Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ
статья по теме
В статье обобщен опыт работы педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25» по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_organizacii_eksperimentalnoy_raboty_dou_s_semey.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения
экспериментальной работы педагогического коллектива
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»
З.В. Скрыпченко, заведующий МДОУ, Е.Р. Южанинова, старший воспитатель |
Основные этапы работы по теме:
цели, задачи, прогнозируемые результаты, содержание работы
Свою работу в режиме эксперимента коллектив учреждения выстраивал на основе Положения «О муниципальной экспериментальной площадке».
Содержание реализовывалось поэтапно в соответствии с целями и задачами Программы экспериментальной работы и перспективных планов работы на каждый этап на протяжении пяти лет – с 2006 по 2011 гг.
I этап – Организационный (сентябрь 2006 г. – август 2007 г.)
Задачи:
- Определение и изучение условий, необходимых для реализации экспериментального проекта (нормативно-правовых, программно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых).
- Разработка программы эксперимента.
- Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных потерь и негативных последствий экспериментальной работы.
- Создание необходимых условий в МДОУ для проведения эксперимента.
Прогнозируемый конечный результат:
- Анализ условий, необходимых для реализации экспериментального проекта.
- Развернутая программа эксперимента.
- Пакет нормативно-правовых документов, необходимых для проведения экспериментальной работы.
- Совокупность необходимых условий для проведения эксперимента. (Готовность МДОУ к работе в условиях эксперимента.)
Организационный этап программы эксперимента «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения» включал три подэтапа:
- аналитический (сентябрь – декабрь 2006 г.),
- прогностический (январь – март 2007 г.),
- организационный (апрель – август 2007 г.).
На аналитическом подэтапе основное внимание было уделено изучению нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие ДОУ и семьи, анализу имеющегося в детском саду фонда научно-методической литературы. Также был проведен проблемно-аналитической анализ деятельности МДОУ за 5 лет, в том числе, анализ взаимодействия МДОУ с семьей.
В рамках данного направления работы особое внимание было уделено изучению контингента семей по таким параметрам, как: социальный портрет, образовательные потребности, психолого-педагогической компетентность, степень включенности родителей в организацию образовательного процесса.
На основе специального исследования, проведенного педагогом-психологом детского сада был составлен социальный портрет родителей, дети которых посещают МДОУ. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что контингент родителей не однороден по составу, целям, приоритетам в воспитании и развитии детей. Исследование показало также, что подавляющее большинство семей остро нуждается в помощи специалистов по вопросам воспитания и обучения детей с нарушенным зрением. Характер проблем родителей позволил нам сделать вывод о том, что они очень разнообразны и индивидуальны.
Полученные в ходе анализа результаты помогли сформулировать вывод о необходимости совершенствования системы взаимодействия МДОУ и семьи на основе комплексного изучения индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, с целью разработки стратегии адресной помощи каждой семье в зависимости от ее потребностей, запросов и проблем.
Проблемно-ориентированный анализ существующего положения деятельности ДОУ помог определить и сформулировать основные научные характеристики экспериментальной работы: цель, задачи, объект и предмет исследования, рабочую гипотезу.
Содержание деятельности прогностического подэтапа работы было направлено на разработку проекта-программы эксперимента, а также прогнозирование ожидаемых результатов, возможных потерь и негативных последствий экспериментальной работы. В результате чего был подготовлен пакет нормативно-правовых документов, необходимых для проведения экспериментальной работы, в том числе:
- развернутая программа эксперимента по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения»;
- договор о сотрудничестве МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25» с кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ по проведению экспериментальной работы;
- информационная справка о МДОУ;
- образовательная программа МДОУ.
Основным содержанием организационного подэтапа явилось создание комплекса условий, призванных обеспечить оптимальность и эффективность реализации эксперимента: организационных, нормативно-правовых, кадровых, мотивационных, научно-методических, материально-технических, финансовых.
С этой целью администрацией МДОУ совместно с научным руководителем проекта Л.А. Дружининой был разработан план (программа) взаимодействия Мдоу № 25 с кафедрой СППиПМ ЧГПУ, разработана модель инновационной деятельности МДОУ, а также основные направления повышения профессиональной компетенции педагогов.
В соответствии с планом-программой проекта в учреждении был создан научно-методический совет (НМС), разработано и утверждено Положение «О научно-методическом совете МДОУ» и план работы на текущий учебный год. На заседаниях научно-методического совета решались различные организационные вопросы: утверждалась программа эксперимента, критерии оценки ожидаемых результатов, перспективные планы работы с семьей в каждой возрастной группе на текущий учебный год и т. д.
Администрацией МДОУ были предприняты конкретные меры по улучшению условий труда педагогов. В педагогическом кабинете организована стационарная выставка «Работаем в эксперименте», где представлен методический и практический материал по проблеме: новинки научно-методической литературы и периодической печати, а также практические разработки воспитателей детских садов города, региона.
Кроме того, большое внимание было уделено созданию необходимых материально-технических и информационных условий:
- оборудован и полностью оснащен новый кабинет для психолога, где организована «Родительская гостиная» с уютным освещением и мягкой мебелью;
- приобретено 2 магнитофона; 2 компьютера, цифровая фотокамера;
- обновлены информационные стенды для родителей и педагогов в группах, коридорах, офтальмологическом блоке, педагогическом кабинете;
- обогащена предметно-развивающая среда в группах, залах, кабинетах специалистов (дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, куклы, игровые комплекты для сюжетно-ролевых игр и др.);
- приобретена научно-методическая литература по работе с семьей (около 40 наименований книг).
Согласно запланированному, в штатном расписании ДОУ была увеличена ставка психолога на 0,25 (14 разряд ЕТС) и ставка социального педагога 0,25 (14 разряд ЕТС), что способствовало более рациональному распределению функциональных обязанностей между участниками эксперимента.
Большое внимание на данном этапе работы было уделено созданию мотивационных условий. С этой целью администрацией МДОУ совместно с психологом было проведено исследование, направленное на выявление профессиональной компетентности педагогов по теме эксперимента, а также потребностей, мотивов, интересов сотрудников с учетом их личностных и профессиональных способностей. Результаты исследования помогли составить план повышения квалификации педагогов, а были использованы при организации различных творческих групп и временных творческих коллективов (ВТК) по разработке и апробации эффективных форм сотрудничества с семьей.
Результаты, полученные в ходе диагностики педагогов, позволили администрации ДОУ перевести трех воспитателей и четырех специалистов на режим доверия и самоконтроля. Основанием для выбора послужило наличие у данной группы педагогов высокого уровня профессиональных умений и навыков, соответствующих современным тенденциям и новациям в области специальной педагогики и психологии, а также личностных качеств: ответственности, инициативности, творческого подхода к реализации поставленных задач.
Стимулирование деятельности работников детского сада, участвующих в проведении эксперимента, осуществлялось также в виде доплат, надбавок, премий и других форм материального стимулирования.
В рамках научно-теоретической и практической подготовки педагогических работников к инновационной деятельности на организационном этапе в детском саду были проведены городские методические семинары при участии научного руководителя Л.А. Дружининой по темам: «Особенности индивидуального и дифференцированного подходов к коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями зрения», «Совместная работа семьи и детского сада по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения».
Кроме того, научным руководителем были созданы условия для ознакомления педагогов детского сада с деятельностью экспериментальных площадок в г. Челябинске и других городах России: Рязани, Орле, Екатеринбурге, что способствовало пополнению нормативно-правовой и научно-методической базы эксперимента, а также мотивированию педагогов на повышение квалификации в обновлении методов, форм, технологий сотрудничества с родителями, на обогащение предметно-развивающей среды по проблеме.
Методической службой совместно с НМС и творческими группами педагогов проводилась работа по подбору, изучению и апробации инновационных форм, методов, технологий взаимодействия с семьей. Разрабатывались методические рекомендации для педагогов по их освоению и внедрению. Составлялись и корректировались перспективные планы, локальные акты, регламентирующие данное направление деятельности, сценарии различных мероприятий. Воспитателями и специалистами были оформлены ширмы, памятки, рекламные буклеты – всего более 50 наименований наглядно-текстового материала.
Творческой группой в составе старшего воспитателя и педагога-психолога осуществлялся подбор, адаптация, модификация и разработка диагностических методик, анкет для изучения индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями зрения. Был составлен план-график проведения контрольных процедур.
Работа с родителями в этот период была направлена, прежде всего, на мотивирование родительского сообщества к плодотворному сотрудничеству и взаимопомощи в достижении положительных результатов проекта. Были организованы и проведены общее и групповые родительские собрания, где родители в популярной форме познакомились с темой, целями, задачами экспериментальной программы и смогли предложить свою помощь, высказать оригинальные идеи по реализации проекта.
Ознакомление родителей с материалами эксперимента также происходило через наглядно-информационные формы работы: оформление папок-ширм, листовок, буклетов, статей в специально оформленном стенде «Детский сад, семья и я – вместе дружная семья!».
На совместном заседании родительского комитета и администрации ДОУ был скорректирован план работы на год, продуманы реальные шаги по оказанию конкретной помощи в реализации эксперимента (приобретение видеокамеры, приставки «караоке» для проведения семейных и групповых досугов, определение перечня традиционных мероприятий, акций, конкурсов детского сада и их организация, обсуждение проекта газеты детского сада и др.).
Такая работа способствовала повышению информационной компетентности родителей об инновационной деятельности ДОУ и успешной реализации задач эксперимента.
На педагогическом совете в мае 2007 года авторами проекта были представлены пакет нормативно-правовых и программных материалов, сопровождающих эксперимент, отчет о выполнении плана организационного этапа эксперимента и анализ достигнутых результатов. Педагогическим советом были определены дальнейшие пути реализации поставленных задач проекта.
Положительные тенденции организационного этапа:
- создание организационно-правовых условий для проведения эксперимента;
- качественное обучение педагогов через различные формы методической работы;
- приобретение современной научно-методической литературы по проблеме;
- обновление материально-технической и предметно-развивающей среды в ДОУ;
- повышение информационной компетентности родителей об инновационной деятельности ДОУ, их заинтересованности в совместной работе по теме эксперимента.
II этап – Практический (сентябрь 2007 г. – декабрь 2009 г.)
Задачи:
- Комплексное изучение (мониторинг) индивидуально-типологических особенностей родителей воспитанников.
- Всестороннее клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями зрения, посещающих ДОУ.
- Проектирование модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями воспитанников.
Прогнозируемый конечный результат:
- Модель индивидуализации взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения.
В качестве фиксации исходного состояния объекта экспериментирования с сентября по ноябрь 2007 года был проведен констатирующий эксперимент, включающий:
1. Комплексное изучение (мониторинг) индивидуально-типологических особенностей родителей (психолог).
