Проект "В городе букв и звуков"
проект по логопедии
Актуальность. В условиях модернизации дошкольного образования один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков, место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
Главная задача педагогов и родителей дошкольника сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.
Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, поэтому работу по формированию предпосылок к овладению грамотой, необходимо начинать с дошкольного детства, чтобы заложить фундамент к овладению грамотного письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_proekta_v_gorode_bukv_i_zvukov.docx | 289.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Прoектная деятельнoсть
«В гoрoде букв и звукoв»
Подготовила:
Учитель-логопед Абдукаримова Г.М.
Актуальность. В условиях модернизации дошкольного образования один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков, место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
Главная задача педагогов и родителей дошкольника сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.
Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, поэтому работу по формированию предпосылок к овладению грамотой, необходимо начинать с дошкольного детства, чтобы заложить фундамент к овладению грамотного письма и чтения.
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: педагогический. Учебно-игровой.
Длительность проекта: 9 месяцев (сентябрь – май)
Участники: дети , родители, воспитатели.
По числу участников: индивидуальный, подгрупповой.
Цель: овладение элементами грамоты путём формирования полноценной звуковой стороны речи детей.
Задачи:
- Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
- Научить детей элементарным навыкам письма и чтения.
- Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
- Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
- Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
- Подготовить информационно - консультативный блок для педагогов.
В программе учтены общедидактические принципы:
- научности;
- систематичности;
- постепенного усложнения;
- перспективности.
Для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- звуки окружающего мира;
- звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- гласные звуки;
- согласные звуки (без классификации);
- согласны твердые и мягкие;
- согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
- слово;
- слог;
- предложение;
- ударение.
Ожидаемый результат:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- расширять, активизировать словарный запас, грамматический строй,
- развивать фонематическое восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
- выработка навыков составления и чтения слогов, слов чтение;
- повышение коммуникативных, творческих способностей детей;
- повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе;
- повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.
Планирование занятий на 1 учебный год.
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
Подготовительная группа | 2 раза | Подготовительная группа | Подготовительная группа |
20 мин | 40 мин | 20 часов |
Календарно-тематический план занятий.
Период | Количество часов | Тема | Цель | ||
Сентябрь 4-я неделя | 40 мин. | Звуки и буквы | Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим. | ||
Октябрь 1-я неделя | 40 мин. | Слова и звуки. Слово и предложение. | Познакомить детей с понятием «звук», «слово». Учить вслушиваться в обращенную речь и определять количество слогов в словах. Познакомить детей с понятием «Слово», «предложение». Учить вслушиваться в обращенную речь и определять количество слов в предложении. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Домик А, где живёт звук [А] | Знакомство с буквой А. Гласный звук [А] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Домик О, где живёт звук [О] | Знакомство с буквой О. Гласный звук [О] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Домик Э, где живёт звук [Э] | Знакомство с буквой Э. Гласный звук [Э] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
Ноябрь 1-я неделя | 40 мин. | Домик И, где живёт звук [И] | Знакомство с буквой И. Гласный звук [И] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Домик Ы, где живёт звук [Ы] | Знакомство с буквой Ы. Гласный звук [Ы] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Дифференциация звуков [И]-[Ы] | Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Домик У, где живёт звук [У] | Знакомство с буквой У. Гласный звук [У] в ударном положении. Артикуляция, выделение голосом звука в словах. Умение слышать и выделять голосом звуки в начале, середине и конце слова. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
Декабрь 1-я неделя | 40 мин. | Домик М, где живёт звук [М]. Согласные звуки. Слоги. | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Домик М, где живёт звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные. | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Домик К, где живёт звук [К] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Домик К, где живёт звук [К'] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
Январь 1-я неделя | 40 мин. | Домик Х, где живёт звук [Х] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Домик Х, где живёт звук [Х'] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Дифференциация звуков [К]-[Х], [К’]-[Х’] | Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Домик В, где живёт звук [В] и [В’] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
Февраль 1-я неделя | 40 мин. | Домик Ф, где живёт звук [Ф] и [Ф'] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Дифференциация звуков [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]. Звонкие и глухие согласные. | Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Домик Й, где живёт звук [Й'] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Домик Я, где живёт звук [Й’] и [А] | Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
Март 1-я неделя | 40 мин. | Домик Ё, где живёт звук [Й’] и [О] | Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Домик Ю, где живёт звук [Й’] и [У] | Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Домик Е, где живёт звук [Й’] и [Э] | Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Домик Л, где живёт звук [Л] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
Апрель 1-я неделя | 40 мин. | Домик Л, где живёт звук [Л'] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
2-я неделя | 40 мин. | Дифференциация звуков [Й’] и [Л’] | Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. | ||
3-я неделя | 40 мин. | Домик Р, где живёт звук [Р] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
4-я неделя | 40 мин. | Домик Р, где живёт звук [Р’] | Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина. | ||
Май 1-я неделя | 40 мин. | Страна Азбука | Изготовление Азбуки. |
Диагностика
Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь» Е.В. Колесниковой.
Обследуется речь по следующим признакам:
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие звуко-буквенного анализа.
Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:
---- если задание выполнено правильно;
---- если есть одна-две ошибки;
---- если задание не выполнено.
Оценка результатов (баллы-шарики):
раздел уровень | развитие звуковой культуры речи | развитие фонематического слуха | развитие звуко-буквенного анализа |
Высокий уровень | 9-12 | 15-18 | 9-12 |
Средний уровень | 6-9 | 12-15 | 6-9 |
Низкий уровень | 4-6 | 10-12 | 3-6 |
Список литературы:
- Алтухова Т.А. Звуковая мозаика. СПб., Лань, 1998.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ступеньки к школе. М., Дрофа, 2000.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.3 – М.: Баласс, 2017.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.4 – М.: Баласс, 2017.
- Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. М., 1992. 15.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1958.
- Жукова О. Логопедический букварь. М., АСТ, 2016.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
- Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986.
- Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет, Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2016.
- Такие непослушные буквы. – Н.А. Матюкова.
- Матюкова Н.А. Такие непослушные буквы. Логопедическая тетрадь по профилактике оптической дисграфии детей 6-7 лет. – Смоленск, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Методическая разработка. Рекомендации для родителей по теме " Город.Буква и звук "Г"
Рекомендации для родителей по теме " Город.Буква и звук "Г"...
Паспорт дидактического пособия « Город букв и звуков»
Паспорт дидактического пособия « Город букв и звуков»...