НОД по развитию речи(обучение грамоте)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В НОД по обучению грамоте представлен материал по ознакомлению детей с буквой Б и дифференциацией звуков Б и Бь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_detey_v_logopedicheskoy_podgotovitelnoy_gruppe_s_ovz.docx | 958.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте детей в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Чтение-это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов, учатся дифференцировать гласные звуки, различать согласные звуки по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости. Получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
В подготовительной группе дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, работают с разрезной азбукой, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются основным компонентом этого обучения.
Звуковой анализ слов на занятиях производится с помощью звуковых сигналов красного, синего и зелёного цвета. Это позволяет детям увидеть , зрительно представить себе звук или слово.
Для характеристики звуков используется звуковое пособие «Одень рубашку на звук».В начале года дети знакомятся с Мальчиком Звуком, рассматривают все его рубашки.
В течение года дети знакомятся со всеми буквами алфавита. Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят на что она похожа, учат потешку про неё.Они знакомятся как с маленькой так и с заглавной буквой.Выкладывают букву из разного материала, прописывают в воздухе, на спине у соседа,в тетрадях.
При обучении чтению выделяют три задачи:
1. Обучение словоизменению;
2. Формирование слогового чтения;
3. Формирование слитного чтения.
Сначала дети учатся читать обратные слоги, затем переходят к чтению прямых слогов.
Сложность обучения чтению заключается в том, что букв в алфавите меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой.
Например, слоги МА и МЯ начинаются с одной буквы М, но читается эта буква по -разному. На то как нужно прочесть букву М –твердо или мягко указывает следующая за ней гласная. Таким образом, ребенок должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать. Дети этому действию специально обучаются.
При переходе от слогового чтения к слитному на помощь приходит ударение, т.к. именно ударение связывает звуковую оболочку слова в единый образ. Постепенно чтение становится слитным, т.е дети начинают читать слова с выразительным выделением ударного слога.
В ходе обучения детей чтению используются разные игры.
Игра «Найди домик для буквы»
Детям раздаются гласные буквы: А, О, У, И, Ы, Я,Э.Двое детей домики, один синий, другой зеленый.(Руки над головой в форме крыши, на груди синий квадрат, зеленый квадрат)
Логопед: «Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. В синем домике живёт твердый согласный звук, в зелёном-мягкий согласный звук. Гласные звуки решили спрятаться от дождя, но чтобы войти в домик надо вспомнить после какого согласного пишется гласная буква, которую вы держите.» И,Я- в зелёный домик, остальные в синий.
Игра «Подбери слово к схеме»
Логопед выкладывает несколько или одну звуковую модель слова, дети подбирают к ней слова.
Игра «Цепочка слов»
Она проводится на этапе когда дети уже знают большинство букв. Логопед выкладывает на доске слово и предлагает детям сделать новое слово , заменив одну букву.
Например: МАК-ТАК-ЛАК-РАК-БАК-БЫК-БОК-ТОК-ТУК-СУК-СОК-РОК
Конспект НОД
Тема: Дифференциация звуков Б,БЬ. Буква Б.
Цель:Познакомить детей с буквой Б,учить дифференцировать звуки б,бь.
Задачи: Упражнять детей в правильном произнесение и дифференциации звуков б,бь, упражнять в выкладывании буквы Б из разного материала, закреплять навык чтения, работать над звуковым анализом и синтезом, развивать общую и мелкую моторику,психические процессы.
I.Орг.момент.
Игра «Скажи наоборот»
Маленький-большой;
Медленный-быстрый;
Здоровый-больной;
Бедный-богатый
-Какой первый звук в этих словах?(большой, быстрый, больной богатый)
-Звук Б.
II.Основная часть.
1.Характеристика звука Б-согласный, губной, звонкий , твердый.
«Надень рубашку на звук»-один ребенок у доски.
А) Назовите мягкую пару звука Б-это звук Бь.
Дадим характеристику звуку Бь- согласный, губной, звонкий,мягкий.
«Надень рубашку на звук»
Б)Скажите, чем отличаются звуки Б и Бь? ( Звук Б-твердый, звук Бь-мягкий)
В) Посмотрите, что здесь нарисовано? (Колокол, машина)
Как звучит колокол? (Бом-бом) Пропоём песенку колокола. Как звучит песенка? (твёрдо)
Как гудит машина? (Би-би) Пропоём песенку машины. Как звучит эта песенка? (мягко)
Почему «бом» звучит твердо, а «би» мягко? (В слове «бом» звук Б-твердый, в слове «би» звук Бь-мягкий)
Г) Приготовьте синие и зеленые звуковые сигналы. Я вам называю слово, если вы услышите в слове звук Б-поднимите синий кружок, если Бь-зеленый.
