Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики в коррекции речи дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Клюева Анна Валерьевна

Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики положительно влияет на:

  • протекание основных нервных процессов, способствует своевременному переключению этих процессов, уравнивает их по силе протекания и нормализует ритм основных нервных процессов;
  • выявление индивидуального ритма ребенка и ритма всей группы;
  • развивают у детей рефлекторную сосредоточенность;
  • стремительное развитие артикуляционных движени, которое в свою очередь ведет к более успешному овладению произносительными умениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod-ya_razrabotka_konspekt.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 26 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми

 5 – 6 лет

Тема: «Времена года»

(с элементами фонетической и логопедической ритмики)

 Выполнила:

учитель – логопед

Клюева Анна Валерьевна  

Санкт – Петербург

2015 год

Цель: закрепить знания детей о временах года, их признаках, месяцах.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствование словарного запаса по теме;
  • формирование пространственных представлений.

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание интереса, любви к природе.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие общей, мелкой моторики, мимики;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие длительного и плавного;
  • развитие силы голоса;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыка соотнесения образа буквы с соответствующей ей фонемой;
  • развитие музыкального, звуковысотного слуха.

Предварительная работа:

наблюдение;

рассматривание иллюстраций;

отгадывание загадок;

чтение рассказов;

заучивание стихов;

Оборудование:

веточки с листьями;

муляжи грибов;

корзинки;

игрушка, изображающая лису.

кружки из бумаги с изображением букв

Интеграция образовательных областей: 

познавательное,

социально-коммуникативное,  

речевое,

физическое развитие.

Технологии: 

игровые,

коммуникативные,

проблемные,

здоровьесберегающие.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Основная часть

Заключительная часть

 (Дети заходят в зал под музыку)

П: Сегодня мы будем путешествовать по лесу и увидим лес в разное время года. Ну, что, отправляемся в путь?

     

Развитие координации движений, навыка соотнесения образа буквы с соответствующей ей фонемой.

П: Надо пройти по волшебной тропинке.

Развитие координации речи с движением, звуковысотности голоса:

Летит поезд во весь дух: «Ух! Ух! Ух!»

(Высокий голос. Круговые движения согнутыми в локтях руками)

Загудел тепловоз: «У-у-у-у-у-у»

(Низкий голос, остановиться погудеть)

Деток повез: «Ду-ду-ду»

(Высокий голос. Присесть)

     

Развитие длительного выдоха:

П: Дети, отгадайте загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает?

П: Правильно, осенью(педагог раздает детям листья на веточках). В лесу поднялся ветер. Возьмите свои веточки и подуйте на них, как ветер: спокойно, плавно.

А теперь подуем на листочки под музыку.

Развитие зрительного внимания, лексического строя речи:

П: Дети, мы попали на лесную полянку, на которой растут грибы. Сможем их найти? (педагог раздает детям корзинки).

П: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете собирать грибы.

П: Молодцы! Как много нашли разных грибов (педагог берет у детей корзинку и достает оттуда по одному грибу).

Что это за гриб?

А это что за гриб?

А у какого гриба такая красная шляпка?

А это что за рыжие сестрички?

     

Развитие мелкой моторики:

П: Дети, мы и не заметили, как наступила зима! Посмотрите сколько снега вокруг.

Летят снежинки.

Стою и снежинки в ладошку                            

Ловлю.                                                                 

Я зиму, и снег,                                            

И снежинки люблю.                                            

Но где же снежинки?                                          

В ладошке вода.                                                

Куда же исчезли снежинки?

Куда?         

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…            

Как видно, ладошки мои горячи.              

     

Развитие мимических движений:

П: Ой, какое солнышко засветило яркое и теплое, небо голубое, растаял снег, побежали ручейки, какое время года наступило?    

Дети посмотрите вокруг себя? Сколько подснежников появилось!

Давайте улыбнемся этим прекрасным первым весенним цветам.

Посмотрите на небо, какое яркое солнце!

Развитие фонематического восприятия:

П: Какое время года приходит на смену весне?

П: Правильно. Летом лес полон птиц и зверей. Сейчас лес полон птиц и зверей. Я буду называть их, а вы пойдете по залу, и если услышите звук [с] – остановитесь: волк, лиса, заяц, сорока, медведь, барсук, олень.