2. Клинико-физиологическое изучение дошкольников с нарушениями зрения, посещающих МДОУ (врач-педиатр и врач-офтальмолог, ст. медицинская сестра).
3. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями зрения, посещающих МДОУ (воспитатели, узкие специалисты).
В рамках комплексного изучения (мониторинга) индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, в частности, были проведены:
- комплексная социальная диагностика семьи;
- анкетирование родителей по изучению семейной микросреды;
- проективная методика «Моя семья»;
- экспресс-диагностика «Мини-интервью» (взаимоотношения ребенка с родителями).
На основании количественного и качественного анализа полученных результатов была составлена таблица «Типологические особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения», отражающая уровень взаимодействия МДОУ с родителями по различным параметрам и показателям.
В этот же период дополнительно, для более глубокого изучения детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья, старшим преподавателем кафедры СППиПМ ЧГПУ Н.А. Крушной совместно с педагогом-психологом МДОУ Г.П. Жироховой была проведена исследовательская работа, включающая следующие методики:
- «Исследование представлений субъекта о себе и идеальном «Я», Т. Лири;
- PARI «Исследование разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье»;
- АСВ «Диагностика типов негармоничного семейного воспитания»;
- Тест семейного ресурса (оценка семейной перспективы, кризисные явления в семье);
- Тест «Типы воспитания в семье»;
- Социограмма семьи (определение гармоничной – дисгармоничной семьи);
- ОРО (особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка).
Полученные результаты были оформлены в виде аналитического отчета. По материалам исследования подготовлен к печати материал «Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения».
Клинико-физиологическое изучение дошкольников с нарушением зрения, посещающих МДОУ, состояло из следующих обследований:
- осмотр врачом-педиатром всех детей в декретированном возрасте;
- офтальмологический осмотр;
- осмотр детей «Д» по индивидуальным схемам;
- клинико-лабораторное обследование;
- АСПОН-Д;
- осмотр детей узкими специалистами – хирургом, дерматологом, фтизиатром.
На основе полученных данных был составлен анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ.
Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения, посещающих МДОУ, включало:
- тифлопедагогическое обследование (развитие зрительного восприятия, пространственной и социально-бытовой ориентировки);
- всестороннее обследование речи детей (учитель-логопед);
- педагогическое обследование по всем разделам образовательной программы;
- психологическое обследование, включающее: диагностику развития психических процессов у детей, изучение межличностных отношений детей в группе, диагностику эмоционально-волевой сферы и выявления страхов (тревожности) у детей.
На основе данных исследований были спроектированы:
- модель комплексного изучения (мониторинга) индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения.
- модель клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушением зрения.
Творческой группой учителей-дефектологов был разработан пакет диагностических документов, включающий: «Индивидуальную карту развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения», новую форму протоколов ПМП-консилиумов ДОУ «Анализ психического и физического развития детей и усвоения образовательной программы», а также новая форма сводных таблиц «Результаты усвоения образовательной программы» по каждому возрасту.
Анализ результатов констатирующего эксперимента и план-программа формирующего эксперимента были вынесены на обсуждение и утверждение на научно-методический совет. Затем на ПМП-консилиумах групп были разработаны (намечены) индивидуально-дифференцированные планы коррекционно-воспитательных мероприятий с детьми и родителями. На их основе был скорректирован годовой план работы с родителями МДОУ.
Важнейшим направлением деятельности практического этапа эксперимента в соответствии с планом-программой и перспективным планом работы являлось поэтапное проектирование модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями воспитанников.
На I этапе были сформулированы базовые элементы модели: цель, задачи, основные принципы и направления деятельности. При этом учитывались, прежде всего, уже имеющийся положительный опыт взаимодействия детского сада с семьей, современные тенденции и новации в образовательной и социальной политике государства и основные положения стратегических документов: «Программы развития МДОУ на 2008-2013 гг.», «Образовательной программы МДОУ», «Концепции экспериментальной работы».
На II этапе творческой группой были составлены схемы основных направлений и форм сотрудничества с семьей администрации ДОУ, а также всех специалистов, работающих в рамках эксперимента, проведен их критический анализ и корректировка с учетом выбора наиболее эффективных индивидуально-дифференцированных форм взаимодействия (Приложение 3).
III этап был посвящен выстраиванию иерархической разноуровневой модели взаимодействия ДОУ с семьей, с использованием возможных форм индивидуализации и дифференциации в зависимости от уровня педагогического руководства (управления) внутри учреждения: административный уровень, групповой уровень, уровень социально-психологической службы, уровень консультационной службы, уровень неформальных объединений. Завершающий элемент модели – мониторинг эффективности взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.
Проект «Модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями» был рассмотрен и утвержден на Научно-методическом совете, после чего запущен для апробации в трех экспериментальных группах. Период апробации: сентябрь 2008 – декабрь 2009 гг.
Для реализации «Модели индивидуализации взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с родителями» был разработан и принят на Научно-методическом совете проектный вариант «Индивидуальной программы взаимодействия ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида по зрению». Данный документ разработан с целью повышения эффективности реализации принципа индивидуализации к каждой семье в зависимости от ее потребностей и проблем, а также с целью оказания максимальной и всесторонней помощи детям с тяжелой зрительной патологией.
В мае 2008 года проведен промежуточный срез с целью сопоставления результатов с данными констатирующего эксперимента по следующим критериям, отражающим результаты экспериментальной работы в текущем периоде:
1. Уровень и динамика психофизического здоровья детей.
