НОД по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В конспекте НОД представлен материал по развитию речи(патриотическое воспитание) на тему :Русь моя ,люблю твои березы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_bereza2.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» г.Великие Луки
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи (патриотическое воспитание)
ТЕМА: «Русь моя, люблю твои березы»
Учитель-логопед: Тарнакова
Ирина Александровна
г. Великие Луки
Псковская область
2022 год
Актуальность темы. Родина – сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям, матери и отцу, любовь к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, стране, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер.
C раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Традиции являются частью исторического наследия, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни своего народа, доступное их возрасту. Задача родителей и педагогов – познакомить детей с культурными ценностями, научить любить и чтить традиции своего народа, с уважением относиться к культуре других народов.
На сегодняшний день не многие из нас знают прошлое своего народа. В современных условиях становится актуальной проблема сохранения национальной культуры, осознания принадлежности к своим корням.
Цель: познакомить детей с традициями и бытом русского народа, вызвать интерес к народной культуре.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о Родине, о своём родном крае, о символах России, познакомить дошкольников с народными приметами и играми, дать представление о целебных свойствах березы, познакомить с изделиями из бересты.
Развивающие: учить детей образно, с интонационной выразительностью рассказывать стихотворения, развивать эмоциональный отклик от восприятия поэтического текста и музыки, расширять словарный запас посредством пословиц, поговорок, метафор, новых слов («лучина», «береста», «берестянщик», «туесок», «кузовок», «лукошко», «оберег» «чага» и другие), развивать познавательную и творческую активность детей.
Воспитательные: воспитывать уважение и любовь к красоте родной природы, к русской березке как символу России, воспитывать такие личные качества, как любознательность, активность, культуру общения.
Вид мероприятия: развлечение.
Данный вид позволяет преподнести достаточно сложный материал в интересной и доступной форме. В ходе мероприятия происходит частая смена видов деятельности, что позволяет поддерживать детский интерес, активность, любознательность.
Подготовка к развлечению проходила в тесном сотрудничестве с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Прослеживается интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
Развлечение проходило в группе, пространство групповой комнаты было выдержано в русском народном стиле. Была оформлена зона «русской народной избы», в которую вошли матрешки, балалайки, свистульки, полотенца с ручной вышивкой, половики, куклы в народных костюмах, образцы декоративно-прикладного искусства, домашняя утварь: утюги, деревянная, глиняная, чугунная и керамическая посуда (ложки, плошки, кувшины, чугунки и др.), ухват, прялка, сундуки и т.п.
В центре группы располагались березка (макет); баня (макет) с березовыми вениками и дровами; ширма с детскими рисунками и фотографиями изделий из бересты; деревянный столик с берестяными изделиями.
Занавески на окнах были украшены зелеными березовыми листочками.
Девочки и ведущая были одеты в нарядные сарафаны, на головах – венки, мальчики в рубашки и брюки.
Использование сюрпризного момента – появление Иванушки из деревни – вызвало детский интерес в самом начале мероприятия.
Открытое мероприятие было показано педагогам ДОУ и родителям, и помимо указанных цели и задач было направлено на привлечение внимания к вопросу приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
Данное мероприятие получило высокую оценку со стороны коллег ДОУ и специалистов дошкольного отдела Управления образования Администрации города Великие Луки, которые на нем присутствовали, и было рекомендовано для показа педагогам на городском уровне.
Тип мероприятия: комбинированный (закрепление нового материала, повторение уже имеющихся знаний).
Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрационный материал, декорации, костюмы), практические (инсценировка, игры, хоровод, стихи).
Оборудование: зона «русской народной избы», макет березы, макет бани с березовыми дровами, березовый веник, изделия из бересты, зеленые платочки, костюмы, рисунки березы, фотографии изделий из бересты, аудиозаписи,
Предварительная работа: беседы, рассказы о традициях и быте наших предков, знакомство с народными приметами, словарная работа, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением березы и изделий из бересты, целевые прогулки – наблюдение за березой, рисование березы, разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, народных игр, хоровода «Во поле березка стояла», слушание русских народных песен и мелодий, изготовление берестяных оберегов.