   

Развитие общей моторики.

Дети, лисонька хочет с нами поиграть! Согласны?

   

Итог занятия.

П: Наша прогулка  подошла к концу. Где мы сегодня побывали?

П: Какие времена года вспомнили?

Каких зверей встретили?

П: Молодцы! А теперь пора возвращаться в детский сад!

Д: Да.

Дети наступают на кружок с изображением буквы, пропевают и показывают соответствующий звук(фонетическая ритмика):

Звук А

И. п.: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлены. Спина прямая, ноги вместе.
При произнесении звука [а] руки развести в стороны, поясница прогнуть, подбородок приподнять.

Звук О

И. п.: руки впереди, внизу, округло соединены.
При произнесении звука [о] руки поднять через стороны вверх и округло соединить над головой. Подбородок немного приподнять. Во время движения поясницу прогнуть, работают мышцы спины вдоль позвоночника, напрягаются мышцы бедер.

Звук У

и. п. – кисти рук у плеч. Произнося звук у –  руки вытянуть вперед. По динамике напряженно.

Звук И

и. п. – кисти рук у плеч. Произнося звук и –  тянуть руки вверх, приподняться на носки. По динамике очень напряженно.

 

(дети повторяют слова и движения вместе с педагогом)

Д: Осенью.

(дети выполняют инструкцию педагога)

(Под музыку дети поднимают правую руку с листом вверх – делают вдох, на акцент в музыке начинают дуть на листок, постепенно опуская руку. Повторяют упражнение 3 – 4 раза)

Д: Да!

(Дети под музыку выполняют движения: наклоняются, «срезают» гриб, кладут его в корзинку)

Д: Белый.

Д: Подберезовик.

Д: У подосиновика.

Д: Лисички.

(дети повторяют слова и движения вместе с педагогом)

                                                                     

Ритмичные удары пальцами левой

руки, начиная с указательного, по

ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой

руки, начиная с указательного, по

ладони левой руки.           

На вопрос – сжать кулаки,

на второй – разжать.

Мелкие потряхивания               

расслабленными ладонями.

Д: Весна.

(дети изображают удивление)

(дети улыбаются)

(дети поднимают голову, щурятся, зажмуривают глаза, опускают голову)

Д: Лето.

(дети выполняют инструкцию педагога)

Д: Да! (дети стоят в кругу, один из детей с игрушкой лисы обходит всех с внешней стороны и кладет игрушку кому–нибудь из них)

Д: Хитрая лиса! Где ты?

Р: Вот я!  

(дети разбегаются, лиса ловит их)

Д: В лесу.

Д: Осень, зима, весна, лето.

Д: Лиса, волк, заяц, медведь.

(дети под музыку покидают музыкальный зал)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Постоянно действующий семинар: «Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики в коррекции речи дошкольников»

Конспект

логопедического занятия

с элементами фонетической и логопедической ритмики в старшей группе

Тема: «Дикие животные»

 Выполнила:

 слушатель ПДС учитель – логопед Усова Лариса Борисовна

  ГДОУ д/с № 26

Санкт – Петербург

2010 год

Цель: закрепить и уточнить знания детей о диких животных, их повадках, среде обитания.

Задачи:

Образовательные:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • формирование пространственных представлений.

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание любви к природе, бережного отношения к животным.

Коррекционные:

  • развитие мелкой и общей моторики, выразительности движений;
  • развитие мимики;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие силы голоса;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыка правильной артикуляции звука [с] на материале звукоподражаний;
  • развитие логического мышления.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций;

чтение рассказов;

заучивание стихов;

Оборудование:

бубны;

маска волка;

препятствия в виде луж из цветной бумаги;

предметные картинки с дикими животными .

Ход занятия:

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

  1. Организационный момент:

П: Сегодня мы с вами познакомимся с дикими животными, но для этого нам надо отправиться на прогулку в лес. Автобус нас уже ждет. Поехали!

2. Развитие координации речи с движением:

П: Вот мы и приехали! Ой, посмотрите, начался дождик:

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице - смотри, смотри —

Он пускает пузыри.     

Стали мокрыми кусты,   

Стали мокрыми цветы.

