Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] в словах с ребёнком старшей группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [с] и [ш]    в словах с ребёнком старшей группы с логопедическим заключением
«ФФНР, функциональная сенсорная дислалия». В конспекте представлены разнообразные и увлекательные задания, помогающие логопедам более эффективно осуществлять свою деятельность. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_s_sh_v_slovah.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [с] и [ш]    в словах с ребёнком старшей группы с логопедическим заключением
«ФФНР, функциональная сенсорная дислалия»

Тема: Звуки [с] и [ш]

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.

Задачи:

  1. коррекционно-образовательные:
  • уточнение артикуляторно-акустических характеристик звуков [с] и [ш];
  • дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах;
  • слуховая дифференциация звуков [с] и [ш] на материале слов-квазиомонимов;
  • слухопроизносительная дифференциация звуков [с] и [ш] на материале слов-квазиомонимов;
  • развитие фонематического анализа;
  1. коррекционно-развивающие:
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие общей моторики;
  1. воспитательные:
  • развитие дисциплинированности;
  • развитие усидчивости.

Оборудование: 2 куклы, лабиринт с предметными картинками (сом, шар, суп, шина, коса, мешок, бусы, ландыш, сова, душ, стол, ковш, стул, лошадь, самолёт, мышка, насос, шишка, сушка), парные предметные картинки (миска-мишка, крыса-крыша, усы-ужи, касса-каша, каска-кашка, басня-башня, уши-усы, мышь-мыс, маска-Машка, ириска-Иришка), предметные картинки (стакан, сани, сумка, капуста, носок, ананас, кактус, шапка, шарф, груша, машина, вишня, карандаш, камыш; груша, слон, шляпа, весы, подушка).

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность ребёнка

1. Организационный момент

- Здравствуй!

- Сегодня на занятии с нами будут куклы Маша и Соня. Они приготовили задания, чтобы ты правильно произносила звуки [с] и [ш] в словах.

- Здравствуйте.

- Для начала вспомни всё, что ты знаешь об этих звуках. Для этого нужно ответить на вопросы.

2. Уточнений артикуляторно-акустических характеристик звуков [с] и [ш]

- Звук [с] гласный или согласный?

- Почему?

- Звук [ш] гласный или согласный?

- Почему?

- Звуки [с] твёрдый или мягкий?

- Почему?

- Звук [ш] твёрдый или мягкий?

- Почему?

- Звуки [с] глухой или звонкий?

- Почему?

- Звук [ш] глухой или звонкий?

- Почему?

- Как расположены губы при произнесении звука [с]?

- Как расположены губы при произнесении звука [ш]?

- На что похож язык при произнесении звука [с]?

- На что похож язык при произнесении звука [ш]?

- Что общего у звуков [с] и [ш]?

- Чем отличаются звуки [с] и [ш]?

Ребёнок отвечает на вопросы логопеда.

- Согласный.

- На пути выдыхаемого воздуха есть преграда.

- Согласный.

- На пути выдыхаемого воздуха есть преграда.

- Твёрдый.

- Потому что звучит твёрдо.

- Твёрдый.

- Потому что звучит твёрдо.

- Глухой.

- Потому что голосовые складки не работают.

- Глухой.

- Потому что голосовые складки не работают.

- Губы в улыбке.
- Губы в форме рупора.

- Язык похож на горку.

- Язык похож на чашечку.

- Они оба согласные, твёрдые, глухие.

- При произнесении [с] губы в улыбке, язык похож на горку, а при произнесении [ш] губы, как рупор, язык похож на чашечку.

- Помнишь, что мы делали на прошлом занятии?

- Давай мы это повторим.

3. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах

Задание на повторение за логопедом

Процедура: логопед произносит цепочки слогов, содержащие дифференцируемые звуки. Ребёнок повторяет за логопедом.

Инструкция:

- Слушай внимательно и повторяй за мной.

Речевой материал: ша-ша-са, ша-са-са, шу-су-шу, су-су-шу, шу-су-су, со-шо-со, ши-сы-ши, ас-аш-аш, ус-ус-уш, иш-иш-ис, ис-иш-ис.

- Да, я училась правильно произносить звуки [с] и [ш] в слогах.

Ребёнок повторяет за логопедом: ша-ша-са, ша-са-са, шу-су-шу, су-су-шу, шу-су-су, со-шо-со, ши-сы-ши, ас-аш-аш, ус-ус-уш, иш-иш-ис, ис-иш-ис.

- Маша и Соня приготовили тебе интересные задания. Ты готова их выполнять?

4. Слуховая дифференциация звуков [с] и [ш] на материале слов-квазиомонимов

Процедура: логопед выкладывает перед ребёнком 2 картинки, отличающиеся в названии одним звуком, называет их и показывает. Затем только называет картинки, а показывает ребёнок.

Инструкция:

- Слушай внимательно и показывай то, что я назову.

- Да.

Ребёнок рассматривает пару картинок, слушает логопеда и показывает на ту картинку, которую назвал логопед.

- Маша и Соня усложнили это задание, но они уверены, что ты справишься!

5. Слухопроизносительная дифференциация звуков [с] и [ш] на материале слов-квазиомонимов

Процедура: логопед показывает картинки из пары в произвольном порядке, ребёнок называет, что на них изображено.

Инструкция:

- Я буду показывать картинки, а ты будешь их называть.

Ребёнок смотрит, на какую картинку показывает логопед, и называет её.

- Маша и Соня гуляли на площадке, но вдруг они разбежались далеко друг от друга, даже не заметив этого. Помоги им снова быть вместе.

6. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах

Игра «Бродилки»

Ход игры: логопед предлагает ребёнку лабиринт, на котором путь от Маши до Сони выстроен в виде предметных картинок, в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Требуется пройти этот путь, назвав каждую из картинок.

Инструкция:

- Передвигай фишку и называй, что изображено на каждой картинке, встретившейся тебе на пути.

Ребёнок передвигает фишку и называет каждую картинку: сом, шар, суп, шина, коса, мешок, бусы, ландыш, сова, душ, стол, ковш, стул, лошадь, самолёт, мышка, насос, шишка, сушка.

7. Развитие общей моторики

Логопед проговаривает физкультминутку и показывает движения.

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за стол тихонько сесть.

Ребёнок повторяет за логопедом движения.

Подняться, подтянуться,

Согнуться, разогнуться.

Хлопнуть 3 раза, кивнуть 3 раза.

Сделать ноги шире.

Руками помахать.

За стол сесть.

- Маша и Соня никак не могут разделить картинки поровну. Им нужна твоя помощь.

8. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах и развитие фонематического анализа

Игра «Картинки для кукол»

Ход игры: Перед ребёнком ставятся 2 куклы: Маша и Соня. Маше нужно из большого количества картинок выбрать те, в названии которых есть звук [ш], и положить возле неё. Для Сони выбрать картинки, в названии которых есть звук [с], и положить возле неё.  

Инструкция:

- Выбери для Маши картинки, в названии которых есть звук [ш], а для Сони – со звуком [с]. Назови их и положи возле каждой куклы.

Ребёнок берёт в руки каждую картинку, называет её, определяет, какой звук в этом слове - [ш] или [с], затем к каждой кукле кладёт рядом картинку. Возле Маши кладёт следующие картинки: шапка, шарф, шорты, машина, вишня, карандаш, камыш. Возле Сони кладёт следующие картинки: стакан, сани, сумка, капуста, носок, ананас, кактус.

 9. Развитие зрительного внимания

Игра «Что изменилось?»

Ход игры: логопед выкладывает перед ребёнком 5 предметных картинок. Даёт 10 секунд, чтобы запомнить, в каком порядке они лежат. Затем просит ребёнка закрыть глаза. Логопед меняет порядок картинок. Ребёнок открывает глаза и определяет, что изменилось. Игра повторяется 4 раза.

Инструкция:

- Посмотри на картинки и запомни, в каком порядке они лежат. Теперь закрой глаза. Открывай. Внимательно посмотри и определи, что изменилось.

Ребёнок 10 секунд смотрит на разложенные картинки, запоминает их порядок. Закрывает глаза, открывает и определяет, что изменилось.

10. Подведение итогов занятия

- Вспомни, как звали кукол, которые сегодня были у нас на занятии.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР

Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях....