Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме "Дети - герои ВОВ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Зянятие в подготовительной логопедической группе по теме "Пионеры-герои"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_deti-geroi.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области речевое развитие
Тема: Беседа «Дети — герои Великой Отечественной войны».
Возрастная группа: старшая
Цель: Формирование нравственного воспитания и связной речи дошкольников.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить, активизировать и обобщить знания детей о Дне Победы.
Знакомить детей с понятием пионеры-герои, подвиг; пионером –героем Леней Голиковым.
Стимулировать детей к высказываниям полными предложениями.
Уточнить понимание детьми слов «Никто не забыт, ничто не забыто».
Коррекционно- развивающие:
Развивать речь, мышление и поддерживать речевую инициативу детей.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к подвигам пионеров - героев в годы Великой Отечественной войны, гордость за их героические поступки.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое
Оборудование: аудио сопровождение песни «Вставай страна огромная» муз. А. Александрова, «День Победы» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова; стихотворение А. Т. Твардовского, фотографии пионеров-героев.
Ход НОД
- Организационный этап.
Логопед: как прекрасно жить на свете, когда ярко светит солнышко, летают птицы, когда небо над головой чистое голубое. А нас с вами окружают только добрые, хорошие и честные люди. Только так было не всегда…
Звучит мелодия «Вставай страна огромная»
22 июня, в 4 часа ночи, когда люди спокойно и тихо спали, на мирные города посыпались вражеские боевые снаряды. Немецкие фашисты под руководством Гитлера, решили захватить весь мир. Настало тяжелое и страшное время для русского народа. Враги убивали всех подряд, кого встречали на своем пути. Не жалели ни стариков, ни детей. Началась Великая Отечественная война.
Логопед: Как вы думаете, почему войну назвали Отечественной?
Все, от мала до велика, сплотились и встали на защиту своего Отечества. Много горя и страдания принесла война людям. Долгим и тяжелым был путь к миру. И вот, наконец, русские войска одержали долгожданную победу. Теперь наша большая страна, каждый год с огромной радостью и слезам на глазах отмечает великое событие – День Победы. Звучит песня «День Победы» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
Логопед: Ребята, вы прослушали песню «День Победы»,
посвященную этому празднику.
Логопед : Этот праздник посвящен победе нашего народа над захватчиками. Нашим дедушкам и бабушкам, всем тем, кто участвовал в этой победе.
- Кого поздравляют в это день? Ветеранов.
- Кто такие ветераны? Участники войны.
- Как вы думаете, какими были эти люди?
- Упражнение « Подбери слово –признак» Дети подбирают признаки к слову ветераны ( отважные, храбрые, смелые, бесстрашные, мужественные).
- «Закончи предложение»
Во время Великой Отечественной войны наши ветераны воева.., Родину защища.., в боях сража.., с врагом би…, в боях погиба…
- Как нужно относится к ветеранам? Помогать и т.д.
Много сил пришлось отдать для Победы. В этой войне участвовали все! Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестёр, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Время было тяжёлым для всех.
Логопед: Сегодня мы поговорим о детях, пионерах – героях, которые принимали активное участие в Великой Отечественной войне. Вы знаете, кого называли пионерами?
Логопед: Ребята, пионером называли – честного и верного товарища, того кто всегда смело стоит за правду и готового стать защитником Родины.
Пионеры, носили пионерские галстуки – символ преданности Родине. Цвет галстука – это цвет крови, пролитой в боях за счастливое детство.
Во время войны было совершено много героических подвигов пионерами. Как вы думаете, что такое подвиг? (Поступок, действие)
Логопед: Все верно. Подвиг - смелый, отважный, хороший поступок.
Как можно назвать человека, который совершил подвиг? (Герой)
Логопед: А, как как можно назвать пионера, совершившего подвиг? (Пионер – герой)
Логопед: Правильно. Это маленькие воины, такие же дети, как и вы, только за героические поступки им присвоили звание «пионеры – герои».