2. Уровень и динамика развития детей (по основным линиям развития).
3. Уровень взаимодействия семьи и детского сада.
4. Уровень профессиональной компетентности педагогов.
5. Уровень использования педагогами в процессе реализации проекта инновационных технологий.
Количественный и качественный анализ полученных результатов показал положительную динамику по большинству критериев. Было установлено также, что цели, задачи, основные направления, формы и содержание работы, определенные экспериментальным проектом, последовательно реализуются коллективом. Реализация инновационного проекта как составной части «Программы развития МДОУ» оказывает позитивное влияние на процессы развития учреждения и повышение статуса детского сада среди других ДОУ и населения города.
Говоря о выполнении других задач эксперимента, важно отметить, что на протяжении всего практического этапа научным руководителем эксперимента, администрацией ДОУ планомерно и целенаправленно создавались условия для профессионального роста педагогов: 48% из них прошли обучение на курсах повышения квалификации при ГОУ ДПО ЧИПиПКРО, МОУ ДПО (ПК) «Муниципальный методический центр», 25% – стали получать высшее образование, 15% педагогов повысили свою квалификацию.
Методической службой, при участии научного руководителя проекта Л.А. Дружининой и преподавателей кафедры СППиПМ Л.Б. Осиповой и Н.А. Крушной, с целью оснащения педагогов теми методами и средствами, которые позволили бы им снять профессиональное затруднение в процессе реализации проекта, были организованы городские научно-методические семинары с лекциями и практическими занятиями по темам:
- «Оказание комплексной помощи детям с отклонениями в развитии»,
- «Комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая поддержка семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии»,
- «Психокоррекционная работа с родителями детей с особыми возможностями здоровья»,
- «Создание условий для осуществления офтальмологической помощи детям с нарушением зрения в детском саду», в рамках которого заслушан опыт работы врача-офтальмолога детского сада А.А. Барыкиной, представлена выставка технологического и диагностического обеспечения лечебно-восстановительной работы с детьми в МДОУ (март 2009 г.),
С целью трансляции педагогам технологически оформленного передового педагогического опыта коллег научным руководителем проекта был представлен фильм из опыта работы д/сада № 440 г. Челябинска «Организация взаимодействия ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения».
На методическом семинаре-тренинге по теме: «Предупреждение профессионального выгорания педагога» при участии старшего преподавателя кафедры Крушной Н.А. педагогам были прочитаны лекции, на которых они познакомились с понятием профессионального выгорания, кризисами профессионального развития личности, причинами и факторами выгорания, видами профессиональной деформации, способами и методами предупреждения профессионального выгорания. Отличительной особенностью данного мероприятия было проведение тренинговых занятий, на которых педагоги упражнялись в умении применять полученные знания, осваивали практические способы психопрофилактики.
Психологической службой МДОУ организованы и проведены:
- лекции-беседы «Современная семья», «Воспитательный потенциал семьи»,
- тренинг «Идеальная семья глазами педагога ДОУ».
На педагогическом совете «Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию» воспитателями экспериментальных групп были представлены презентации эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
Разработка, апробация и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения, проводилась последовательно в течение всего практического этапа.
По результатам комплексного изучения (мониторинга) индивидуально-типологических особенностей родителей, воспитывающих дошкольников с нарушением зрения, все семьи экспериментальных групп были распределены по уровням психолого-педагогической компетентности и степени включенности в совместную деятельность с ДОУ. На основании данной дифференциации педагогическим коллективом была активно начата работа по внедрению разнообразных форм сотрудничества ДОУ с родителями в зависимости от индивидуально-типологических особенностей семей: традиционных, нетрадиционных, интегрированных, индивидуальных.
Реализация данного направления работы проводилась педагогами в рамках работы творческих микрогрупп – инновационной формы объединения педагогов (по 2 – 4 человека), с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы – равенство возможностей педагогов.
Итоговым мероприятием практического этапа эксперимента стал городской методический семинар по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения» (апрель 2010 г.). По его материалам был выпущен электронный сборник с выступлениями-презентациями из опыта работы педагогов МДОУ:
- «Условия эффективного взаимодействия МДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения», Южанинова Е.Р.,
- «Активные формы сотрудничества педагога-психолога с семьей», Жирохова Г.П.,
- «Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей», Абдалова Н.Н., Румянцева И.А., Суслова А.Н.,
- «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй ребенка с нарушением зрения по активизации домашнего чтения», Большакова М.И.,
- «Эффективные способы организации работы тифлопедагога с родителями в МДОУ компенсирующего вида», Сидорович Л.А.,
- «Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей», Шмакова Н.Н.,
- «Социальная адаптация инвалида по зрению в процессе взаимодействия детского сада с семьей и социумом», Польская Е.А.
Положительные тенденции на момент промежуточной экспертизы:
в работе с детьми:
- наблюдаются повышение уровня развития воспитанников МДОУ (по всем линиям развития) и высокая эффективность лечебно-восстановительной работы;
в работе с родителями:
- отмечено повышение уровня взаимодействия семьи ДОУ по всем показателям, в том числе, улучшение детско-родительских отношений, повышение активности родителей в процессе взаимодействия с детским садом;
в работе с педагогами:
- улучшение психологического климата коллектива, укрепление отношений сотрудничества;
- повышение профессионального и квалификационного уровня педагогов, наличие потенциала дальнейшего роста;
- повышение рейтинга МДОУ в городском сообществе, и рейтинга администрации учреждения в коллективе;
в работе экспериментальной площадки в целом:
- наличие качественного научно-методического и организационно-правового обеспечения инновационного проекта
- использование мониторинга для отслеживания результатов реализации инновационного проекта
- обновление содержания образования за счет внедрения «Программы развития МДОУ на 2008/2013 гг.»
