Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] в словах с ребёнком старшей группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] в словах с ребёнком старшей группы с логопедическим заключением
«ФФНР, функциональная сенсорная дислалия». В конспекте представлены разнообразные и увлекательные задания, помогающие логопедам более эффективно осуществлять свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_s_sh_v_slovah.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] в словах с ребёнком старшей группы с логопедическим заключением
«ФФНР, функциональная сенсорная дислалия»
Тема: Звуки [с] и [ш]
Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
- уточнение артикуляторно-акустических характеристик звуков [с] и [ш];
- дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах;
- слуховая дифференциация звуков [с] и [ш] на материале слов-квазиомонимов;
- слухопроизносительная дифференциация звуков [с] и [ш] на материале слов-квазиомонимов;
- развитие фонематического анализа;
- коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного внимания;
- развитие общей моторики;
- воспитательные:
- развитие дисциплинированности;
- развитие усидчивости.
Оборудование: 2 куклы, лабиринт с предметными картинками (сом, шар, суп, шина, коса, мешок, бусы, ландыш, сова, душ, стол, ковш, стул, лошадь, самолёт, мышка, насос, шишка, сушка), парные предметные картинки (миска-мишка, крыса-крыша, усы-ужи, касса-каша, каска-кашка, басня-башня, уши-усы, мышь-мыс, маска-Машка, ириска-Иришка), предметные картинки (стакан, сани, сумка, капуста, носок, ананас, кактус, шапка, шарф, груша, машина, вишня, карандаш, камыш; груша, слон, шляпа, весы, подушка).
Ход занятия
Деятельность логопеда | Деятельность ребёнка |
1. Организационный момент - Здравствуй! - Сегодня на занятии с нами будут куклы Маша и Соня. Они приготовили задания, чтобы ты правильно произносила звуки [с] и [ш] в словах. | - Здравствуйте. |
- Для начала вспомни всё, что ты знаешь об этих звуках. Для этого нужно ответить на вопросы. 2. Уточнений артикуляторно-акустических характеристик звуков [с] и [ш] - Звук [с] гласный или согласный? - Почему? - Звук [ш] гласный или согласный? - Почему? - Звуки [с] твёрдый или мягкий? - Почему? - Звук [ш] твёрдый или мягкий? - Почему? - Звуки [с] глухой или звонкий? - Почему? - Звук [ш] глухой или звонкий? - Почему? - Как расположены губы при произнесении звука [с]? - Как расположены губы при произнесении звука [ш]? - На что похож язык при произнесении звука [с]? - На что похож язык при произнесении звука [ш]? - Что общего у звуков [с] и [ш]? - Чем отличаются звуки [с] и [ш]? | Ребёнок отвечает на вопросы логопеда. - Согласный. - На пути выдыхаемого воздуха есть преграда. - Согласный. - На пути выдыхаемого воздуха есть преграда. - Твёрдый. - Потому что звучит твёрдо. - Твёрдый. - Потому что звучит твёрдо. - Глухой. - Потому что голосовые складки не работают. - Глухой. - Потому что голосовые складки не работают. - Губы в улыбке. - Язык похож на горку. - Язык похож на чашечку. - Они оба согласные, твёрдые, глухие. - При произнесении [с] губы в улыбке, язык похож на горку, а при произнесении [ш] губы, как рупор, язык похож на чашечку. |
- Помнишь, что мы делали на прошлом занятии? - Давай мы это повторим. 3. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах Задание на повторение за логопедом Процедура: логопед произносит цепочки слогов, содержащие дифференцируемые звуки. Ребёнок повторяет за логопедом. Инструкция: - Слушай внимательно и повторяй за мной. Речевой материал: ша-ша-са, ша-са-са, шу-су-шу, су-су-шу, шу-су-су, со-шо-со, ши-сы-ши, ас-аш-аш, ус-ус-уш, иш-иш-ис, ис-иш-ис. | - Да, я училась правильно произносить звуки [с] и [ш] в слогах. Ребёнок повторяет за логопедом: ша-ша-са, ша-са-са, шу-су-шу, су-су-шу, шу-су-су, со-шо-со, ши-сы-ши, ас-аш-аш, ус-ус-уш, иш-иш-ис, ис-иш-ис. |