Во время Великой Отечественной войны таких детей было очень много, посмотрите на их фотографии - Лёня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Володя Дубинин, и многие другие. Все эти дети совершили во время войны подвиги, благодаря которым стала возможна победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
Физкультминутка: «Победа!»
Мы празднуем Победу! Шагают на месте.
Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем
Кругом цветы весенние. Руки на пояс, повороты туловища,
Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.
Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные. Вдох, круговое движение руками, изображая земной шар
Живут, живут, живут! Хлопки в ладоши.
Логопед: Сейчас я расскажу вам о мальчике, пионере Лёне Голикове.
Когда фашисты заняли родную деревню Лёни Голикова, он ушёл в партизанский отряд, ему было 14 лет. Он расклеивал листовки, выполнял различные поручения. Юный партизан-разведчик, неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.
Немало было ещё боёв в недолгой жизни Лени Голикова. В одном из боев он трагически погиб. Похоронили пионера-героя в родной деревне. Ему было всего 16 лет. На могиле пионера –героя Лени Голикова поставлен памятник и посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Зинаида Портнова. В 1942 году юная Зинаида вступила в организацию «Юные мстители», которая занималась распространением листовок, собирала разведданные и участвовала в диверсиях против гитлеровцев. Устроившись посудомойкой в немецкую офицерскую столовую, Зина отравила крысиным ядом суп, который съели более 100 офицеров. Немцы устроили проверку всех, кто работал на кухне, и накормили Портнову тем самым супом. Но Зина ела как ни в чем не бывало, и не выдала себя. Потом, испытывая страшную боль в животе, девочка еле добралась до дома бабушки, а та всю ночь отпаивала внучку травяными отварами и молочной сывороткой. Благодаря этому Зина выжила, но в деревне ей было оставаться опасно, и ее переправили в партизанский отряд. В 1944 году Зина Портнова была схвачена немцами. Она пыталась бежать, застрелив следователя (тот неосторожно положил пистолет на стол), офицера и часового, но была ранена и жестоко избита. Больше месяца Зину пытали, пытаясь добиться информации о партизанах, а затем расстреляли. Ей оставался всего месяц до 18-летия.
Владимир Дубинин. В начале войны новым домом для 13-летнего Володи стали каменоломни Старого Карантина возле Керчи. Там обосновался партизанский отряд, в котором состоял мальчик. Юркий и ловкий Володя мог легче, чем взрослые, пробираться по узким лазам каменоломни, и знал все тайные ходы и выходы. Он подносил партизанам боезапасы во время боев, приносил в каменоломни еду и воду, и много раз ходил на разведку в Керчь. Благодаря Володе Дубинину партизаны вовремя узнали, что каменоломни собираются затопить, и благополучно выбрались. А когда Керчь была освобождена, мальчик показал заминированные подступы к каменоломням. Поседевшая от переживаний мама Дубинина успокоилась, считая, что самое страшное для сына уже позади. Однако в январе 1942 года Володя погиб, помогая саперам при разминировании. Ему было всего 14 лет.
Логопед: Сейчас я предлагаю вам отгадать ребусы.
- Составить слово ПОБЕДА по первым звукам картинок.
-Составить слово из перепутанных букв.
Логопед: Продолжим беседу о пионерах-героях.
Марат Казей Марат вместе со старшей сестрой Ариадной осиротели, когда их мать была убита немцами за помощь минскому подполью. Ребята присоединились к партизанам, и Марат стал разведчиком. И хотя в 1943 году им предложили обоим отправиться в глубокий тыл (у Ариадны были отморожены обе ноги), 14-летний Марат предпочел остаться в отряде. В марте 1943 года Марат спас целый партизанский отряд, сумев выбраться из окружения и привести подмогу. Несмотря на свой юный возраст, этот мальчик получил несколько наград: «За боевые заслуги», «За отвагу» и «Орден Отечественной войны» 1-й степени. В мае 1944 года Марат Казей, возвращавшийся с разведывательной операции, столкнулся с немцами. По одной версии он взорвал себя гранатой, чтобы не достаться врагу живым. По другой версии, он взорвал себя вместе с несколькими немцами, которые подошли к мальчику слишком близко. Посмертно был награжден званием Героя Советского Союза.