- привлечение внебюджетных источников финансирования.
III этап – Обобщающий (январь 2010 – май 2011 гг.)
Задачи:
- Анализ, обобщение и распространение полученных материалов экспериментальной работы.
Прогнозируемый конечный результат:
- Сборник методических рекомендаций на основе полученных материалов экспериментальной работы по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения».
На данном этапе были внесены корректировки в Перспективный план экспериментальной работы, обусловленные открытием вместо «1-го класса охраны зрения» еще одной коррекционной группы для детей с нарушениями зрения и, как следствие, изменением количественного и качественного состава педагогического и детско-родительского коллектива.
Работа на данном этапе предполагала дальнейшую апробацию и описание этапов эксперимента. Продолжалась разработка методических и дидактических материалов, пособий по теме эксперимента. Методической службой МДОУ оказывалась помощь по обобщению передового педагогического опыта и подготовке педагогов к аттестации.
На кафедре СППиПМ ЧГПУ были получены рецензии на дополнительные образовательные программы (кружки), организованные и реализуемые в детском саду по запросам родителей воспитанников:
- «Веселый карандаш» (студия художественного творчества), автор О.А. Краснова, воспитатель по изодеятельности;
- «Соловушки» (кружок хорового пения), автор С.З. Русалова, музыкальный руководитель;
- «Пестрая карусель» (театральная студия), авторы С.З. Русалова, Е.Р. Южанинова, старший воспитатель;
- «Я играю» (игровая психокоррекция), автор Г.П. Жирохова, педагог-психолог.
Чтобы обобщить опыт работы, администрации и коллективу МДОУ необходимо было оценить значимость всей экспериментальной работы, ее результативность. Для выполнения данной задачи в соответствии с перспективным планом работы и планом взаимодействия Мдоу № 25 с кафедрой СППиПМ ЧГПУ администрацией МДОУ в марте – апреле 2010 года был проведен всесторонний анализ результатов эксперимента по всем категориям: дети, педагоги, родители. Также было проанализировано материально-техническое и информационное обеспечение эксперимента. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами мониторинга, представленными ниже.
Анализ результатов экспериментальной работы
Оценка эффективности экспериментальной работы по теме «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения» была проведена на основе сравнительного анализа результатов, полученных в ходе констатирующего (2007-2008 уч. год), промежуточного (2008 - 2009 уч. год) и итогового (2009-2010 уч.год) экспериментов (срезов).
I. Данные мониторинга здоровья и развития детей
- Динамика психофизического здоровья детей
- Динамика состояния соматического здоровья детей (зрительного анализатора)
Таблица № 1
Годы | Количество детей, выбывших из ДОУ | ||||||
Всего выбыло | В д/сады | В школы | С полным выздоровлением | С улучшением | С ухудшением | Без динамики | |
2007/08 | 17 | 1 | 16 | 3 (18%) | 14 (82%) | - | - |
2008/09 | 21 | - | 21 | 7(33%) | 14(67%) | - | - |
2009/10 | 17 | 1 | 16 | 3(18%) | 13(76%) | 1(6%) |
- Динамика состояния психического здоровья детей
Таблица №2
Годы | Кол-во детей/% | Сон в норме | Сон нарушен | Аппетит в норме | Аппетит нарушен |
2007/08 | Не проводилось | ||||
2008/09 | 29/100% | 24/83% | 5/17% | 28/97% | 1/3% |
2009/10 | 25/100% | 24/96% | 1/4% | 24/96% | 1/4% |
Изучение эмоционального состояния детей экспериментальных групп проходило на основе анализа продуктов детской деятельности (проективное рисование). Анализ данных показал, что настроение у всех обследуемых детей в норме.
- Динамика уровня развития детей (по основным линиям развития)
Таблица № 3
№ | Показатели | 2007/08 | 2008/09 | Динамика | 2009/2010 | Динамика |
1 | Физическое развитие | 87 % | 93% | +6 | 94% | +4 |
2 | Познавательно-речевое | 93% | 94% | +1 | 96% | +2 |
3 | Художественно-эстетическое | 85% | 90% | +5 | 91% | +1 |
4 | Социально-личностное | 91% | 93% | +2 | 94% | +1 |
5 | Психологическая готовность воспитанников к получению школьного образования | 80% | 80% | Без динамики | 86% | +6% |
Общие выводы по данным мониторинга здоровья и развития детей
Проведение экспериментальной работы не отразилось на психофизическом здоровье детей. Эффективность лечебно-восстановительной работы держится на достаточно высоком уровне.
Сравнительный анализ данных развития детей по основным линиям развития показал, что работа педагогического коллектива МДОУ в инновационном режиме положительно отразилась на результатах коррекционно-образовательного процесса. Отмечается положительная динамика по всем показателям.
