Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Полёт на Планету Правильной Речи".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Закрепление знаний по разделам программы "Звукопроизношение", "Обучение элементам грамоты", "Лексико- грамматические категории". "Связная речь". Интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Здоровье", "Социализация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvezdnoe_puteshestvie.docx | 209.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №5 «РАДУГА»
НА ТЕМУ: «ПОЛЁТ НА ПЛАНЕТУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
Составила: учитель-логопед Серебрякова М.С.
2023 г.
ЦЕЛИ:
- Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
- Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”
- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”
- Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”
- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
- Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”
- Воспитание культуры межличностных отношений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки, ветра».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: - учебный класс
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ: - 4-6 человек
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Дети под музыку заходят в учебный класс, встают полукругом.
Логопед: - Ребята посмотрите, сколько у нас гостей.
Давайте поздороваемся. (слайд 2)
Дети: - Здравствуйте!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы в течение года занимались на логопедических занятиях. Вы учились правильно произносить звуки, вы учились чётко и красиво говорить.
- Введение в тему занятия:
- Ребята, что это за звук?(слайд 3)
- Ветер. Он все усиливается!
-Что это он принес? (слайд 4)
(появление Космического Пирата)
« Я Злой космический Пират похитил все звуки на планете Правильной речи, и теперь жители нашей планеты не могут говорить! Я спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно выполнить задания. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно открыть сундук и освободить звуки». Передаю вам карту с подсказками, по этой карте вы будите двигаться.(слайд 5)
Логопед: Ребята, ну что поможем жителям планеты Правильной речи?
-Пират: Подсказку нужно искать на ближайших планетах от солнца нашей солнечной системы. Логопед: Давайте сначала перечислим все планеты нашей солнечной системы. (ответы детей) (слайд 6).
А какая первая планета от солнца? (ответы детей). Тогда нам нужно отправиться на планету Меркурий.
Логопед: - Тогда в путь! Но сначала, сделаем небольшую разминку с ложками (самомассаж) и подготовим наши язычки. (слайд 7)
Ложка – слово, известное абсолютно всем, которая является столовым прибором, предметом народного творчества, музыкальным инструментом, и даже при помощи ложек делают массаж.
(упражнения выполняются перед зеркалом)
Первое упражнение:
Лоб погладили мы нежно
И расслабили прилежно.
(Поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров.)
Второе упражнение:
А потом очки надели
И читали две недели.
(Поглаживание горками ложек вокруг глаз: начинаем от внутреннего угла бровей, ведём к наружному, далее – под глазом к его внутреннему углу.)
Третье упражнение:
Как погладить щёчки нам,
Не сдвигая кожу там,
(Круговое поглаживание горками ложек по щекам.)
Четвёртое упражнение:
Растереть свои височки,
Надавив в последней точке,
(Спиральное растирание горками ложек висков с фиксацией и лёгким нажатием в конце движения.)
Пятое упражнение:
Покружиться меж бровей,
Чтобы стало веселей,
(Спиральное растирание пространства между бровями.)
Логопед:
- Какой полезный массаж ложками.
А теперь подготовим язычки.
Дети берут зеркала.
(Артикуляционная гимнастика)
Логопед: - Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
Логопед: - Вот наши язычки подготовлены к путешествию.
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на космическом корабле. Но что-то космический корабль не двигается, чтобы он полетел, нам необходимо подуть в космические бутылочки (вдох через нос выдох через рот). (слайд8)
Помоги нам, ветерок,
Паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика)
Логопед: Ну, что же отправляемся в полёт, и я приглашаю вас занять места в комическом корабле. (слайд 9)
-Мы прилетели на ПЛАНЕТУ МЕРКУРИЙ. Здесь космический Пират оставил свои Пиратские загадки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву! (слайд 10)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (Телескоп)
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (Ракете)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (Спутник)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
- Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).
Дети получают букву З. (Выставляется на книжную подставку )(слайд 11)
- Молодцы! Ну, снова в путь! Какая планета следующая, после планеты Меркурий?
- Следующая планета - ПЛАНЕТА ВЕНЕРА. И нас ждет следующее задание. (слайд12)
-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.
РА – РЯ - РА — начинается игра.
РИ – РЫ - РИ – чисто говори
ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли
ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала
УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.
ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.
ЖУ – ЗУ - ЖУ - я со звуками дружу.
ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.
РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… В! (на экране появляется буква – В).
Дети получают букву В. (Выставляется на книжную подставку)(слайд 13)
А нам пора лететь дальше, но давайте ребята отвлечемся и немножко разомнёмся! Дети приглашают Космического Пирата принять участие в физминутке (он вместе с ребятами выполняет упражнения)
«Физминутка» (слайд 14)
Вот выходит на парад наш космический отряд. (Дети маршируют)
(Далее движения выполняются стоя на месте, согласно тексту)
Руки в стороны – к плечам, дружно мы покажем вам.
На пояс обе руки ставим, повороты выполняем.
Руки за голову – и вот наклоняемся вперёд.
Приседаем и встаём и ничуть не устаём.
Раз – прыжок, два – прыжок, ставим ногу на носок.
И опять шагаем, руки поднимаем. (Дети маршируют по кругу)
- Полетели дальше! Впереди вижу планету. Она называется ПЛАНЕТАЗЕМЛЯ.(слайд 15)
Я ДАЮ ЗАДАНИЕ ВАМ:
ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!
СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...
ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО! (слайд 16)
ЛЯ-ЗЕМ, НАВТ-МО-КОС, МОС-КОС, ТА-КЕ-РА.
- Сколько слогов в слове?
Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
ЗЕМЛЯ, ВОКРУГ, ВРАЩАЕТСЯ, СОЛНЦА. (слайд 17)
НЕОБХОДИМ, СКАФАНДР, КОСМОНАВТУ. (слайд 18)
ЛЕТИТ, В, РАКЕТА, КОСМОС. (слайд 19)
- Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…
- Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – У).
Дети получают букву У (Выставляется на книжную подставку)(слайд 20)
- Впереди ПЛАНЕТА МАРС. (слайд 21)
Давайте, посмотрим какое задание на планете Марс.
Нужно соединить по точкам и посмотреть какая картина получилось. (последняя страница) (слайд 22)
Начинаем с цифры один и заканчиваем цифрой один.
- Молодцы! (на экране появляется буква – К).
Дети получают букву К (Выставляется на книжную подставку)(слайд 23)
- Мы собрали все буквы.
вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
1 ребенок: Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
2 ребенок: А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
-Чем обозначаются звуки речи на письме?
Наш космический корабль прилетел на ПЛАНЕТУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ.
- Что это? Сундук. (слайд 24)
- Но как его открыть?
Логопед: Для того, чтобы открыть сундук нужно наши буквы распределить по домикам (на доске красный, синий и зелёный домики)
- Какое слово получилось?
Дети: слово «ЗВУК».
- Сколько букв, в слове?
- Сколько звуков в слове?
-Сколько гласных звуков в слове?
- Сколько согласных звуков в слове?
Дети определяют, в каком домике будут находиться звуки.
- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы распределили звуки?
Логопед: Космический Пират, все задания мы выполнили?
Пират: -Ребята! Теперь я вручаю вам сундук. (слайд 25).
Какие вы молодцы, я вижу, что вы преодолели все трудности, которые встречались у вас на пути.
Вас не напугали трудные задания, и вы нашли и открыли
сундук. Освободили звуки, и теперь обитатели планеты могут
говорить. А в сундуке вас ждет сюрприз. Ну, а мне пора на мою планету. До свидания!(слайд 26).
Космический Пират уходит.
Логопед: Заканчивается наш космический полёт. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными космонавтами.
- Вас не напугали трудные задания Злого космического Пирата?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка от обитателей планеты Правильной речи. Я благодарю вас. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия...
Конспект открытого логопедического занятия для подготовительной к школе группы "Мир профессий"
Конспект для использования в работе учителей-логопедов ГБДОУ при работе со старшим дошкольным возрастом....
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Космос».
Конспект открытого логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
middot; Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков» (дети с ОНР)
Представлен конспект подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ТНР (ОНР). Занятие относятся к категории обобщающих. На занятии используются элементы сказкотерапии, игровые, здоровьесбе...
Конспект индивидуального открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:* Использовать круги Луллия, игры на липучках для закрепления артикуляции и чёткого пр...