Бант,белка, бинт, банка, бумага, кабина, кабан.
2.К нам в гости пришли гномы Бом и Бим. Бому нравятся слова с твёрдым звуком Б. А Биму- с мягким звуком Бь.
Давайте выложим имена гномиков с помощью звуковых сигналов
1ряд выкладывает имя Бом, 2ряд-имя Бим.
3.Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем ).
-Какой буквой обозначаем звуки Б, Бь? – Буквой Б. Показ буквы Б.
-В какую сторону смотрит буква Б? – Вправо.
-Выложите букву Б из того материала, который у вас на столе.(фисташки, фасоль, рис, макароны, горох)
-Из чего ты выкладывал букву? –Из фисташек.
-Значит какая у тебя буква?- Фисташковая.
4.Физкультминутка.
5.Чтение слогов.
-А сейчас мы заглянем в домик, где живёт буква Б.
Буквы знаем мы теперь
И читаем каждый день.
Дети читают слоги.
БА |
БУ |
БО |
БЫ |
БИ |
БЯ |
-Какие слоги звучат мягко? - БИ,БЯ
-Какие буквы делают слог мягким? – Буквы И, Я.
- У каждого из вас на столе лежит картинка.Вы должны поместить её в домик буквы Б, а на какой этаж мы сейчас все вместе определим..
-Посмотрите, у меня на картинке «боты».Свою картинку я помещаю на этаж со слогом БО, потому что в слове «боты» есть слог БО.
-У кого в слове есть слог БА? Выходите к домику с картинками.
-У кого в слове есть слог БУ, БЫ, БИ, БЯ?
6. «Подружим слоги»
К нам в гости прилетели волшебные звёздочки, в каждый написан слог. Давайте их прочитаем.
Подружите слоги так, чтобы получились слова. Возьмите листочки со звёздочками и цветными карандашами соедините слоги линиями. Какие слова получились?
(Один ребёнок работает у доски)
Чтение слов: БУСЫ, ЗУБЫ, БАНЯ.
Составьте предложения со словом БУСЫ.
Мама купила красивые бусы
Составьте предложение со словом ЗУБЫ.
Надо чистить зубы каждый день.
Составьте предложение со словом БАНЯ.
Я иду мыться в баню.
7. «Угадай слово»
Нашим гномикам друзья прислали подарки, но они зашифрованы. Чтобы их получить, нужно их разгадать. Поможем гномикам?
Мы должны разгадать зашифрованное слово по первым звукам.
(На доске 5 картинок, дети должны определить слово по первым буквам этих картинок)
-Что нарисовано на картинках?(Барабан, арбуз, нож, книга, ананас)
-Какой первый звук в слове барабан?- Первый звук Б.
-Какой буквой мы обозначаем звук Б? – Буквой Б.
(Один ребёнок работает у доски) Читаем,что получилось: БАНКА.
-Кому же друзья прислали банку с вареньем Бому или Биму? –Бому, потому что в слове БАНКА звук Б –твёрдый.
Задание выполняется аналогично.
8.Работа в тетрадях.
-Давайте вспомним с какой буквы пишутся имена?- С большой буквы.
Читаем на доске имена Бим, Бом. Обратите внимание , буква Б большая. Высота буквы б 3 клеточки, ширина 1, расстояние между буквами -1 клетка.
_-Ребята, гномики прислали нам свои фотографии. Посмотрите на свои листочки, догадались, кто на них изображён Бим или Бом?
9. Пальчиковая гимнастика.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Ребята определяют, кто у них изображён Бом или Бим и записывают имя гномика.
III. Рефлексия. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц»Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять в ч...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте).
Занятие предусматривает решение задач одновременно как по развитию речи, так и по обучению грамоте. Игровые упражнения и задания помогают совершенствовать умения детей составлять по сюжетным кар...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте)Цель:— совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ;—...
программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи (обучение грамоте) .
ТЕМА: « ЗВУК И БУКВА «М».Образовательные задачи:Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [м] - [м\'], буквой ЭМ.Формировать умение различать звуки [м] - [м\'] по акустич...
Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками « ж и ш»; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) зн...
Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение грамоте) на тему: «Путешествие за звездами»
Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение грамоте)на тему: «Путешествие за звездами»...