Конспект занятия по познавательному развитию в логопедической группе «Аквариумные рыбки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Цели

  • развитие связной речи
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • активизация познавательной деятельности
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т.д.)

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
  • формирование представлений об аквариумных рыбках (гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, сом) их внешнем виде и образе жизни.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по познавательному развитию

 в логопедической группе «Звездочки»

Тема: «Аквариумные рыбки»

Подготовила и провела:

Донченко Екатерина Сергеевна

Цели

Коррекционные:

  • развитие связной речи
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха
  • развитие наблюдательности, мышления
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • активизация познавательной деятельности
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т.д.)

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно – падежных конструкций
  • формирование представлений об аквариумных рыбках (гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, сом) их внешнем виде и образе жизни.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками

Материалы

  • аквариум с рыбками, накрытый платком
  • презентация
  • зеркало
  • краски/пластилин

Ход занятия.

1.Организационный момент.

   Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, познакомимся с новыми друзьями. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:

У Тимоши на виду Рыбки плавают в пруду.

 Грустно кот глядит на пруд:

 Вот поймать бы рыбку тут! Не поймаешь…

Как назло Пруд запрятан за стекло.

- Что же это, ребята? Правильно. Это аквариум.

А кто обитает в нем? (ответы детей)

А как он  может выглядеть? (ответы детей)        

2. Беседа.

Воспитатель:  Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Он вот здесь, под платком. Вот и АКВАРИУМ!

Предлагаю вам познакомиться с самыми известными обитателями аквариума.

(Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)

Гуппи - одна из самых популярных аквариумных рыбок. Это самая неприхотливая рыбка. Гуппи неравномерно окрашены в разные цвета. Гуппи относятся к живородящим рыбам. Мальков следует убирать из аквариума. Родина Южная Америка.

Золотая рыбка – первые аквариумные рыбки.

Предок золотых рыбок  - карась. Окраска от жёлто – золотистой до огненно – красной. Она легко приручается и быстро вырабатывает условные рефлексы на свет, на звук. Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам.

Меченосец - на хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами. У самки нет такого меча. К пище неприхотливы, но обязательно добавлять растительные корма. Меченосцы – живородящие рыбы,  Мальков кормят сухим кормом. Самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом. Родина Центральная Америка, Северная Мексика.

Скалярия -  относятся к отряду окунеобразных. Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник.  Американцы называют ее «рыба-ангел». Скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть.

Скалярии вырастают до 15 и более сантиметров, поэтому аквариум им нужен просторный. Рыбы охотно поедают  все аквариумные корма животного происхождения. Скалярии ухаживают за своим потомством.  Родина - водоёмы Амазонки

Сомик - Очень похожи своими большими усами на наших речных сомов. Они любят лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – санитары аквариума, они поедают на его дне пищевые остатки. Сомики периодически поднимаются к поверхности за тем, чтобы захватить пузырёк воздуха. Родина Южная Америка, Бразилия.

-   Что расположено у рыбке на голове?

ответы детей (у нее есть рот, глаза, жабры)

-   Для чего рыбкам нужны плавники и хвост?

ответы детей (они помогают ей плавать)

-   Для чего нужны жабры?

ответы детей (они помогают ей дышать)

- Чем покрыто ее тело?

ответы детей (чешуей)

-   Что вы можете еще сказать о них? Какие они?

ответы детей (красивые, блестящие, быстрые, ловкие и т.д.)

Воспитатель:  Правильно, вот как быстро наши рыбки плавают. Давайте закрепим и посмотрим с вами еще раз на рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые блестящие глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на маленькую блестящую монетку, такая же круглая и блестящая. Посмотрите, как рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит?

Дети: Да, они опускаются и поднимаются.

Воспитатель:  Наши рыбки с удовольствием питаются водорослями. А еще мы можем угостить ее сухим кормом. (Достает коробочку с сухим кормом и ложечку и показывает, как нужно давать корм рыбке). А пока рыбки перекусывают, давайте немного отдохнем и вспомним наше упражнение «Рыбки».

4. Упражнение «Рыбки» (Координация речи с движением)

Рыбки весело плескались
В чистой, светленькой воде.
(Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно.)

То завьются, разовьются,
То заплещутся в воде.
(Закручивают руками вперед – назад. Приседают, крутя туловищем.)

5. Физкультминутка

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Убегают)

6. Упражнение на внимание/счет

Давайте сосчитаем, сколько рыбок живет в нашем аквариуме.

   (ответы детей)

Одна рыбка, две рыбки, три…,четыре…, пять рыбок.

 А еще посчитаем, сколько ракушек на дне аквариума.

  (ответы детей)

Один камень, два камня, три…, четыре…, пять камней.

7. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.)

Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 – 6 раз).

8.Творческая деятельность на выбор

Воспитатель: Сейчас мы с вами займёмся творчеством: кто то нарисует, а кто-то слепит рыбку. Дети подходят к столикам и рассаживаются по интересам. Кто то рисует, кто то лепит.

  

9.Итог.

Ребята, наше занятие подошло к концу.

 Ребята, а что вам понравилось больше? (ответы детей)

   Молодцы, вы все очень хорошо работали на занятии, были внимательными, я приготовила вам подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свои тетрадки логопедические.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Аквариумные рыбки"

Конспект НОД по изобразительной деятельности....

Конспект интегрированного НОД по математике и окружающему миру в младшей группе: «Аквариумные рыбки и азы математики»

Конспект интегрированного НОД по математике и окружающему миру в младшей группе: "Аквариумные рыбки и азы математики"...

Конспект открытого занятия НОД по образовательной области «Познавательное развитие» по теме: «Аквариумные рыбки" в старше-подготовительной группе общеразвивающей направленности

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие....

Конспект НОД с детьми второй младшей группы по познавательному развитию "Наблюдение за аквариумной рыбкой".

Уточнить знания детей  о рыбке- узнать и назватьеё.Видет особенности внешнего вида: большая,золотая,красивая....

Примерный конспект экскурсии по (познавательному развитию) на тему: "Аквариумные рыбки"

В нашем  детском саду  есть зимний сад, где растут несколько видов декоративных растений и большой аквариум с красивыми рыбками.Цель  проведения экскурсии : создание  условия ...