Воспитанники МДОУ ежегодно принимают активное участие и становятся призерами и победителями в различных городских, областных спартакиадах, конкурсах, акциях:
- Дипломы за активное участие в спартакиаде «Крепыш» по итогам 2008-2010 гг.,
- Грамоты за III место во встречной эстафете, посвященной 65-летию Дня Победы, III место в комбинированной эстафете (2010 г.),
- Грамоты за I (2009 г.), II место (2010 г.) в городских соревнованиях «Веселые старты - 01»,
- Грамоты за II место в игре «Зеленый огонек» (2009, 2010 гг.),
- Грамоты за II и III место (3 чел.) и дипломы за участие (6 чел.) в конкурсах рисунков и поделок «Спички детям – не игрушка!», «Пожарный вчера, сегодня, завтра» (2008-2011гг.)
- грамоты и дипломы конкурса детского прикладного творчества «Салют Победы!» среди детей-инвалидов по зрению, организованного МО ВОС г. Верхнего Уфалея (2010 г.),
- дипломы лауреатов конкурса «Искорки надежды» для детей-инвалидов по зрению (2011 г.),
- дипломы лауреатов областного конкурса творческих работ «В космонавты я б пошел, пусть меня научат!» (2011 г.) и др.
Подтверждением эффективности инновационной деятельности учреждения является то, что наши выпускники успешно адаптируются к школьному обучению, усваивают школьную программу, не испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, мероприятия, проводимые с детьми в условиях эксперимента, положительно отразились на развитии и воспитании детей МДОУ.
II. Данные мониторинга эффективности взаимодействия семьи и МДОУ
- Динамика уровня психолого-педагогической и правовой грамотности родителей
Таблица № 4
Годы | % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
2007/08 | 12 | 45 | 43 |
2008/09 | 35 | 48 | 17 |
2009/10 | 52 | 40 | 8 |
- Динамика уровня удовлетворенности родителей работой МДОУ
Таблица № 5
Показатели | % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте | ||
2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | |
Взаимодействие с педагогами в процессе развития и воспитания ребенка с ОВЗ | 86 | 90 | 95 |
Создание благоприятных условий в ДОУ для гармоничного развития ребенка с ОВЗ | 90 | 98 | |
Организация совместно проводимых мероприятий | 90 | 95 | |
Компетентность педагогов по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ | 96 | 93 |
- Динамика степени включенности (активности) родителей в совместную деятельность
Таблица № 6
Годы | % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте | ||
Высокая («активные») | Средняя («пассивные») | Низкая «Заказчики» | |
2007/08 | 34 | 49 | 17 |
2008/09 | 74 | 22 | 4 |
2009/10 | 78 | 17 | 5 |
- Динамика уровня информированности родителей о развитии ребенка
Таблица № 7
Годы | % от общего количества родителей, участвующих в эксперименте | |||
Удовлетворены полностью | Удовлетворены частично | Не получают дост. информацию | Не интересуются этим вопросом | |
2007/08 | 50 | 28 | 11 | 11 |
2008/09 | 71 | 14 | 5 | 9 |
2009/10 | 89 | 11 | 0 | 0 |
- Динамика ценностных ориентаций (приоритетов) семьи в воспитании и обучении ребенка
Таблица № 8
Показатели | % от общего количества родителей | ||
2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | |
Здоровье детей, восстановление зрения | 51 (100%) | 48 (100%) | 42 (100%) |
Всестороннее развитие и воспитание детей | 22 (43%) | 34 (71%) | 31 (74%) |
Взаимоотношения родителей и детей | 14 (37%) | 16 (33%) | 12 (28%) |
Коррекционно-развивающие занятия с детьми | 17 (33%) | 20 (41%) | 28 (67%) |
Сотрудничество с ДОУ | 26 (51%) | 30 (63%) | 29 (69%) |
Общие выводы по данным мониторинга
эффективности взаимодействия семьи и МДОУ
Отмечается положительная динамика в изменении уровня психолого-педагогической компетентности родителей. По результатам опросов родителей, наблюдений и бесед с педагогами: 89% родителей повысили свой уровень за счет посещения общих и подгрупповых мероприятий (родительские собрания, консультации, тренинги), 54% посредством индивидуальных консультаций, бесед, занятий, Лекотеки, встреч в «Родительской гостиной».
Результаты мониторинга показывают, что показатели удовлетворенности родителей работой детского сада также значительно возросли и эти показатели достаточно высоки (на 49%). Это говорит о правильности выбранных направлений деятельности МДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников и об эффективности выбранных форм и методов взаимодействия. Также важно отметить положительные изменения в налаживании информационных и эмоциональных контактов, в выстраивании взаимоотношений родителей и педагогов, продуктивных коммуникативных связей. Важным показателем эффективности проводимой в этом направлении работы является отсутствие числа родителей, не интересующихся развитием своего ребенка, а также не получающих достаточно информацию об этом.
Положительные изменения в показателях «Ценностные ориентации (приоритеты) семьи» (наиболее значительные по следующим позициям: «Коррекционно-развивающие занятия с детьми», «Сотрудничество с ДОУ») подтверждает правильность организации и практическую направленность содержания индивидуально-дифференцированной работы специалистов ДОУ по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья. Сравнительный анализ данных позволяет также с уверенностью говорить о значительном росте активности родителей и включенности их в образовательный процесс МДОУ в разных формах (в 2,3 раза).
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о подтверждении гипотезы проекта: индивидуализация помощи семье, основанная на анализе индивидуально-типологических особенностей родителей и результатов клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения дошкольников, значительно повышает эффективность взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения.