     

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей

       

3. Развитие общей моторики, ориентировки в пространстве:

П: Вот и дождик прошел! Но теперь посмотрите сколько луж вокруг нас. Давайте через них перепрыгнем.

П: Молодцы! Все лужи перепрыгнули, какие вы ловкие и смелые.

4. Развитие логического мышления:

П: Дети отгадайте загадки про диких зверей, иначе они не покажутся нам:

В густом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

П: Правильно (педагог показывает картинку), слушайте следующую загадку:

Стройный быстрый,

Рога ветвистые,

Носится весь день, кто это?

П: Молодцы!(демонстрирует картинку) А вот последняя загадка:

В лесу обитается,

Дичью питается,

Да в курятник забирается,

Хитрым зверем называется.

 

5. Закрепление правильной артикуляции звука [с] с элементами фонетической ритмики, развитие силы голоса:

П: Вот, подул ветерок! Тихо-тихо. Покажите как. Улыбнитесь, опустите кончик языка за нижние зубы.

П: Ветер становится все сильнее и сильнее.

П: ну вот ветер стал стихать, становиться тише.

П: Повторяйте за мной:

СА_СА_СА – вот лиса

СЫ_СЫ_СЫ – нет лисы

СУ_СУ_СУ – вижу я лису    

6. Развитие общей моторики, умения импровизировать движения:

Дети по лесу гуляли,
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети, не зевайте,
Волк за елкой — убегайте!

П: Ну, что! Убежали от волка?

       

7. Развитие чувства ритма:

П: Наверное, вы очень устали убегать от волка?

П: Давайте присядем, отдохнем, а еще и поиграем в игру «Сделайте, как я». Закройте глазки. Слушайте внимательно.

(педагог отстукивает ритм

/  //  /

///  ///...)

8. Развитие фонематического восприятия:

П: Молодцы! А теперь еще одна игра (педагог дает каждому ребенку в руки бубен).Услышите в словах звук [с] – ударите один раз в бубен:

волк

лиса

заяц

лес

медведь

барсук

бобер

хвост

9. Развитие мелкой моторики:

П: Смотрите, все животные прячутся в свои дома:

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.               

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,        

Всем тепло, уютно в нем.    

       

10. Итог занятия:

П: Вот и нам пора возвращаться! Понравилось в гостях у животных?

П: А каких животных мы сегодня встретили?

П: А где живут животные?

П: Молодцы! Садимся в автобус и возвращаемся в группу.

(дети под музыку заходят в музыкальный зал)

(дети, держась друг за друга, под музыку змейкой передвигаются по залу)

Дети повторяют слова за педагогом и выполняют движения:

Прыжки на одной ноге кругу.

Дети стоят лицом в кругу ритмичные приседания.

Руки   вверх,   потряхивания кистями.

Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.

Встали,   руки    вдоль   тела потряхивания кистями.

(дети идут шагом под музыку, затем останавливаются и перепрыгивают через «лужу» на двух ногах)

Д: Это ежик.

Д: Олень.

Д: Это лиса.

Д: С-с-с-с (тихо).

Д: С-с-с-с (громче, затем еще громче)

Д: С-с-с-с (тихо).

 

Дети выполняют движения фонетической ритмики по следующим звукам:

Звук С

1.Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении С_______.

Звук А

1.Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлены. Спина прямая, ноги вместе.
При произнесении звука [а] руки развести в стороны, поясница прогнуть, подбородок приподнять.

Звук У

 и. п. – кисти рук у плеч. Произнося звук у –  руки вытянуть вперед. По динамике напряженно.

Звук И

 и. п. – кисти рук у плеч. Произнося звук и –  тянуть руки вверх, приподняться на носки. По динамике очень напряженно.

(на одного из детей одевается маска волка)

Дети убегают от «волка», а он пытается их поймать.

Д: Да!

Д: Да!

(дети внимательно слушают, затем открывают глаза и воспроизводят ритм)

(дети выполняют инструкцию педагога)

        

(дети повторяют слова и движения вместе с педагогом):

Дети загибают пальцы на обеих руках:

по одному пальцу на каждое двустишье.

Удары ладонями и кулачками поочередно

Д: Да

Д: Лису, волка, зайку...

Д: Лиса живет в норе. Медведь...