Конспект НОД
«Русь моя, люблю твои березы»
Дети под песню «Почему так в России березы шумят…» заходят в группу и садятся на стульчики полукругом.
Ведущий: Ребята, к нам в садик вчера пришла телеграмма, в которой
сообщается о том, что к нам в гости приедет Иван из деревни. Но что-то он задерживается (стук в дверь, заходит Ваня, здоровается).
Ведущий: Здравствуй Ваня, говорят, что ты недавно путешествовал по разным странам. Расскажи нам с ребятами, что ты интересного увидел и узнал.
Иван: Был за морем океаном
Разъезжал по разным странам
Огоньков там много ярких
Наменял я там подарков
Все красивые чудные, необычные такие.
Вот из Африки бананы
Чай из Индии духмяный
Перец с Греции душистый.
Ну а с юга абрикос пушистый.
А меня там все спросили:
«Что привез ты из России?»
Затянул я поясок, им ответил громко.
«Берестяный туесок из коры березы тонкой».
Только я его отдал,
Как по дому заскучал.
Что случилось, не пойму,
Объясните, почему?
Средь красот страны другой,
Захотелось мне домой.
Ведущий: Это потому, Иванушка, что твоя Родина здесь. Не зря говориться в народе: «Где родился, там и пригодился».
- Ребята, давайте расскажем Ивану, что такое Родина. И как она нужна каждому человеку.
Дети читают стихи.
1. Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем.
И березки вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
2. Старый двор, березки молодые
Хоровод кудрявых тополей.
Это все страна моя Россия,
Милый образ родины моей.
3. Поезжай за моря – океаны,
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны,
Но такой как у нас не найти…
Ведущий: Ребята, а как мы еще можем назвать нашу Родину? (Отчизна, Отечество).
Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родными и друзьями.
Ведущий: Ребята, а как называется место, где родились и выросли вы? (город Великие Луки, Псковская область. )
Дети читают стихи:
1. Ветрами воспетый, дождями промытый
Веселый и звонкий, как солнечный май,
На ласку ответный, на дружбу открытый
Звени и красуйся Псковский наш край!
2. Псковский край, дорогая земля!
Красивая, добрая, скромная!
Люблю тебя нежно и ласково я
Ведь ты моя Родина кровная.
Ведущий: Ребята, давайте подойдем к столу и выберем главные символы нашего государства и покажем Ивану.
Ребята вместе с Ваней подходят к столу, на котором лежат флаг, герб, гимн, картина с изображением березы, называют и вывешивают символы на доску.
Ведущий: Назовите, какие символы вы выбрали (дети называют)
- Правильно! Флаг, герб и гимн – это символы каждого государства.
- Ребята, а почему никто не выбрал березу? Или (А березку вы выбрали не зря)
- Оказывается, у России есть еще один символ, очень красивый и нежный. Это – красавица РУССКАЯ БЕРЕЗКА.
На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокурая березка –
Символ Родины моей.
Береза широко распространена в русских лесах. Березовый лес красив во все времена года. Удивительно то, что деревьев много, а береза – единственное дерево с красивым белым стволом. И наша псковская земля богата березовыми рощами.
- Ребята, а как ласково можно назвать березу? (выслушать ответы детей)
- Народ издавна с любовью называет ее БЕРЕЗОНЬКОЙ, КУДРЯВОЙ, БЕЛОСТВОЛЬНОЙ.
Дети читают стихи:
1. Деревьев разных не сочтешь
Одно другого краше
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей?!
2. Характером – в землю родную
Душою – в ее голубень
Березкой я Русь именую,
Ее наступающий день.
3. Наряд ее мягкий чудесен
Нет деревца сердцу милей
А сколько задумчивых песен поется в народе о ней.
Ведущий: Россия и береза! Эти два слова слиты воедино.
