ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ЗВУК И БУКВА «М», подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«ЗВУК И БУКВА «М»
Подготовительная группа
Цель: Создание условий для формирование представлений о согласном звуке М, Мь.
Задачи:
- уточнение знаний о звуках [М], [М'];
- упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах;
- знакомство с буквами М, м;
- учить читать обратные и прямые слоги;
- продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
- развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: цветные квадратики для составлений схем слов, картинки машина, мяч; (домики для букв, на столе у каждого сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bukva_m.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«ЗВУК И БУКВА «М»
Подготовительная группа
Цель: Создание условий для формирование представлений о согласном звуке М, Мь.
Задачи:
- уточнение знаний о звуках [М], [М'];
- упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах;
- знакомство с буквами М, м;
- учить читать обратные и прямые слоги;
- продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
- развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: цветные квадратики для составлений схем слов, картинки машина, мяч; (домики для букв, на столе у каждого сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши).
Ход занятия:
I Организационный момент:
Логопед: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?
(Медвежонок). Это девочка, зовут её Мила.
Логопед: Медвежонок Мила очень хочет сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?
Логопед: Тогда, проходите, занимайте свои места. И Мила присядет рядом с вами. А мы начинаем наше занятие.
II. Повторение изученного материала:
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? ( Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.)
Логопед: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
Дети: А, О, У, Э, Х, Н, Т и тд.
Логопед: Они какие?
Дети: А, О, У, Э – гласные, Н, Т, Х, –согласные.
Логопед: Как они произносятся? Все ли одинаково? (Ответы детей)
Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Здесь изображена схема слова. Из каких звуков оно состоит? ( Из гласных.)
Логопед: Сколько их? ( Два.) Подберите короткие слова для этой схемы.(Ау! Уа! Иа!)
III. Усвоение нового материала:
1. Введение в тему.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
(показывается картинка)
Логопед: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый … (Мячик.)
Логопед: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (Машина, мяч.)
Логопед: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина- [М]. Мммяч-[М']
Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
2. Уточнение артикуляции звука.
Логопед: Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).
А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)
Логопед: Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
Логопед: А воздух выходит свободно? (Нет.) Что ему мешает? (Губы.)
3. Характеристика звуков.
Логопед: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными.)
Логопед: Значит, звуки [М] и [М'] какие? (Согласные.) А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?
Значит звуки [М] и [М'] какие? (Звонкие.)
Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим.) А мягкие? (Зеленым.)
Логопед: Вот посмотрите на наших Звуковичков. У синего Звуковичка какая картинка? (Машина.) Какой первый звук в этом слове? ( [М]) А так как машина у синего Звуковичка, значит звук [М] какой? (Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.)
Логопед: А у зеленого Звуковичка, что нарисовано на картинке? (Мяч.)
Какой первый звук? ( [М']) Он какой : твердый или мягкий? (Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.)
Логопед: Итак, давайте подведём итог. Звуки [М] и [М'] какие? (Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.)
4) Игры на развитие фонематического слуха
Логопед: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю карточку, если мягкий – зелёную.
(Ма, ом, ми, му, мя, м, мь)
( Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)
Логопед: А теперь вы назовите овощи со звуками М или Мь.(Морковь, помидор.)
Логопед: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками. (Смородина, мандарин, малина, лимон.)
Логопед: Я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет?»
Вы должны определить место звука в слове: в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(Дети берут карточки и цветные квадратики)
Логопед: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза, мед, лимон, домик, мак).
Физкультминутка.
Логопед: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)
Девочки и мальчики То по кругу побегут,
Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.
Ручками хлопают, И давай опять скакать.
Ножками топают. Ну никак их не унять!
6. Знакомство с буквами М м .
Логопед: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и Мь. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква.)
Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Логопед: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? Сколько в ней элементов? Сложите её из палочек. А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
Логопед: Звуко-слоговой анализ слов (мак, мука, домик, медуза)
VI. Итог. Обобщение.
Логопед: Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Они какие? Какой буквой эти звуки обозначаются?
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)
Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка....
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква А" (подготовительная группа)
Материал к занятию по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква У" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква И" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква О" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква Ы" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...
Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква Э" (подготовительная группа)
Материалы к занятию по обучению грамоте...