(дети под музыку, высоко поднимая ноги, выходят из музыкального зала)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Постоянно действующий семинар: «Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики в коррекции речи дошкольников»

Конспект

логопедического занятия

с элементами фонетической и логопедической ритмики в старшей группе

Тема: «Домашние животные»

 Выполнила:

 слушатель ПДС учитель – логопед Матросова Елена Вячеславовна

  ГДОУ д/с № 26

Санкт – Петербург

2010 год

Цель: закрепить знания детей о  домашних животных, их повадках.

Задачи:

Образовательные:

 -развитие словаря по теме;

 - формирование пространственных представлений.

Воспитательные:

 - развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости;

 - воспитание любви к природе, бережного отношения к животным.

Коррекционные:

 - развитие общей, мелкой моторики, выразительности движений;

 - развитие координации речи с движением;

 - развитие логического мышления;

 - развитие речевого дыхания;

 - развитие фонематического восприятия;

 - развитие навыка звукового анализа;

 - развитие интонационной выразительности речи.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций; чтение рассказов; заучивание стихов;

отгадывание загадок.

Оборудование:

предметные картинки с дикими животными; маски, на которых изображены домашние животные.

Ход  занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент:

П: Мы с вами сейчас отправимся в деревню и познакомимся с домашними животными. На чем отправимся в путь?

П: Ну, поехали:

На улице нашей

Машины, машины, 

Машины малютки 

Машины большие              

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Эй, машины, полный ход,  

Я — примерный пешеход: Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

 

2. Развитие логического мышления:

П: Как мы с вами быстро доехали до деревни. Здорово! Кого же мы здесь увидим? Нам помогут ответить на этот вопрос загадки:

Кто загадку отгадает,

Тот картинку получает!

Живу во дворе,

Пою на заре,

На голове петушок,

Я горластый ...

П: Молодец, Ваня, показывай всем картинку петушка.

Шипит, гогочет,

Щипнуть меня хочет,

Я иду, не боюсь.

Кто это?

П: Молодец, Катя, открывай картинку.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

П: Молодец максим! Показывай детям картинку кошки.

П: Сколько звуков в слове КОШКА

П: Андрей, назови и покажи первый звук в слове

П: Какие вы все молодцы, как хорошо умеете отгадывать загадки, знаете всех домашних животных.

П: Оля, назови и покажи второй звук в слове

- третий звук?

- четвертый звук?

- пятый звук ?

3. Развитие общей моторики, умения импровизировать движения и повадки домашних животных:

(педагог раздает детям маски домашних животных)

П: Поиграем дети в веселую игру?

П: Пока звучит музыка, каждый из вас будет изображать домашнего животного, как только музыка остановится – вы замрете на месте. А мы с Ваней попробуем угадать, какого животного вы изображали.

4. Развитие речевого дыхания:

П: Как вы весело поиграли. Молодцы! А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Долго - кратко»:

По (плавное произношение)

По (резкое произношение)

Па – па

Пу – пу

Пи – пи

Пэ – пэ

5. Развитие мелкой моторики:

П: Мы отдохнули, а наши пальчики – нет! Они тоже хотят отправится на прогулку:

Пошли пальчики гулять,

А вторые — догонять,

Третьи пальчики — бегом

А четвертые — пешком

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

6. Развитие фонематического восприятия:

П: Сейчас будем ловить слова, в которых есть звук [ш]:

собака

кошка

Корова

лошадь

свинья

П: Молодцы ! Все слова поймали правильно.

 

7. Развитие интонационной выразительности речи:

П: (Показывает картинку кошки и котят). Дети, как называются детеныши кошки?

П: Правильно. А мы же знаем прекрасное стихотворение про непослушных котят. Расскажем его?

8. Итог занятия:

П: Молодцы!! Где мы сегодня были?

П: Кого вы там видели?

П: А каких?

П: А назовите животных, в названиях которых спрятался звук [ш]?

9. Развитие силы голоса, координации речи с движением:

П: Молодцы! Ничего не забыли. На все вопросы ответили правильно. А теперь пора возвращаться. На чем обратно поедем в группу, а может полетим?

Дети под музыку друг за другом заходят в музыкальный зал.

Д: На машине!

       (Дети   двигаются    из   одного    конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.)