Иван: Ребята, послушайте, что я знаю про березу:
Со старины далекой на праздник Троицы в июне месяце молодые девушки шли в лес к березкам. Они вили венки из березовых веток, сплетали между собой вершины молодых березок и «завивали» - украшали березоньку цветными ленточками, приговаривая:
Ты не бойся березонька
Мы тебя не ломаем – 2 раза
Веточки завиваем.
Потом загадывали желания. Около березки водили хороводы и пели песни.
Ведущий: Ваня, а наши девочки тоже знают много песен и умеют водить хороводы.
Дети:
1. Березовые веточки по ветру шумят
Начало лета празднуют, о чем – то говорят
К ним девушки нарядные приходят каждый год
Поют они березоньке и водят хоровод.
2. Солнышко пригрело,
Соловушки свистят,
Пойдем – те девицы – красные
Березку украшать!
Девочки исполняют хоровод «Во поле березка стояла».
Народная псковская игра «БЕРЕЗКА»
Ребята становятся в круг:
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
Девочка – «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:
Березка зеленькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит, -
«березка» изображает шум листьев, движение веток, - она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор:
«А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» - девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
Ведущий: Береза была центром праздника цветущей растительности и плодородия. С березой связано много пословиц и поговорок.
Дети: - Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
- Береза ума дает.
- Березы, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
- Бела береста, да деготь черен.
Иванушка (радостно): И я народные приметы знаю, связанные с березой.
Матушка моя всегда говорила:
- Если зацвела береза – сажай картофель.
А дед Матвей говорил:
- Лопаются сережки у березки – сей хлеб.
Такой хитрый этот дед Матвей, всё загадки мне загадывал. Если отгадаешь, говорит, орехами угощу. А загадки трудные такие, так и не отгадал я их, так и не отведал орехов лесных.
Ведущий: А что за загадки то Иванушка? Ты нам с ребятами расскажи, может, мы сможем их разгадать.
Иванушка: Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (береза)
Иванушка: Да почему береза – то, никак не пойму!
Ведущий: На Руси всегда березу сравнивали с нежной и красивый девушкой.
Молодые тоненькие березки напоминают девичью красу, стройную и статную. Зеленый платочек – это листва, белый сарафан – цвет березовый коры. Вот послушай.
Дети читают стихи:
Стоит девица.
Ой, нарядная,
Вся – то стройная
Вся – то ладная,
Белый черным шит сарафан на ней,
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей.
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается.
Иванушка: Теперь я всё понял про березку. Спасибо ребята! Вот дед Матвей удивится, когда я его загадки разгадаю.
Ведущий:
Березу в народе называют деревом четырех дел.
1. Первое дело - МИР ОСВЕЩАТЬ – тепло и свет людям давать.
Расскажите, ребята, что это значит?
В давние времена, когда не было электричества, наши предки березовой лучиной освещали дома. Девушки и женщины пряли при лучине в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, а маленькие детушки слушали бабушкины сказки про гусей – лебедей и Ивана – царевича.
2. Второе дело - БОЛЬНЫХ ИСЦЕЛЯТЬ - речь идет о лечебных свойствах березы.
В лечебных целях у березы используется всё: древесина, кора, листья, почки, сок и даже паразитирующий гриб – чага, который образует крупные наросты на стволах березы.
Что изготавливают из древесины? – Активированный уголь и лекарства для лечения отравлений.
Что готовят из коры? – Из коры готовят березовый деготь. Его добавляют в лечебные шампуни и мази.
Как в медицине используют березовые листья и почки? – Листья и почки собирают, сушат, а потом готовят настои и отвары. Ими лечат простуду, кашель, болезни сердца, почек, печени, суставов.
А вы любите березовый сок? – Это огромная кладезь витаминов. Что в нем содержится? – Железо и витамин С. Его применяют при простуде, гриппе, бессоннице и при других болезнях.
В народной медицине также используют чагу. В нем содержатся полезные вещества, которые успокаивают нервную систему, повышают иммунитет, усиливают обмен веществ, снимают боли в желудке.
