НОД по развитию речи(обучение грамоте)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тарнакова  Ирина  Александровна

В  НОД по обучению грамоте представлен материал по ознакомлению детей  с буквой Б и дифференциацией звуков Б и Бь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамоте детей в подготовительной группе компенсирующей направленности.

         Чтение-это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели.

 В старшей группе дети приобретают навыки звукового  анализа слов, учатся дифференцировать гласные звуки, различать согласные звуки по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости. Получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, работают с разрезной азбукой, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются основным компонентом этого обучения.

          Звуковой анализ слов на занятиях производится с помощью звуковых сигналов красного, синего и зелёного цвета. Это позволяет детям увидеть , зрительно представить себе звук или слово.

          Для характеристики звуков используется звуковое пособие «Одень рубашку на звук».В начале года дети знакомятся с Мальчиком Звуком, рассматривают все его рубашки.

          В течение года дети знакомятся со всеми буквами алфавита. Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят на что она похожа, учат потешку про неё.Они знакомятся как с маленькой так и с заглавной буквой.Выкладывают букву из разного материала, прописывают в воздухе, на спине у соседа,в тетрадях.

          При обучении чтению  выделяют три задачи:

1. Обучение словоизменению;

2. Формирование слогового чтения;

3. Формирование слитного чтения.

Сначала дети учатся читать обратные слоги, затем переходят к чтению прямых слогов.

            Сложность обучения чтению заключается в том, что букв в алфавите меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой.

   Например, слоги МА и МЯ начинаются с одной буквы М,  но читается эта буква по -разному. На то как нужно прочесть букву М –твердо или мягко указывает следующая за ней гласная. Таким образом, ребенок должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и  читать. Дети этому действию специально обучаются.

            При переходе от слогового чтения к слитному на помощь приходит ударение, т.к. именно ударение связывает звуковую оболочку слова в единый образ. Постепенно чтение становится слитным, т.е   дети начинают читать слова с выразительным выделением ударного слога.

           В ходе обучения детей чтению используются разные игры.

Игра «Найди домик для буквы»

Детям раздаются гласные буквы: А, О, У, И, Ы, Я,Э.Двое детей домики, один синий, другой зеленый.(Руки над головой в форме крыши, на груди синий квадрат, зеленый квадрат)

Логопед: «Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. В синем домике живёт твердый согласный звук, в зелёном-мягкий согласный звук. Гласные звуки решили спрятаться от дождя, но чтобы войти в домик надо вспомнить после какого согласного пишется гласная буква, которую вы держите.» И,Я- в зелёный домик, остальные в синий.

Игра «Подбери слово к  схеме»

Логопед выкладывает несколько или одну звуковую модель слова, дети подбирают к ней слова.

Игра «Цепочка слов»

Она проводится на этапе когда дети уже знают большинство букв. Логопед выкладывает на доске слово и предлагает детям сделать новое слово , заменив одну букву.

Например: МАК-ТАК-ЛАК-РАК-БАК-БЫК-БОК-ТОК-ТУК-СУК-СОК-РОК

                                                       

Конспект    НОД

Тема: Дифференциация звуков Б,БЬ. Буква Б.

Цель:Познакомить детей с буквой Б,учить дифференцировать звуки б,бь.

Задачи: Упражнять детей в правильном произнесение и дифференциации звуков б,бь, упражнять в выкладывании буквы Б из разного материала, закреплять навык чтения, работать над звуковым анализом и синтезом, развивать общую и мелкую моторику,психические процессы.

 I.Орг.момент.

Игра «Скажи наоборот»

Маленький-большой;

Медленный-быстрый;

Здоровый-больной;

Бедный-богатый

-Какой первый звук в этих словах?(большой, быстрый, больной богатый)

-Звук Б.

II.Основная часть.

1.Характеристика звука Б-согласный, губной, звонкий , твердый.

«Надень рубашку на звук»-один ребенок у доски.

А) Назовите мягкую пару звука Б-это звук Бь.

Дадим характеристику звуку Бь- согласный, губной, звонкий,мягкий.

«Надень рубашку на звук»

Б)Скажите, чем отличаются звуки Б и Бь? ( Звук Б-твердый, звук Бь-мягкий)

В) Посмотрите, что здесь нарисовано?  (Колокол, машина)

IMG_20201119_110343.jpg

 Как звучит колокол? (Бом-бом) Пропоём песенку колокола. Как звучит песенка? (твёрдо)

Как гудит машина? (Би-би) Пропоём песенку машины. Как звучит эта песенка?  (мягко)

Почему «бом» звучит твердо, а «би» мягко? (В слове «бом» звук Б-твердый, в слове «би» звук Бь-мягкий)

Г) Приготовьте синие и зеленые звуковые сигналы. Я вам называю слово, если вы услышите в слове звук Б-поднимите синий кружок, если Бь-зеленый.