III. Данные мониторинга эффективности инновационной деятельности педагогического коллектива
- Уровень профессиональной компетентности педагогов
Таблица 9
№ | Показатели | Количество педагогов / % | ||
2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | ||
1 | Наличие (повышение) квалификационной категории | Высшая – 11 (52 %) Первая – 9 (43 %) Вторая – 1 (5 %) | Высшая – 12 (57 %) Первая – 7 (33 %) Вторая – 1 (5 %) б/категории – 1 (5%) | Высшая – 12 (52 %) Первая – 7 (31 %) Вторая – 3 (13 %) б/категории – 1 (4%) |
2 | Прохождение курсовой подготовки | 4 (19 %) | 11 (52 %) | 11 (48 %) |
3 | Повышение образовательного уровня | с высшим образованием – 13 (62 %) получение высшего образования на базе высшего – 1 (5 %) | с высшим образованием – 14 (67 %) получение высшего образования на базе высшего – 2 (10%) | с высшим образованием – 17 (74 %) |
4 | Наличие публикаций, обобщение опыта работы по теме эксперимента | в областных изданиях – 4 (19%) Обобщение опыта не было | в областных изданиях – 2 (10%) в городских – 3(14%) в МДОУ – 16 (70%) обобщение опыта – 4 (19%) | в областных изданиях – 3 (13%) в городских – 3 (13%) в МДОУ – 12 (52%) обобщение опыта – 9 (39%) |
5. | Выступление с опытом работы на ГМО, семинарах, конференциях | Не было | 6 (29%) | 9 (39%) |
IV. Уровень использования в процессе реализации проекта инновационных технологий
Таблица 10
№ | Показатели | Количество педагогов / % | ||
2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | ||
1. | Наличие (разработка) авторских технологий, конспектов, пособий | 4 (19 %) | 12 (57 %) | 15 (65%) |
2. | Внедрение инновационных методик и технологий | 8 (38 %) | 13 (61 %) | 20 (87%) |
Общие выводы по данным мониторинга эффективности
инновационной деятельности педагогического коллектива
- Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов:
- за период эксперимента повысило квалификационные категории 26% педагогов, имеют высшую и первую квалификационные категории 83%;
- прошли курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО ЧИП и ПКРО и в ГОУ ВПО ЧГПУ – 94% педагогов, в «Областном центре информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений» и СГФТА - 19 (83%) педагогов;
- высшее образование имеют 17 педагогов, что составило 74 %;
- текучесть кадров в МДОУ составляет 0,09 %
- Повысилось участие педагогов в различных формах методической работы на уровне ДОУ, города, области, с целью обобщения и трансляции опыта осуществления инновационной деятельности
Всего выступило с опытом работы на Городских методических объединениях, методических семинарах, научно-практических конференциях – 15 (65%) педагогов.
Опыт работы 13 (57%) педагогов в 2006-2011 гг. обобщен и опубликован:
- в областных изданиях – 9 (43%)
- в городских изданиях – 6 (29%)
- в сборниках МДОУ – 20 (87%)
- Педагогический коллектив был и остается постоянным участником городских конкурсов
- «Детский сад года – 2007», (Диплом за II место),
- «Инновации в дошкольном образовании» (2008, 2009 гг., Дипломы за III, II место),
- городской конкурс-выставка наглядных пособий для работы с детьми с нарушением речи «Учимся, играя» (2008 г., Благодарность за участие),
- I место в конкурсе презентаций-фотоальбомов «Мы – за безопасность на дороге!» (городская акция «Сберегите мою жизнь»),
- городской конкурс методических материалов по патриотическому воспитанию дошкольников «Край родной – земля уральская» (2011 г., четыре педагога награждены Грамотами).
- Значительно вырос уровень использования педагогами в процессе реализации эксперимента инновационных технологий, в том числе авторских
Педагогами МДОУ при участии научного руководителя Л.А. Дружининой и преподавателей кафедры СППиПМ ЧГПУ были разработаны и успешно реализуются следующие авторские инновационные проекты:
- «Организация и планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке» (опыт работы учителей-дефектологов);
- «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики посредством ведущих видов деятельности» (опыт работы всего педагогического коллектива МДОУ);
- «Изучение детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушением зрения» (опыт работы педагога-психолога);
- «Эффективные формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения» (опыт работы специалистов МДОУ).
Снято два видеофильма: «Организация и содержание работы по развитию социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения», «Детский сад, семья и я – вместе дружная семья!».
Всего педагогами МДОУ разработано 80 единиц методических и дидактических пособий по теме эксперимента (по всем основным линиям развития дошкольника с нарушением зрения).
- Моральное и материальное стимулирование инновационной деятельности педагогов МДОУ:
В качестве доплат, надбавок, премий педагогам было выплачено 218700 рублей. Участникам эксперимента предоставлялись методические дни, в режиме самоконтроля работали 7 педагогов. Награждены правительственными наградами и почетными грамотами 20 (87%) педагогов:
- нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» – 4 человека,
- Почетной грамотой МОиН РФ – 5 человек,
- Почетной грамотой МОиН Челябинской области – 6 человек,
- в 2009 году руководство ЧГПУ отметило весь коллектив МДОУ № 25 в лице заведующей З.В. Скрыпченко Благодарственным письмом «за плодотворное сотрудничество на благо развития специального образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»,
- в 2010 году по предложению Администрации г. Снежинска МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25» было включено в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» http://www.leading-education.ru
Таким образом, анализ данных показал, что комплекс условий, созданный в МДОУ для проведения эксперимента, способствовал включению всех педагогических работников учреждения в инновационную деятельность, освоению ими современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по работе с семьей и достижению высоких, стабильных результатов в коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работе.
