Картотека упражнений по фонетической ритмике
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Картотека упражнений по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста для усвоения звуковой системы языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений
по фонетической ритмике
Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.
Обычно к 4 - 5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше.
Используя упражнения фонетической ритмики, можно помочь ребенку скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.
Кроме того, подобные речевые игры способствуют развитию слухового внимания и памяти («Запомни и повтори», формированию первичного навыка звукового анализа («Угадай, сколько звуков я произнесла. Пропой первый звук; второй.).
Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.
Звук «С»
«Надуть шарик»
Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося «с-с-с…», дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в лицо над головой (имитируют надувание воздушного шарика).
Звук «З».
«Ловля комаров»
Вариант 1. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют ловлю комаров.
Вариант 2. дети встают парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях. Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося «з-з-з…», поочередно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное движение можно использовать для проговаривания слогов -за-. -зо-, -зу-, -зы-.
Звук «Ц»
Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.
Звук «Ш».
Вариант1. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.
Вариант 2. Шарик лопнул.
Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул, затем произнося «ш-ш-ш…», медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).
Звук «Ж».
И. п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.
Звук «Щ».
«Щетки автомобиля»
И. п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу щеток автомобиля.
Звук «Л».
Фонарики.
Произнося «ла-ла-ла», дети вращают кистями рук над головой, делают «фонарики». Это же используется при произнесении слогов -ло, -лу-, -лы-.
«Неваляшки»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки в положении «фонарики». Дети покачиваются влево-вправо,переступая с ноги на ногу и нараспев произносят слоги -ла-, -ла-, -ла-, изменяя высоту голоса на каждый слог. Словно шагая по лестнице вверх и обратно. Упражнение повторяется на слоги -ло-, -лу-, -лы-.
Звук «Р».
«Моторчики»
И. п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...
Конспект комплексного физкультурного занятия с элементами фонетической ритмики
Занятие для старшей логопедической группы...
Рекомендация для родителей "Игры со смыслом" Упражнения фонетической ритмики для детей 4-5 лет с нарушениями речи
Движения тела могут помочь отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизую...
Картотека упражнений по фонетической ритмике
На основе рекомендаций Т.В. Пелымской Н.Д. Шматко «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»...
Презентация "Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда"
Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритм...
Картотека упражнений по фонетической ритмике
Одним из средств развития произносительной стороны речи у детей с ОНР является фонетическая ритмика.Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, г...
Игровые упражнения в средней группе по развитию речи "Фонетическая ритмика"
система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала ( звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Сегодня мы представи...