Надежда Богданова. Эту девочку фашисты убивали дважды. Маленькая, жалкая 9-летняя «нищенка» бродила среди немцев, просила милостыню, а заодно прислушивалась к их разговорам, и приносила партизанам из отряда «Путивльский» ценную информацию. Когда Надю поймали первый раз, то жестоко били, а потом повели ко рву, чтобы расстрелять. Потерявшая силы Надя упала в ров за секунду до того, как прозвучал выстрел. Партизаны нашли ее еле живой. Второй раз Богданову схватили в 1943 году, после операции по заминированию моста. Пытали, а затем, сочтя девочку мертвой, бросили ее на морозе. Ослепшую Надю нашли и выходили местные жители. После войны академик В.П.Филатов сумел вернуть Богдановой зрение. Она жила в Витебске, не упоминая о своем военном прошлом. И лишь спустя 15 лет, когда Надя услышала по радио, как ее командир упомянул ее в числе погибших, она рассказала о пережитом.
Александр Колесников. В 1941 году отец Саши Колесникова ушел на фронт, наказав сыну беречь заболевшую мать. А когда мать выздоровела, 12-летний Саша сбежал на фронт, и, встретив танкиста Егорова, рассказал выдуманную историю о том, что остался совсем один. Однако командир Егорова решил, что такому юнцу не место в армии, и велел отправить его обратно. Ночью, когда началась воздушная атака, Саша сбежал в лес, и обнаружил вражеского парашютиста. Изловчившись, бросил немцу в глаза ком земли, а подоспевший Егоров помог связать противника, и доставить в штаб. Так Колесников стал «сыном» 50-го полка 11-го танкового корпуса. Юркому и ловкому мальчишке поручали разведку во вражеском тылу, а летом 1944 года поручили крайне важное дело – найти секретную железнодорожную ветку, по которой переправляется вражеская техника. Саша переоделся беспризорником, сумел добраться до нужного места и расставить метки, чтобы указать цель для бомбардировщиков. На следующий день мальчик пробрался в немецкий эшелон, который вез боеприпасы, сумел поджечь бикфордов шнур взрывчатки и спрыгнул, когда поезд оказался на мосту. Однако Сашу догнал катер с фашистами. Мальчика не просто избили, а распяли, прибив руки и ноги гвоздями. Спасли его разведчики, которые видели, как забрали Колесникова. Юного бойца отправили в новосибирский госпиталь, где он лечился почти полгода. Пройдя всю войну, и уцелев, Александр Колесников вернулся в Москву в 1945 году, на радость матери. Он умер в 70-летнем возрасте.
Логопед: игра «Один – много»
Ветеран – ветераны-много ветеранов.
Воин - ….- много воинов.
Герой - …- много героев.
Орден - …- много …
Награда - …- много…..
Логопед: игра «Закончи предложение»
9 Мая - …
Все поздравляют ветеранов с …
В этот день ветеранам дарят …
Люди возлагают цветы к …
У Вечного огня уже лежит …
В день Победы на главной площади городов проходят …
Итоги занятия.
Логопед: Ребята, а если вас спросят кто такие пионеры – герои, то вы сможете рассказать? (Это дети, которые совершали подвиги во время войны).
Логопед: А, как вы понимаете Слова «Никто не забыт, ничто не забыто». (детей, взрослых, которые совершили хорошие, героические поступки не забыли, даже если прошло много времени).
Логопед: Правильно ребята, и пока жива память, ничто и никто не будет забыто. И я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Александра Трифоновича Твардовского, посвященного пионерам –героям, погибшим во время Великой Отечественной войны:
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть – и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"
Данное открытое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР, 3 год обучения)
Конспект занятия по развитию речи: Путешествие в сказку "Ворон и его ученики"...
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН.
В приложенном файле представлен календарный план работы логопеда для проведения фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе групп...
Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...
Конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Загадки карты ученого кота».
Организационная информацияПримечание (дополните-льная информация к конспекту)1.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 2.Вид деятельности детейПознавательная, коммуникативная, ...