Результаты анализа материально-технического
и информационного обеспечения эксперимента
Всего по основным средствам израсходовано за 5 лет 828465, 96 руб.
В детском саду создана соответствующая программе эксперимента развивающая среда: обновлены игрушки и игровые пособия в группах и кабинетах специалистов (на общую сумму 194174 рубля), приобретено 4 стереопроигрывателя, 5 компьютеров, цифровая видео- и фотокамеры, 2 принтера, приставка «караоке», мультимедийное оборудование и др., куплено методической литературы и пособий на 35 206 рублей.
Переоборудован кабинет психолога, частично переоснащены музыкальный и физкультурный залы, обновлена мебель и игровые уголки в группах и кабинетах специалистов.
Оборудована и оснащена библиотека для детей и родителей «Читай-ка» (книги, журналы, статьи – всего 280 единиц), в том числе за счет благотворительной акции ООО «Медиалаб» (г. Москва), создана видеотека для родителей с записями обучающих и развивающих игр и занятий (на разных видах носителей).
Создан информационный банк по работе с родителями (сбор, систематизация, хранение).
Положительные тенденции обобщающего этапа
на момент заключительной экспертизы:
- внедрение в практику работы МДОУ модели индивидуализации взаимодействия детского сада и семьи способствовало достижению высоких результатов в воспитании и развитии де тей, а также повышению психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей;
- наличие творческой атмосферы в учреждении способствовало включению всех педагогов в инновационную деятельность, освоению ими современных технологий по работе с семьей;
- в ДОУ сложилась определенная система управленческого содействия педагогам в освоении индивидуализации взаимодействия с семьями воспитанников, опирающаяся на современные инновационные подходы;
- усовершенствовалось научно-методическое и дидактическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса, пополнилась материально-техническая база; в системе управления ДОУ использовались современные информационно-коммуникационные технологии;
- организация системы методического содействия педагогам включала в себя разнообразные формы работы с педагогами: деловые игры, мастер-классы, тренинги, педагогические дискуссии, а также лекции и индивидуальные консультации;
- расширились и укрепились связи МДОУ с наукой, социумом, с другими ДОУ города и области;
- реализация инновационного проекта как составной части «Программы развития МДОУ» позитивно повлияла на процессы развития учреждения и повышение статуса детского сада среди других ДОУ города.
В январе-феврале 2011 года на научно-методическом совете была проведена внутренняя экспертиза материалов для сборника методических рекомендаций по итогам проекта, а также рецензирование материалов, подготовленных к публикации, научным руководителем Л.А. Дружининой.
Все материалы экспериментального проекта были представлены на экспертизу в Муниципальный экспертный совет.
В апреле 2011 года отделом дошкольного образования Управления образования Администрации г. Снежинска проведена плановая тематическая проверка «Итоги инновационной деятельности», по результатам которой были сделаны следующие выводы и рекомендации:
- Эксперимент считать завершенным.
- Экспериментальная деятельность соответствует заявленным в инновационном проекте критериям.
- Бюджетные средства использовались эффективно и по назначению.
- Пакет методических материалов рекомендовано опубликовать в виде сборника и подготовить для распространения через публикации, СМИ, интернет-ресурсы.
- Организовать на базе МДОУ № 25 городской методический семинар с целью трансляции опыта работы педагогам детских садов города.
Итоги экспериментальной работы по теме: «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения» коллектив детского сада подвел на городском методическом семинаре в мае 2011 года.
Семинар проходил при участии научного руководителя проекта Л.А. Дружининой и преподавателей кафедры СППиПМ ЧГПУ к.п.н. Л.Б. Осиповой и к.п.н. Н.А. Крушной. Были приглашены педагоги из других дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, представители городской администрации, Управления образования, Муниципального методического центра, СМИ. Гостям были представлены:
- выставка методического и дидактического продукта: перспективных планов, конспектов, разработок, пособий по работе с семьей;
- выступление-презентация заведующего МДОУ Скрыпченко З.В. с результатами экспериментальной работы;
- презентация сборника методических и практических материалов и фильма «Детский сад, семья и я – вместе дружная семья!».
Общие выводы:
- Эксперимент завершен успешно.
- В ходе эксперимента была подтверждена гипотеза и достигнуты цель и задачи эксперимента.
- Эффективность экспериментальной деятельности подтверждена мониторингом, проведенным в процессе реализации инновационного проекта в соответствии с критериями.
- Материалы деятельности МЭП обобщены и представляют целостную систему в виде «Методических рекомендаций по индивидуализации взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения».
- Модель индивидуализации взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения, может эффективно использоваться в ДОУ любого вида с учетом реализации ФГТ.
- Возможно парциальное применение отдельных методических, дидактических, диагностических разработок и технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рекомендации родителям воспитывающим детей с нарушением зрения
В рекомендациях предлагается краткое описание некоторых , встречающихся наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудности возникающие у ребёнка в связи с этим ....
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения.
Консультация для родителей...
Памятка для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения
Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного...
Памятка для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения - 2
Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей среднего и старшего дошкольного возраста...
Рекомендации для родителей,воспитывающих детей с нарушением зрения
Рекомендации для родителей,воспитывающих детей с нарушением зрения...
Деятельностный подход как ведущая форма развития родительской компетентности, у родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Учитель-дефектолог (тифлопедагог): Колесникова-Тринченко С. А.
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ, является повышение педагогической компетентности современных родителей, потому что он, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит пробле...