(Сделав разворот, двигаются в другую сторону.)

 

(Когда все «машины проехали», один  из детей — пешеход, «переходя улицу»,   произносит  эти  слова.   Пешеходы — все дети по очереди.)

Р: Петушок.

Р: Это гусь.

Р: Это собака.

Р: Это кошка.

Д: В слове кошка 5 звуков

Р: Первый звук в слове К

Звук К

Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом  К, К

Р: Второй звук в слове О

Исходное положение: руки впереди, внизу, округло соединены.
При произнесении звука [о] руки поднять через стороны вверх и округло соединить над головой. Подбородок немного приподнять. Во время движения поясницу прогнуть, работают мышцы спины вдоль позвоночника, напрягаются мышцы бедер.

Р: Третий звук в слове Ш

Звук Ш

Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом Ш_____.

Р: Четвертый звук К

Звук К

Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом  К, К

Р: Пятый звук А

Звук А

Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлены. Спина прямая, ноги вместе.
При произнесении звука [а] руки развести в стороны, поясница прогнуть, подбородок приподнять.

Д: Да!

Дети двигаются по залу под музыку, изображая домашних животных, затем один из детей отгадывает кого они изображали.

Дети сначала плавно, а затем кратко произносят слоги.

(руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытянуты и.синхронно передвигаются по столу),

(теперь указательные пальцы начинают «скакать»).

(средние пальцы «скачут» еще быстрее),

(по столу не спеша передвигаются безымянные пальцы).

(кулаки раскрываются полностью; сначала «скачут» мизинцы, а затем расслабленные ладони падают па стол)

Дети под музыку ходят по кругу на носочках, когда слышат в слове звук [ш] – хлопают в ладоши.

Д: Котята.

Д: Да.

(дети рассказывают стихотворение по ролям, изображают героев)

Два маленьких котенка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью – зимою – в январе.

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Уткнули морду в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, она спросила, не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Д: Мы были в деревне.

Д: Домашних животных.

Д: свинья, кошка, лошадь, собака корова.

Д: кошка, лошадь

Д: Да. На самолете.

Самолет идет на взлет – у-у-у-у-у.

(низкий голос руки постепенно поднимаются до пояса)

Самолет летит – у-у-у-у-у-у

(голос высокий, руки в стороны)

В нем мотор гудит.

Самолет садится – у-у-у-у-у-у

(голос низкий руки постепенно опускаются)

дети выходят из музыкального зала.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Постоянно действующий семинар: «Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики в коррекции речи дошкольников»

Конспект

логопедического занятия

с элементами фонетической и логопедической ритмики в старшей группе

Тема: «Огород. Овощи»

 Выполнила:

 слушатель ПДС учитель – логопед

 Зайцева Ольга Тимуровна

 ГДОУ д/с № 26

Санкт – Петербург

2010 год

Цель: уточнить и обогатить знания детей об овощах, о том, где они растут, как их собирают, как за ними ухаживают.

Задачи:

Образовательные:

 -совершенствование словарного запаса;

 - формирование пространственных представлений.

Воспитательные:

 - развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости;

 - воспитание любви к природе.

Коррекционные:

 - развитие общей, мелкой моторики, мышечного тонуса, выразительности    движений;

 - развитие координации речи с движением;

 - развитие логического мышления;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие звукового анализа;

 - развитие интонационной выразительности речи;

- развитие речевого дыхания;

 - развитие умения воспроизводить ритмическую структуру слова;

- развитие глагольного словаря по теме.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций; чтение рассказов; заучивание стихов;

отгадывание загадок.

Оборудование:

предметные картинки с изображением овощей, маски с изображением овощей, зеленые воротнички, муляжи овощей, мешок.

Ход  занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент (Развитие звуковысотности слуха, ритмической структуры слова):

П: Сегодня на занятии мы побываем в огороде. Увидим, что в огороде растет, соберем урожай. Но сначала давайте поздороваемся, споем:

 «Здрав-ствуй-те!» (педагог показывает лесенку правой рукой)

 

П: А теперь поздороваемся ручками и ножками (Педагог отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова)  

П: Ты кто? (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слова)

2. Развитие речевого дыхания, координации речи с движением

Отправляемся в путь (дети повторяют слоги и движения за логопедом)

3. Развитие лексического строя речи:

П: А какой урожай можно снять осенью с огорода (педагог показывает картинки с изображением овощей после ответов детей)?

