«Применение нейропсихологического оборудования в логопедической работе»
статья по логопедии
Так как речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении на занятиях. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику детей с ОВЗ, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Применение нейропсихологического оборудования в логопедической работе».
На протяжении 25 лет, наше ДОУ работает с детьми с ОВЗ. Портрет ребенка с ОВЗ от года к году меняется. Наблюдается низкая мотивация, неуверенность в собственных возможностях, что затрудняет процесс автоматизации поставленных звуков и развитие всех компонентов речи.
Мы изучили опыт использования нейрооборудования коллегами и приняли решение включить игры и упражнения с использованием этого оборудования в нашу коррекционную деятельность для повышения эффективности развития речевых возможностей воспитанников.
Так как речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении на занятиях. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику детей с ОВЗ, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.
Речь – неотъемлемая часть жизни, и то, как человек говорит, отражает его мышление, эмоциональное состояние, культуру, образованность, национальность и состояние здоровья. Развиваясь тысячелетиями, человеческая речь стала основной формой общения. А для возникновения речи необходима зрелость и слаженная работа различных структур мозга.
Мозг человека уникален. Практически в каждом виде деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий, мозжечка и других структур мозга. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело. Координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в воспитании ребенка, его учебе, поведении.
Так, если у ребенка имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью, нарушения сна, аппетита, заторможенность или гиперактивность, низкий уровень самоконтроля, речевые нарушения, проблемы с освоением письма, чтения, счета, мы применяем нейропсихологические приемы, способствующие стимуляции развития скоординированной работы различных структур мозга, а значит и развития контроля и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности, все то, что является основным, определяющим успешность развития и обучаемости ребенка.
Одним из способов развития в игровой форме координации и ощущения своего тела в пространстве у детей стало использование
Балансировочного комплекса Balametrics, который стимулирует работу мозжечка. Использование балансировочной доски, активизирует речь, улучшает чтение, математические способности, письмо рукой, развивает внимание, память, мышление и поведение. Ребенку приходится балансировать и в положении стоя выполнять различные речевые упражнения.
Отличным тренажером для детей стала нейроскакалка. Это отличный способ развивать в игровой форме координацию и ощущение своего тела в пространстве у детей. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Научиться прыгать на нейроскакалка не легко. Если ребенок научился прыгать на правой ноге, то обязательно нужно научиться прыгать и на левой ноге. При систематических занятиях улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы и гармонизируется работа полушарий мозга.
Комплекс тренажеров «Нейровосьмерки», представляет собой набор деревянных тренажеров разного размера в виде цифры «восемь» с углублениями для выполнения заданий – катания стеклянного шарика или проведения пальцем, карандашом. При выполнении этих упражнений происходит снятие общего напряжения организма, развитие координации движений, стимулирование работы периферического зрения, повышение концентрации внимания. Для использования в логопедических целях, данные упражнения сопровождаются речью, то есть при выполнении задания с нейротренажером на индивидуальном занятии, логопед предлагает ребенку речевой материал для закрепления поставленного звука на разных этапах или формирования грамматических категорий.
Комплекс тренажеров «Межполушарные доски», представляют собой механический тренажер в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение. Работа с межполушарными досками полезна для детей любого возраста. Такой тренажер будет полезен детям с ОВЗ для развития функций самоконтроля и внимания. Но особое значение такие упражнения имеют при работе с детьми с речевыми нарушениями, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и мелкая моторика, есть трудности при ориентировке в пространстве и на листе бумаги, нередко наблюдается нарушения внимания, усидчивости, неловкость и скованность движений. Для этого в индивидуальное или подгрупповое логопедическое занятие можно включать работу со специальными межполушарными досками.
В логопедической работе мы активно применяем этот комплекс с детьми ОВЗ
Комплекс тренажеров «Нейротренажеры». Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) и инвалидностью. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе дошкольного воспитания. Игровое оборудование, улучшающее работу мозга через воздействие на тело. Это массажные мячики, резиновые валики-тренажеры, мячики-ежики, варежки массажного воздействия на разные части тела, массажные ладошки и массажные следы, Арт-коврики резиновые, упражнения с ними выполняются на различных участках тела. Такой массаж за счет активации определенных зон в коре головного мозга стимулирует не только речь, но и улучшает запоминание, концентрацию внимания, активизирует мышление, что позволяет улучшить результат и сделать более эффективной коррекционную работу логопеда.
