Организация и проведение артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Налимова Анна Игоревна

Артикуляционная гимнастика для малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Тема: «Организация и проведение артикуляционной гимнастики

с детьми раннего возраста»

Учитель-логопед: 

                                                                                        Налимова А.И.

Цель: оказание помощи педагогам и родителям в организации и проведении артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста.

Задачи:

  • Просветить педагогов и родителей о значении артикуляционной гимнастики;
  • Познакомить педагогов и родителей с методикой проведения артикуляционной гимнастики;
  • Показать комплексы артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста.

Большое количество родителей тревожит проблема правильного звукопроизношения у их чада. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной окружающим, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного и дыхательного аппаратов.  Речь развивается благодаря этим аппаратам.

Разработаны специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, именуемые артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, направленных на совершенствование движений, снятие мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формирование умения чувствовать и контролировать их движения. В результате артикуляционной гимнастики губы и язык ребенка станут сильными, упругими и подвижными.

Артикуляционная гимнастика максимально эффективна, когда выполнять её с раннего возраста (1-2 года). В данном возрасте, когда малыши учатся произносить звуки родной речи, артикуляционная гимнастика выполняет профилактическую и коррекционную функции, помогает формировать чистую и правильную речь ребенка за меньший период времени.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Педагог артикуляционную гимнастику проводит в групповой форме на специальных занятиях утром после зарядки и вечером. Артикуляционные упражнения можно проводить в любое время, например, во время режимных моментов (умывания и приема пищи), в свободное время у зеркала, во время подвижных игр.

Во время утреннего туалета можно показать, как нужно полоскать рот водой, плотно смыкая губы; как, запрокинув голову, полоскать горло; как языком проверять, хорошо ли вычищены зубы.

Во время еды можно дать ребенку задание облизать ложку, блюдце; предложить попить сок с помощью трубочки сначала достаточно большого диаметра, а затем, когда ребёнок научится ею пользоваться, предложить тоненькую трубочку-соломку.

Оказавшись рядом перед зеркалом, можно поиграть в «клоунов», то есть показать смешные и даже страшные рожицы.

В подвижные игры нужно включать элементы знакомых малышу артикуляционных упражнений. Если вы играете в лошадок, озвучьте их движения: поцокайте языком, а в конце пути остановите лошадей, произнеся: «Тпру!»

Комплекс упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Педагог может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2-5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения).

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  •  подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения.
  • продолжительность проведения для 2-3 летних детей – 3-5 минут;
  • знакомить детей с инструкцией выполнения упражнения, образцом взрослого обязательно перед зеркалом, чтобы каждый ребенок видел свои органы артикуляциии смог самостоятельно выполнить;
  • упражнения выполнять медленно, в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее;
  • комплекс включает не более 2-3 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения выполняются по 2–3 секунды. Одно хорошо выполняемое упражнение можно заменить на новое.
  •  следить за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества;
  • если дети затрудняются при выполнении упражнения, не заставляйте их;
  • 2-3летним детям нужно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
  • основное условие эффективности артикуляционной гимнастики — хорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем ему надоест. В таком случае можно быть уверенным, что малыш и в следующий раз охотно будет заниматься непростым для него делом.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. 

Артикуляционный комплекс упражнений для детей раннего возраста (1,5 – 3 года). ( Выполнять перед зеркалом по 2-5 минут каждый день).

К трем годам у ребенка должны быть сформированы следующие звуки речи:

А О У И Ы(И) Э(Е)  М  П  Б  В  Ф  Т   Д  Н  К  Г  Х(К)  Сь  Зь  Ль.

Цель:

Улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и целых слов. Усилить речевой выдох.

Упражнения.

«Тук- тук, кто дома?» - представьте, что ротик малыша – это дом. Постучите пальчиком по щёчке: «Тук-тук», - и ротик малыша открывается: «Дверки дома открылись». Говорим: Пока! Пока!», - и ротик закрывается.

«Бублик» - открываем ротик, произнося звук «О». Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.

«Вкусное варенье» -  приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.

«Блинчик» - широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.