4. Развитие координации движении, мышечного тонуса, глагольного словаря.

П: А как мы будем собирать урожай?

С картошкой что делают?

Показали как будем выкапывать (аналогично с другими овощами)

А капусту?

А морковку?

А огурцы?

5. Развитие логического мышления:

П: Отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

6. Развитие мелкой моторики:

П: Правильно. Давайте заготовим капусту на зиму:

Тук! Тук! Тук! Тук!           

Раздается в доме стук

Мы капусту нарубили

Перетерли,

Посолили 

И  набили плотно в кадку 

Все теперь у нас в порядке. 

7. Развитие интонационной выразительности речи:

П: (Педагог показывает картинку с изображением помидора) Дети, что это за овощ?

П: Мы знаем веселое стихотворение об этом овоще.(Педагог раздает маски с изображением помидора, зеленые воротнички)

 8. Развитие фонематического восприятия с помощью элементов фонетической ритмики:

П: Сейчас будем ловить слова, в которых есть звук [р]:

Помидор

Свекла

Капуста

Морковь

Картошка

Лук

П: Молодцы !

9. Развитие звукового анализа:

П: (Педагог открывает мешок, в котором лежат муляжи овощей)

Вот какой урожай богатый мы собрали.

Педагог достает из мешка муляж овоща.

П: Я буду показывать овощ, а вы – первый звук в его названии.

10. Итог занятия:

П: Какую интересную прогулку мы сегодня совершили!

Что вам больше всего понравилось?

П: Молодцы! Вы сегодня отлично занимались. Но пора возвращаться в группу.

Дети под музыку друг за другом заходят в музыкальный зал.

Дети пропевают: «Здрав-ствуй-те!»

Дети выполняют все действия по образцу.

Д: «ВА - СЯ»

     «КА - ТЯ»

На каждый шаг дети произносят слог:

А_У_А_У_А_У

АП_АП_АП_АП

ПА_ПА_ПА_ПА
ТА_ТА_ТА_ТА

Д: Морковь, лук, огурцы, помидоры, свеклу...

Д: Картошку выкапывают.

(дети имитируют движения с лопатой, выполняют движении с мышечным напряжением - расслаблением)

Д: Срезают

Д: Выдергивают

Д: Срывают

Д: Капуста!

Дети выполняют движения и повторяют слова за педагогом:

(Ритмичные удары ребром ладоней по столу)

( Хватательные движения обеими руками.)

( Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

( Удары обеими руками по столу)

( Отряхивают руки.)

Д: Это помидор!

Д: Толстопузый помидор

Перелез через забор.

Как веселый красный шар,

Покатился на базар,

Обежал за рядом ряд,

На ходу надел халат,

Занял место продавца,

Возле дядьки – огурца:

Подал звонкий голосок:

«Продаю томатный сок»

Дети под музыку ходят по кругу на носочках, когда слышат в слове звук [р] выполняют следующее движение:

И. п.: руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаках и находятся на уровне диафрагмы. Произнося звук [р], дети вращают кулаками один вокруг другого, одновременно выполняя наклон вперед («мотор»). По динамике очень напряженно.

Дети выделяют первый звук в начале названия овоща и показывают его с помощью фонетической ритмики.

Катя: Понравилось, как мы собирали урожай.

Вова: А мне понравилось, как мы ловили слова со звуком Р.

Дети под музыку марширующим шагом выходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.Сегодня, помимо традиционных  занятий по исправлению звукопроизношения, коррекци...

Роль логопедической ритмики в коррекции речи детей дошкольного возраста

Занятие по логопедической ритмике с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.Тема: «Поход в горы».Цели:- расширить представления о горах, походе, туристическом снаряжении;- учить координирова...

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников.

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольниковСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативны...

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

Рекомендации педагогам и родителям о значимостии м методике проведения логопедической ритмики...

Роль логопедической ритмики в развитии речи дошкольников.

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: - нару...

Использование упражнений для межполушарного взаимодействия, как фактора развития речи дошкольников

Доказано, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма. В логопедической работе я применяю упражнения для межполушарного взаимодейств...