Конспект занятия "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Суворова Яна Сергеевна

Конспект занятия в логопедической группе по теме "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna._pereletnye_ptitsy.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в логопедической группе «Весна. Перелетные птицы»

Суворова Яна Сергеевна
Конспект фронтального логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы»

Тема«Перелётные птицы»

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме, развивать лексико-грамматический строй.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• обобщить и проверить знания о перелетных птицах;

• образовать уменьшительно – ласкательную форму от существительного и прилагательного.

• расширить представление об их образе жизни птиц.

Коррекционно-развивающие:

• развивать мелкую моторику

• развивать способность ориентироваться в пространстве и на плоскости лист

• совершенствовать логическое мышление.

Коррекционно- воспитательные:

• воспитывать умение слушать логопеда;

• способствовать коммуникативной способности;

• формировать положительную учебную мотивацию;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарьперелетные птицы, соловей, жаворонок, ласточка, аист, скворец,

Оборудование: мяч, перышки, картинки птиц : иволга, зяблик, трясогузка, чибис, ласточка, дрозд, жаворонок и др. ; разрезные картинки птиц.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я вновь рада нашей с вами встрече. Я вас сегодня приглашаю на прогулку в весенний лес.

А чтобы туда отправиться, нам надо закрыть глаза и произнести:

«Лист весенний закружи, дорогу в лес нам укажи!» (ребята закрывают глаза)

- Ребята, вот мы и оказались с вами в лесу.

Вы чувствуете, какой здесь свежий воздух, давайте подышим с вами.

1. Дыхательная гимнастика:

«Перышки»

Для игры нужны вырезанные из бумаги перышки. Ребёнок держит перышко в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на него. Перышко шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

2. Артикуляционная гимнастика.

Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику “Птенчик”.

Язычок наш – это птенчик,

Он из гнездышка смотрел (язык лежит на нижней губе)

А потом он запорхал, (язык вверх – вниз)

Вокруг гнезда облетел, Язык облизывает губы по кругу)

Влево – вправо поглядел, (язык влево вправо)

А потом на ветку сел, (язык лежит на нижней губе)

Клювом воду набирал, (губы вытягивать трубочкой)

Всю до капли выпивал,

Потом дятлу подражал, произносить: д-д-д-д-д-)

Словно червячка искал.

II. Основная часть.

1. Подведение к теме.

- Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются наши маленькие друзья. Они тоже рады весне. Друзья торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

2. Работа с разрезными картинками.

Ребята, у вас на столах разрезные картинки. Вам нужно их собрать и назвать тех, кто же наши друзья? ( Дети: У меня грач. У меня скворец., цапля, ласточка, журавль, аист, гусь).

(Воспитатель выставляет картинки птиц на доску).

- Как назвать их одним словом? Детиптицы).

- Правильно, ребята, наши маленькие друзья- это птицы! И сегодня наше занятие посвящено теме «Перелетные птицы».

- По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ? ( Дети: Голова и тело покрыто перьями. У них есть крылья. Они умеют летать).

3. Беседа о перелётных птицах.

Воспитатель : Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых вы назвали, собирая картинки? ДетиПерелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? ( Дети: Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? ( Дети: Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы).

- Ребята, а вы знаете, как прилетают птицы, когда наступает время года весна?

Утки, гуси и лебеди летят вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы летят стаей.

Журавли летят клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? ( Дети«Дюймовочка»«Гуси-лебеди»«Лиса и журавль»«Серая шейка»«Гадкий утёнок»).

Игра «Назови ласково»

Пёстрая утка – (пёстренькая уточка)

Серая кукушка – (серенькая кукушечка)

Шустрая трясогузка – (шустренькая трясогузочка)

Добрая птица – (добренькая птичка)

Короткий хвост – (коротенький хвостик)

Тонкая шея – (тоненькая шейка)

Белое крыло – (беленькое крылышко)

Острый клюв – (остренький клювик)

- Очень хорошо мы справились с этим заданием.

Дидактическая игра «Найди птице дом».

Воспитатель; Ребята, а знаете ли вы, где живут перелетные птицы. Давайте поселим их в свои жилища.

(Дети находят жилище для птицы и комментируют :

-Скворец живет в скворечнике.

Лебедь живет на озере в камышах.

-Грач живет в гнезде в грачиной деревне.)

3. Физминутка.

Воспитатель с мячом в руках стоит в кругу детей.)

Воспитатель: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца-… (скворчата)

-У грача-… (грачата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

-У аиста-… (аистята)

-У лебедя-… (лебедята)

- У утки-(утята)

- У аиста- (аистята)

-У чижа -(чижата).

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживаемся на свои места.

Речевая игра «Прилетели птицы».

Воспитатель: Я буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, то топайте ногами.

- Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

- Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

- Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, вороны, галки, стрижи, комары.

- Прилетели птицы : голуби, медведи, кукушки, поползни, дятлы.

- Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и скворцы. Все вы молодцы!

Логопед : ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-(белый, большой, красивый)

Грач какой?-(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-(маленький, голосистый)

III. Итог занятия

Воспитатель: О каких птицах мы сегодня говорили? Что вам больше понравилось на нашем занятии? Что нового вы сегодня узнали?

Вы показали ласточке, как много знаете о птицах. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...