- Маша и Соня приготовили тебе интересные задания. Ты готова их выполнять? 4. Слуховая дифференциация звуков [с] и [ш] на материале слов-квазиомонимов Процедура: логопед выкладывает перед ребёнком 2 картинки, отличающиеся в названии одним звуком, называет их и показывает. Затем только называет картинки, а показывает ребёнок. Инструкция: - Слушай внимательно и показывай то, что я назову. | - Да. Ребёнок рассматривает пару картинок, слушает логопеда и показывает на ту картинку, которую назвал логопед. |
- Маша и Соня усложнили это задание, но они уверены, что ты справишься! 5. Слухопроизносительная дифференциация звуков [с] и [ш] на материале слов-квазиомонимов Процедура: логопед показывает картинки из пары в произвольном порядке, ребёнок называет, что на них изображено. Инструкция: - Я буду показывать картинки, а ты будешь их называть. | Ребёнок смотрит, на какую картинку показывает логопед, и называет её. |
- Маша и Соня гуляли на площадке, но вдруг они разбежались далеко друг от друга, даже не заметив этого. Помоги им снова быть вместе. 6. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах Игра «Бродилки» Ход игры: логопед предлагает ребёнку лабиринт, на котором путь от Маши до Сони выстроен в виде предметных картинок, в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Требуется пройти этот путь, назвав каждую из картинок. Инструкция: - Передвигай фишку и называй, что изображено на каждой картинке, встретившейся тебе на пути. | Ребёнок передвигает фишку и называет каждую картинку: сом, шар, суп, шина, коса, мешок, бусы, ландыш, сова, душ, стол, ковш, стул, лошадь, самолёт, мышка, насос, шишка, сушка. |
7. Развитие общей моторики Логопед проговаривает физкультминутку и показывает движения. Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать. Шесть - за стол тихонько сесть. | Ребёнок повторяет за логопедом движения. Подняться, подтянуться, Согнуться, разогнуться. Хлопнуть 3 раза, кивнуть 3 раза. Сделать ноги шире. Руками помахать. За стол сесть. |
- Маша и Соня никак не могут разделить картинки поровну. Им нужна твоя помощь. 8. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах и развитие фонематического анализа Игра «Картинки для кукол» Ход игры: Перед ребёнком ставятся 2 куклы: Маша и Соня. Маше нужно из большого количества картинок выбрать те, в названии которых есть звук [ш], и положить возле неё. Для Сони выбрать картинки, в названии которых есть звук [с], и положить возле неё. Инструкция: - Выбери для Маши картинки, в названии которых есть звук [ш], а для Сони – со звуком [с]. Назови их и положи возле каждой куклы. | Ребёнок берёт в руки каждую картинку, называет её, определяет, какой звук в этом слове - [ш] или [с], затем к каждой кукле кладёт рядом картинку. Возле Маши кладёт следующие картинки: шапка, шарф, шорты, машина, вишня, карандаш, камыш. Возле Сони кладёт следующие картинки: стакан, сани, сумка, капуста, носок, ананас, кактус. |
9. Развитие зрительного внимания Игра «Что изменилось?» Ход игры: логопед выкладывает перед ребёнком 5 предметных картинок. Даёт 10 секунд, чтобы запомнить, в каком порядке они лежат. Затем просит ребёнка закрыть глаза. Логопед меняет порядок картинок. Ребёнок открывает глаза и определяет, что изменилось. Игра повторяется 4 раза. Инструкция: - Посмотри на картинки и запомни, в каком порядке они лежат. Теперь закрой глаза. Открывай. Внимательно посмотри и определи, что изменилось. | Ребёнок 10 секунд смотрит на разложенные картинки, запоминает их порядок. Закрывает глаза, открывает и определяет, что изменилось. |
10. Подведение итогов занятия - Вспомни, как звали кукол, которые сегодня были у нас на занятии. - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"
Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление правильного произношения звуков Р – Л в сло...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР
Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С-З]
В копилку логопеда...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях....