Индивидуализация работы логопеда с родителями, воспитывающими ребенка 5-7 лет с дислалией
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Представленный опыт работы раскрывает индивидуальные подходы к семье ребенка с дислалией через эффективные формы и методы привлечения к коррекционному процессу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования : процесс индивидуализации взаимодействия логопеда с родителями, воспитывающими детей 5-7 лет с дислалией Задачи исследования : проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; изучить готовность родителей, воспитывающих старших дошкольников с дислалией к сотрудничеству с логопедом; составить индивидуальные рекомендации по коррекции дислалии у ребенка 5-7 лет в условиях семьи.
«Чтобы всесторонне воспитать человека его нужно узнать во всех отношениях» К.Д. Ушинский . Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка
- недостаточность степени дифференцировки артикуляционных движений, - нарушение фонематического восприятия, - нарушение звукопроизношения, - нарушения фонетической и фонематической сторон речи. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.
Сотрудничество - этап в развитии взаимодействия между людьми, предполагающий передачу опыта и формирование потребности перенять его. Принципы сотрудничества : индивидуальный подход к каждой семье, гуманный подход ко всем участникам процесса коррекции, преемственность, согласованных действий, открытость отношений, поэтапность реализации задач, обратная связь.
Критерии оценки уровня родительской мотивации адекватность восприятия состояния речевого развития своего ребенка; готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе коррекционной работы, понимание её важности и необходимости; степень инициативы в плане сотрудничества и продуктивность использования рекомендаций.
Этапы коррекционной работы при дислалии - подготовительный этап; - этап формирования первичных произносительных умений и навыков; - этап формирования коммуникативных, умений и навыков
Результаты исследования: - положительная динамика речевого развития детей в более короткие сроки, вследствие комплексного воздействия при взаимосвязи всех участников коррекционного процесса; - выработка у детей устойчивой мотивации к речевой самореализации, гармонизация развития личности детей в целом успешная социальная адаптации детей в ДОУ, а в дальнейшем в школе.
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта: «Индивидуализация работы логопеда с родителями, воспитывающими ребенка 5-7 лет с дислалией»
В настоящее время возросло количество детей старшего дошкольного возраста, не овладевших в нормативные сроки звуковой стороной языка. Сформированность этого показателя особенно важна в период обучения грамоте, поскольку письменная речь формируется на основе устной. Не устраненная в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи.
Очевидна потребность в действенном, эффективном, своевременном подходе устранения дислалии. Одним из показателей эффективности системы коррекционных мероприятий с ребенком является обязательное привлечение его семьи к данному процессу. Однако, не изучив качественных характеристик семьи, нельзя определиться в выборе варианта привлечения ее в коррекционный процесс.
Особая значимость учета индивидуальных особенностей семей обусловила актуальность выбора темы исследования.
Предметом исследования стала индивидуализация в содержании и формах взаимодействия логопеда и родителей, воспитывающих детей 5-7 лет с дислалией.
Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать возможность индивидуализации в работе логопеда и родителей, воспитывающих детей 5-лет с дислалией.
В основе деятельности, ориентированной на личность, лежит индивидуальный подход.
Педагогика индивидуального подхода имеет в виду приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.
Реализацией принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании является индивидуализация - организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; она позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Индивидуализация коррекционного обучения строится с опорой на понимание причин и механизмов дислалии. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата, проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи.
Взаимосвязь в работе логопеда и семьи определяется понятием сотрудничество.
В процессе сотрудничества важно передать способы познания в какой-либо области.
Сотрудничество – этап в развитии взаимодействия между людьми, предполагающий возможность одних передать опыт другим и сформировать потребность перенять его.+ принципы Принципы сотрудничества предполагают: индивидуальный подход к каждой семье, гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции, преемственность согласованных действий, открытость отношений, поэтапность реализации задач, обратную связь.
Рассматривая понятие индивидуализации в ракурсе взаимодействия логопеда с семьей, была определена необходимость изучения семьи, изучения уровня мотивации родителей на сотрудничество с логопедом, с целью выстраивания взаимоотношений на основе учета индивидуальных особенностей каждой семьи.
Анализ результатов исследования речи детей, изучение готовности родителей к сотрудничеству и разработка индивидуальных рекомендаций по коррекции дислалии у старших дошкольников в условиях семьи.
В обследовании принимали участие 2 детей подготовительной группы. Обследование речи детей проводилось на основе методики, предложенной
Г.В. Чиркиной.
Критерии оценки уровня родительской мотивации: адекватность восприятия родителями состояния речевого развития своего ребенка, готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе коррекционной работы, понимание её важности и необходимости, степень инициативы в плане сотрудничества и продуктивность использования рекомендаций.
В ходе решения поставленных задач установлено, что индивидуальный подход к семье предполагает изучение ее особенностей и возможностей, выявление уровня мотивации родителей на сотрудничество с логопедом, выявление причин, влияющих на этот уровень. В соответствии с выявленным уровнем мотивации возможно планирование работы по взаимодействию с конкретной семьей, подбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы с родителями. На основе этого были разработаны индивидуальные рекомендации по коррекции дислалии у старших дошкольников в условиях семьи с учетом структуры дефекта у каждого ребенка.
Основой взаимодействия с родителями с низким уровнем мотивации предлагаются индивидуальные консультации просветительской и практической направленности, позволяющие создать доверительные отношения между родителями и логопедом. Родителям с высоким уровнем рекомендованы. наряду с индивидуальными формами, групповые.
Результаты экспериментальной работы:
- Положительная динамика речевого развития детей в более короткие сроки, вследствие комплексного воздействия при взаимосвязи всех участников коррекционного процесса.
- Выработка у детей устойчивой мотивации к речевой самореализации, гармонизация развития личности детей в целом. Это в свою очередь способствует успешной социальной адаптации детей как в ДОУ, так и при дальнейшем обучении в школе.
- Активизация педагогического потенциала родителей за счет повышения их психолого-педагогической компетенции в вопросах речевого развития детей, заинтересованность родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы логопеда и семьи, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы с каждым конкретным ребенком.
Индивидуализация работы с родителями оптимизирует коррекционный процесс, значительно сокращая его сроки в достижении поставленных целей.
Таким образом, доказана необходимость постоянного поиска путей и способов приобщения родителей к сотрудничеству с логопедом, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развитии каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ
В статье обобщен опыт работы педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25» по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...
Работа психолога с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии.
материал содержит информацию о типах родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии; о моделях помощи таким сеьям; о психодиагностическом инструментарии, которые можно использовать в работ...
Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям,воспитывающим ребенка с ОВЗ"
Эта консультация предназначена для родителей по вопросу воспитания детей, с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для родителей. «В помощь родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье»
Памятка для родителей!Говорите с ребенком и слушайте его! Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная...
"Особенности работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности....
В помощь родителям воспитывающих ребенка с синдромом Дауна. (Руководство для родителей и специалистов)
спсиок литературы с аннотациями...
Памятка родителям: Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка
Памятка родителям:Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка Для закрепления результатов логопедической работы Ваши дети нуждаются в постоянных домашних занят...