, над губой, под губой.
Между ладонями, прямыми и круговыми движениями).
Поиграла Маша с белочкой, глядь, а подружек не видно. Пошла Маша искать подружек, а лес все темнее, все гуще. Кругом поваленные деревья, коряги, стала Маша пробираться сквозь чащу.
Упражнение «Усы».
Удерживание хлебных палочек между верхней губой и носом.
Главная задача удержать соломку с помощью губ, отвернуть голову влево – вправо, поднять-опустить голову.
Упражнение «Бревнышко».
Удерживание соломки на губе с помощью языка вверх, здесь следует обратить внимание, чтобы соломка находилась на верхней губе, а язычок помогал её удержать.
Упражнение «Горка».
Упражнение «Горка», главная цель удержать соломку на нижней губе, помощью языка, при этом рот максимально открыт.
- Вытаскивание семян гвоздики из яблока губами.
Видит Маша стоит в чаще избушка, постучалась Маша в дверь, никто не ответил. Вошла Маша и видит стоит стол, а на столе три тарелки: большая, средняя и маленькая (круговые движения язычка по дольке апельсина, долька большая, средняя и маленькая). Попробовала Маша еду из большой тарелки (губами отрываем листочки петрушки). Попробовала Маша еду в средней тарелке (губам отрываем листочки укропа). Не понравились Маше еда в этих тарелках (сплевывание воздушной пшеницы с кончика языка в стаканчик, не убирая язык в полость рта). Попробовала Маша еду в маленькой тарелке (перекатывание крупного винограда внутри полости рта, от щеки к щеке, не открывая рта). Очень понравилась еда Маше из маленькой тарелочки. Вдруг, шум и рев, это медведи вернусь. Видит Маша, как медведи зубы скалят (изобразить оскал). Увидела Маша, какие острые зубы у медведей, испугалась (покусываем зубками кончик языка, нижнюю и верхнюю губы). Выскочила Маша в окно, не знает куда бежать, видит знакомая белочка, побежала Маша за белочкой, ветер волосы у Маши раздувает (вздох носом, выдох на султанчики, либо веточку укропа. Щеки не раздуваем, плечи не поднимаем). Добралась она с белочкой до деревни, стала Машенька благодарить белочку за ее доброту, а белочка дала Маше подарок на память. Ты грибочек мой держи, да смотри не урони (упражнение «Блинчик». Рот широко открыт, язычок лежит на нижней губе. Главная задача удержать грибочек на язычке). Подошла Маша к дому, увидели её бабушка с дедушкой, обрадовались, что внучка вернулась. Маша сказала, что больше никогда не будет отставать от подружек. Сели они чай пить.
- Упражнение «Счёты». Обратите внимание, что в данном упражнении работает только язычок, он передвигает сушку влево, вправо, при этом голова неподвижна, зафиксирована.
- Упражнение «Пирамидка». А здесь язычок поднимает сушку по соломке вверх, фиксация языка в верхнем положении.
- Упражнение «Колесико». Самое любимое упражнение у детей. Здесь необходимо раскрутить языком сушку на соломке.
- Упражнение «Иголочка». Очень важно острым напряженным язычком попасть в отверстие сушки «колечко», рот широко открыт.
Просовывать кончик языка в дырку от маленьких сушек, каждый раз убирая язык внутрь полости рта.
Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!!!
Системное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
- Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
- Быстрее преодолевать речевые дефекты;
- Привести тонус мышц губ, щёк и языка в норму.
Выполняйте артикуляционную гимнастику для чёткой дикции !
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бычкова, Е.Н. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с красками [Текст]/Е.Н. Бычкова, Е.В. Перминова. – М.:Литера,2013
- Гордеева,Т.В. Пальчивая гимнастика с предметами [Текст]/Т.В. Гордеева. – М.: Национальный книжный центр, 201
- Лынская, М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №269», г. Пермь, Россия;
4. Красикова, И.С. Гимнастика для ленивых [Текст]/ И.С. Красикова. – М.: Корона Принт,2003
Гордеева,Т.В. Пальчивая гимнастика с предметами [Текст]/Т.В. Гордеева. – М.: Национальный книжный центр, 2015
- Лынская, М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №269», г. Пермь, Россия;
- Красикова, И.С. Гимнастика для ленивых [Текст]/ И.С. Красикова. – М.: Корона Принт,2003
- Новиковская, О.А. Весёлая гимнастика для язычка. Игры на развитие речи. 4- 7 лет [Текст]/А.Новиковская. – М.: Астрель:АСТ; Спб:Астрель – Спб,2009
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №1 «Улыбка»
Мастер-класс для педагогов и родителей
«Как мы с мамой сказку сочиняли»
Учитель-логопед Кожина Л.Н.
пгт. Смирных, 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
осень встречаем - сказки сочиняем.
Данный материал относится к разделу "Развитие речи"....
Стихи и сказки сочиняем сами
Стихи и сказки дети сочиняли сами и чуть -чуть им помогали родители....
Консультации для родителей средней группы " Какой должна быть сказка?" " Сочиняем сказку сами." Роль сказки в нравственном воспитании детей
в помощь для родителей при выборе сказок для детей 4-5 ....
Мастер-класс для педагогов "Берестяные грамоты или как мы сказку сочиняли"
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 61 МАСТЕР-КЛАССдля педагогов дошкольных учрежденийНаро-Фомин...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «Мы сказку сочинили сами"
Материал предполагает использованиеприемы ТРИЗ технологий и приемов, в сочинении сказок, решении проблемных ситуаций. Использование песочного стола.Некоторая часть деятельности отовд...
Сказку сочини и ребятам расскажи.
"Сказка-это нечто чудесное,волнующее,запоминающееся.Сердце замирает у ребенка ,когла он слушает сказку"В. А . Сухомлинский...
Мастер- класс для педагогов и родителей: " Как мы с мамой сказку сочиняли"
Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр нетрадиционным способом....