Используя в работе с детьми специально подобранные игры и упражнения, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно, переключает свое внимание в процессе выполнения задания. Мы занимаемся серьезной подготовкой детей к усвоению родного языка, чтения и письма, то видим необходимость в применении упражнений на развитие межполушарного взаимодействия и профилактику нарушений чтения и письма будущих школьников.
При регулярном использования перечисленных нейропсихологических приемов, и многих других, у детей с речевыми проблемами отмечается положительная динамика, дети становятся более организованными, усидчивыми, улучшается координация и моторика рук, постановка звуков и их закрепление, а также, развитие всех компонентов речи, занимает меньше времени. Дети с удовольствием выполняют все задания с помощью нейропсихологического оборудования. Такие занятия не вызывают у них страх, негатив или боязнь не выполнить задание. Это интересно и полезно!
Данное оборудование и используемые нейропсихологические приемы были представлены нами в период с 2019 по 2023 года в нашем ДОУ на мероприятиях различного уровня:
- Семинарах-практикумах для воспитателей и специалистов ДОУ;
- Онлайн и офлайн мастер-классах для родителей наших воспитанников;
- Городском методическом объединении учителей-логопедов;
- Онлайн декада молодых специалистов
- Мастер-класс в формате видеозаписи материала для ГМО руководителей центров ППМС помощи
- Семинарах-практикумах для студентов с БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»;
- Студентов «Сургутского института экономики, управления и права»;
- Всероссийском онлайн-фестивале «Умный город – город открытий» в номинации «Территория возможностей»;
Учитывая наличие нейропсихологического оборудования в нашем дошкольном учреждении и возможности представлять его на различных мастер-классах, семинарах-практикумах, конференциях, учителями-логопедами, была составлена программа «Применение нейропсихологических приемов в психоречевом развитии детей дошкольного возраста», которая получила рецензию заведующего кафедрой «Дошкольное образование» АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права» и была представлена на Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде (2022).
Программа рассчитана на 4 года и направлена на работу с воспитанниками общеразвивающих групп, воспитанниками групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы: способствовать развитию речи детей дошкольного возраста посредством нейропсихологических приемов.
Задачи программы:
- Развитие межполушарного взаимодействия, скоординированности действий правой и левой руки.
- Улучшение артикуляционной моторики, контроль двигательной активности, координации движений.
- Активизация и концентрация слухового и зрительного внимания, развитие фонематического восприятия.
- Развитие тактильного восприятия, тонкой моторики пальцев рук.
- Формирование правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
- Воспитание умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции.
Ожидаемые результаты освоения программы: Преодоление нарушений речевого развития (звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, навыков звукового анализа), психических процессов (памяти, внимания), поведенческих, двигательных (артикуляционная моторика, тонкая моторика пальцев рук, общая моторика) и эмоциональных нарушений, повышение уровня самоконтроля, работоспособности, улучшение качества усвоения счета, письма и чтения.
Список литературы:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Владос, 2003;
- Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009
- Гилева А. Г., Социально-педагогическое и психологическое сопровождение семей и детей: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями». – Пермь, 2018
- Измайлова А.Х. Возможности применения комплекса LBK (Balametrics) в коррекционно-развивающей работе с детьми. Изд. 2-е, дополненное. – Москва: 2018.
- Макаренко Л. И. Использование элементов методики мозжечковой стимуляции как условие формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Белгород, 2005
- Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2018. – 416с.
- Сурнина О.Е. Стволовые структуры мозга. Мозжечок. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для студентов-психологов. – Екатеринбург, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-167406-1369338942.jpg)
Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322167-1615865296.jpg)
Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881859-1485100368.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-550527-1425322295.jpg)
Нейропсихологический подход в логопедической работе и его место в РППС.
http://Нейропсихологический подход в логопедической работе и его место в РППС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-595481-1424969606.jpg)
«Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»
quot;Применение неропсихологическихигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков"...
Методическая разработка Применение нейропсихологических упражнений в практике работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Поскольку развитие речи непосредственно связано с п...