В природе мало растений, которые имеют такое количество лекарственных свойств, как наша красавица береза.
3.Третье дело - ЧИСТОТУ СОБЛЮДАТЬ – про березовый веник что и говорить.
Каждый знает как полезна русская баня да еще и с березовым веничком!
Сценка «Баня»
Выходит сгорбленный дед и старуха с веником и шайкой.
Ведущий: Домик на горе стоит
Из трубы дымок валит…
Дед: Веник я сломал большой,
Буду париться с душой!
Не кленовый, не дубовый,
А березовый, махровый.
Старуха: Баня топится с обеда!
Парься лучше дорогой,
Будешь вечно молодой!
(Дед уходит за декорацию парится) песня «Баня»
Ведущий: Долго дедушка пыхтел,
Выходить он не хотел!
Так прошел один часок,
Перестал валить дымок.
Смотрит бабка перед ней
Королевич Елисей!
(Из бани выходит «помолодевший» дед)
Старуха: Где мой дед! Скажи на милость!
Что со старым приключилось?
Дед: Ты, старуха, глаз раскрой,
Пред тобой же дед родной!
Здесь во всем он виноват! – показывает на веник
Старуха подхватывает веник, и исчезает в бане.
Ведущий: В баню веник вы возьмите,
Ой, не пожалеете!
Хором: Лет на 20 сразу с ним вы помолодеете!
На сцене появляются «молодые» старуха и дед.
Иванушка: Ребята, а хотите с веником поиграть?
Подвижная игра с веником. (Все ребята стоят в кругу и передают под музыку веник. Музыка останавливается, тот, у кого остался веник выходит в круг и танцует под русскую пляску)
Ты лети, веселый веник,
Дальше, дальше по рукам,
У кого остался веник,
Тот сейчас станцует нам.
Иванушка: Хорошо поиграли, ну а какое же четвертое дело?
4. Четвертое дело - КРИК УТЕШАТЬ – речь идет об изделиях из березы.
В старину из березы для маленьких деток делали люльки. Считалось, что береза утешает детский крик, успокаивает.
Из березы также мастерили игрушки. Самая известная игрушка – матрешка. Много изделий делали из бересты.
Ребята, что такое береста?
- Правильно, это кора березы.
- С древнейших времен на Руси в деревенском быту из бересты делали различные предметы.
Давайте вспомним какие: для ягод и грибов делали лукошки, для воды и кваса делали туески, мастерили разную посуду – чашки, подносы, солонки, из бересты изготавливали украшения.
А человека, который этим занимался, называли берестянщиком.
И в нашем городе есть такие мастера, которые плетут из бересты различные предметы и украшения.
Показ берестяных изделий:
Посмотрите, эти вещи, нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра.
Чтоб сказать нам, что у нас есть чудо – люди – мастера!
Подойдите поближе и назовите изделия, сделанные из бересты. (Дети называют: лукошки, туески, корзины и т.д.)
Береза является сокровенным деревом, символом и душой России. Поэтому изделия из ее коры – бересты отличаются особой теплотой и мягкостью.
Ведущий: А еще березу в старину считали деревом – оберегом от различных бед и невзгод.
Иванушка, мы с ребятами изготовили оберег, который будет беречь тебя и напоминать о Родине, когда ты будешь далеко от дома. (Дарят Ивану оберег).
Ведущий: Иванушка, теперь ты понял, что такое Родина и почему вдруг тебе так захотелось домой? Ведь счастье – это жить в родной стране, родном городе. И наконец, счастье – это русские березки у крыльца родного дома.
Иванушка: Спасибо, ребята, я всё понял.
Ведущий: Наша Родина – Россия!
Дети: «Россия» - шепчут мне березки,
«Россия» - шепчут камыши,
«Россия» - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь!»
И я люблю тебя по – русски,
Моя березовая Русь!
Под песню «Почему так в России березы шумят…» дети и педагоги прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...