«Месим тесто» - высовываем язычок и губками «шлёпаем» по нему, проговаривая: «Пя-пя-пя».

«Пузырь» - надуваем щёчки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щёчек  и сдуваем пузырь.

«Лягушка и хоботок» - укажите малышу на его губки. Скажите: «Раз-два-три», - и губки  улыбаются. Затем снова повторяем: «Раз-два-три», - и губки вытягиваются вперёд.

«Чистим зубки» - улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по нижним зубам и «чистим» их.

«Качели» - широко открываем рот и, улыбнувшись, кладём кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем его за верхние зубы.

 «Хоботок» - сильно вытянув губы вперёд, поём с малышом: «Ту-ту-ту, ду-ду-ду». Следите, чтобы губы не размыкались.

«Моржик» - трубочки для коктейля (диаметр 1,5-2 см, а затем тонкая) зажимается губами.

«Ветер» - подуть через трубочку на ладонь.

«Волшебные пузырьки» - выдувать воздух из трубочки через воду, чтобы вода забулькала.

«Насос» - вдох на наклоне. Нюхаем цветы, грибы… Предметы/картинки выкладываются на полу перед ребенком.

Логосказки помогут провести занятие весело и интересно.

2.  «Котик Рыжик»

Котик Рыжик стал скучать –

Не с кем дома поиграть.            Зевают.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!               Улыбаются.

Рыжик лапки причесал,                    «Протаскивают» язык между зубами

                                                   вперед-назад.

Язычком их облизал,                     Облизывают рот по часовой стрелке.

Влево-вправо потянулся        Сильно высовывают язык то вправо, то           влево.

И, конечно, улыбнулся.                     Улыбаются.

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души!                              Хлопают в ладоши.

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч.        Тянут кончик языка вверх к носу.

Покатаем мяч по полю,         Рот закрыть, кончик языка с напряжением            упирать то в одну сторону,  

 в другую щёку так,

 под щекой надувались «мячики».

А потом помчимся вскачь!        Быстрые движения кончиком

Языка вверх-вниз.

Круглый обруч мы возьмем

И крутить его начнем.                   Округляют рот, словно произнося букву «о».

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!           Показывают язык, затем быстро прячут его

                                                   за зубы   несколько раз.

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал.                   Дети потягиваются.

Дома на кроватке

Спит котенок сладко.              Дети кладут голову на сложенные ладошки.  

3.«Сказка о Весёлом Язычке»

1. Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.

Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот.

2. Двери в домике то открываются,     1. Открывать, закрывать рот.

То закрываются.                                   2. Высунуть язык.

Непоседливый Язычок не сидит на месте.  

Он часто выбегает из домика.             3. «Лопаточка» на нижней губе.

3. Вот он вышел погреться на солнышке,

отдохнуть на крылечке.                                  

Подул легкий ветерок,

Язычок поежился,                              1. «Иголочка».

Спрятался в домик                             2. Язычок во рту, рот закрыт.

И закрыл за собой дверь.

А на дворе солнце

Спряталось за тучки        3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д».  

И забарабанил по крыше дождь.        

4. Язычок не скучал дома,

напоил котенка молоком.

Он лакал молочко,                     1. Имитирует лакание молока.

потом котенок облизнулся         2. «Вкусное варенье», рот открыт.

и сладко зевнул.                                3. Широко открыт рот.

5. Язычок посмотрел на часы,    

они тикали: «тик-так».                 1. «Часики».

Котенок свернулся клубочком.

«Пора и мне спать»,                    2. Язычок во рту, рот закрыт.

 — подумал Язычок.  

Литература:

1. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. -  М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.

2. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitatelej-po-razvitiyu-rechi-na-temu-organizaciya-i-provedenie-artikulyacionnoj-gimnastiki-s-detmi-rannego--5459837.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит формирование психики ребенка. Наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предмет...

"Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"

quot;Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста по формированию ЗКР"...

Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...

Занимательные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением речи

В данной статье представлен практический материал по развитию артикуляционного аппарата в различной форме, которая способствует повышению познавательного процесса....

Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»

Консультация учителя - логопеда для  воспитателей «Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста»...

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Цен...