Бант,белка, бинт, банка,  бумага, кабина, кабан.

2.К нам в гости пришли гномы Бом и Бим. Бому нравятся слова с твёрдым звуком Б. А Биму- с мягким звуком Бь.

IMG_20201119_110411.jpg

Давайте выложим имена гномиков с помощью звуковых сигналов

1ряд выкладывает имя Бом, 2ряд-имя Бим.

3.Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем ).

-Какой буквой обозначаем звуки Б, Бь? – Буквой Б. Показ буквы Б.

IMG_20201119_110855.jpg

-В какую сторону смотрит буква Б? – Вправо.

-Выложите букву Б из того материала, который у вас на столе.(фисташки, фасоль, рис, макароны, горох)

-Из чего ты выкладывал букву? –Из фисташек.

-Значит какая у тебя буква?- Фисташковая.

4.Физкультминутка.

5.Чтение слогов.

-А сейчас мы заглянем в домик, где живёт буква Б.

Буквы знаем мы теперь

И читаем каждый день.

Дети читают слоги.        

       БА

       БУ

       БО

       БЫ

       БИ

       БЯ

-Какие слоги звучат  мягко? - БИ,БЯ

-Какие буквы делают слог мягким? – Буквы И, Я.

- У каждого из вас на столе лежит картинка.Вы должны поместить её в домик буквы Б, а на какой этаж мы сейчас все вместе определим..

-Посмотрите, у меня на картинке «боты».Свою картинку я помещаю на этаж со слогом БО, потому что в слове «боты» есть слог БО.

-У кого в слове есть слог БА? Выходите к домику с картинками.

-У кого в слове есть слог БУ, БЫ, БИ, БЯ?

IMG_20201119_110649.jpg

6. «Подружим слоги»

К нам в гости прилетели волшебные звёздочки, в каждый написан слог. Давайте их прочитаем.

 Подружите слоги так, чтобы получились слова. Возьмите листочки со звёздочками и цветными карандашами соедините слоги линиями. Какие слова получились?

IMG_20201119_110809.jpg

(Один ребёнок работает у доски)

Чтение слов: БУСЫ, ЗУБЫ, БАНЯ.

Составьте предложения со словом БУСЫ.

Мама купила красивые бусы

Составьте предложение со словом ЗУБЫ.

Надо чистить зубы каждый день.

Составьте предложение со словом  БАНЯ.

Я иду мыться в баню.

7. «Угадай слово»

Нашим гномикам друзья прислали подарки, но они зашифрованы. Чтобы их получить, нужно их разгадать. Поможем гномикам?

Мы должны разгадать зашифрованное слово по первым звукам.

(На доске 5 картинок, дети должны определить слово по первым буквам этих картинок)

-Что нарисовано на картинках?(Барабан, арбуз, нож, книга, ананас)

IMG_20201119_110719.jpg

-Какой первый звук в слове барабан?- Первый звук Б.

-Какой буквой мы обозначаем звук Б? – Буквой Б.

(Один ребёнок работает у доски) Читаем,что получилось: БАНКА.

-Кому же друзья прислали банку с вареньем Бому или Биму? –Бому, потому что в слове БАНКА   звук Б –твёрдый.

IMG_20201119_110436.jpg     IMG_20201119_110444.jpg

Задание выполняется аналогично.

8.Работа в тетрадях.

-Давайте вспомним с какой буквы пишутся имена?- С большой буквы.

Читаем на доске имена Бим, Бом. Обратите внимание , буква Б большая. Высота буквы б 3  клеточки, ширина 1, расстояние между буквами -1 клетка.

_-Ребята, гномики прислали нам свои фотографии. Посмотрите на свои листочки, догадались, кто на них изображён Бим или Бом?

9. Пальчиковая гимнастика.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Ребята определяют, кто у них изображён Бом или Бим и записывают имя гномика.

IMG_20201119_110732.jpg

III. Рефлексия. Итог.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе

 Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц»Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять в ч...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте).

Занятие  предусматривает решение задач одновременно как по развитию речи, так и по обучению грамоте. Игровые упражнения и задания помогают совершенствовать умения детей составлять по сюжетным кар...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте)Цель:— совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ;—...

программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи (обучение грамоте) .

ТЕМА: « ЗВУК И БУКВА  «М».Образовательные задачи:Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [м] - [м\'], буквой ЭМ.Формировать умение различать звуки [м] - [м\'] по акустич...

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со  звуками « ж и ш»; развивать  фонематический  слух:  упражнять  в  различении  (на  слух)  зн...

Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение грамоте) на тему: «Путешествие за звездами»

Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение  грамоте)на тему: «Путешествие за звездами»...