Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе»
классный час (подготовительная группа)

Карамиля Ирина Анатольевна

Почему  так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше до поступления в школу? Что же такое «Готовность к школе»? 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx26.28 КБ
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Психологическая готовность ребёнка к школе»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатель, родители.

Воспитатель: Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые папы и мамы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе. Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям?
Воспитатель:  -Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, идеальный первоклассник?
Качества: 
- учебная мотивация,
- произвольность,
- определенный уровень развития психических процессов,
- умение взаимодействовать с другими детьми …
Обсуждение.

2. Анкета для родителей
 «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Инструкция: - Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе. 

Анкета для родителей:

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

    Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

            * 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

            * 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

            * 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

     Результаты могут вас разочаровать, но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.


Воспитатель: Возникает вопрос: для чего это нужно уметь? Чтобы на него ответить нужно подумать: Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он отправляется в школу? Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им. Возникают отношения «ученик – учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, что достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.  Таким образом, поступление в школу – трудный, переходный период. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.

Какие же компоненты включает в себя «Психологическая готовность к школе»? 

-интеллектуальную готовность;

- мотивационную готовность;

- эмоционально-волевую готовность;

- коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие

умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

- свой адрес и название города, в котором он живет;

-название страны и ее столицы;

- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

-времена года, их последовательность и основные признаки;

- названия месяцев, дней недели;

- основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Мотивационная готовность.

Иными словами, ребёнок должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у него желания принять новую социальную роль — роль школьника.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

- способностей ставить перед собой цель,

-принять решение о начале деятельности,

- наметить план действий,

- выполнить его, проявив определенные усилия,

- оценить результат своей деятельности,

- а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры.

Коммуникативная готовность.

 Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.  Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Воспитатель: Дорогие родители, быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Приложение 1.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры «Сколько?». Цель: развитие мышления.

Содержание. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у семи ослов?

-Сколько носов у двух псов?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько ушей у пяти малышей?

-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

Игра «Скажи наоборот» (на развитие речи и мышления).

Я буду произносить слова, а ты отвечать мне словами, противоположными по значению. Например, большой - маленький, чистый - грязный.

Начинаем игру: быстро - медленно; высоко - низко; далеко - близко; светлый - темный; день - ночь; встать - сесть; сухо - мокро; холод - жара; поздно - рано; детский - взрослый; начало - конец.

Упражнение «Назови одним словом».

Варианты групп слов:

яблоки — груши - мандарины (фрукты);

тарелки - стаканы чашки (посуда); стол стул – диван (мебель);

рубашка - брюки - платье (одежда); сапоги - валенки -туфли (обувь);

суп - каша - кисель (еда); одуванчик-роза-ромашка (цветы);

береза - елка - сосна (деревья); гусь - воробей – голубь (птицы);

карась - щука - окунь (рыбы); малина - клубника - смородина (ягода);

морковь - капуста - свекла (овощи).

Игра на развитие логического мышления.

Ребенку зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее.

Необходимо его исключить и объяснить свое решение.

Варианты группы слов:

ромашка - ландыш - сирень - колокольчик;

Саша - Коля - Маша - Егорова; заяц - лось - овца - волк;

диван - кровать - тетрадь - парта; ухо - лицо - нос -рот;

щука - рак - карась - окунь; молоко - сливки - сметана - сало.

Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.

К 6 парам слов, связанных между собой по смыслу, подобрать третье слово:

яйцо - курица - (цыпленок): птица - полет - (гнездо);

лес - дерево - (доска); воздух - свежесть - (кислород);

дом - город - (улица); ночь - луна - (звезды); река - озеро -(море);

• кукуруза - салат - (попкорн); шуба холод - (мороз);

ребенок - нежность - (радость).

Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Родитель. Я буду называть любые слова, добавляя к ним другие,

которые связаны с первыми по смыслу.

Запомни эти слова:

праздник - подарок; дом - окно; лимонад - прохлада;

будка - собака; стол - пирог; блины - сковородка; шапка -шарф;

печь - дрова; ваза - цветок; пылесос - уборка; пчела - мед; город - улица.

Затем 1 слово вы, ребенок второе.

Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.

Прослушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный); стул (мягкий, удобный).

Игра «Какой фигуры не стало (на развитие зрительной памяти и внимания).

Выставляют карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Ребенок запоминает их порядок. Затем одну фигуру убирают, а ребенок определяет, какой фигуры не стало.

Упражнение на развитие зрительной памяти.

Ребенку с интервалом 3-5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок с изображением: ножниц, утки, дома, лампы, машины, тапочек, груши, кота, ручки, щетки.

Упражнение на развитие зрительной памяти.

На карточке изображены предметы: елка, телевизор, рыбка, книга, пароход. В течение 10 секунд ребенку необходимо посмотреть на картинку, а затем назвать все предметы.

Упражнение на развитие речи, мышления и воображения (можно менять содержание в зависимости от времени года).

Родитель. Кто приходит к нам со снегом, стужей и приносит новогодние подарки? Как называется это время года? Какие зимние месяцы ты знаешь? Что еще приносит с собой зима?

(Праздники, подарки, развлечения, морозы и т. д.)

- Придумай имя зиме. (Красавица, матушка, метелица и др.)

- Зима какая? Например,: хрустальная, снежная, холодная, метельная, вьюжная, сказочная, волшебная, морозная и т. д.

- Ты видел, как падает снег? Какого он цвета? Всегда ли он белый? (Искрящийся, золотой, голубой, серебристый, блестящий.)

- Ты помнишь, как снег хрустит под ногами? Как можно еще сказать? (Скрипит, трещит, поет, жалуется и т. д.)

Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками круг, квадрат.

Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

Упражнение на развитие сенсомоторики:

Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.

Рисование двумя руками.

Нарисовать в тетради одновременно двумя руками домики, дерево по образцу.

«Весёлые диктанты».

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

• Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).

• Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.).

• Чувство ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

• Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.

Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: овалов, линий, крючков, треугольников.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей:

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17.Различать гласные и согласные звуки.

18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.

22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе.

• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.

• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Как вести себя, когда ребенок выполняет задания.
• Будьте спокойны, говорите четким, громким голосом.
• Показывайте что вам интересно работать с ребенком – не нужно заниматься параллельно другими делами (читать газету, смотреть телевизор)
• Не высказывайте ребенку в категоричной форме замечания («Нет, ты опять делаешь не так», «Сколько раз тебе повторять, как нужно рисовать»).
• Хвалите ребенка, если он выполняет задания правильно («Молодец, у тебя так здорово получается»)
• Если в начале занятия ребенок был активен, но через 10 минут стал зевать, проведите физкультминутку. Посоревнуйтесь: кто выше прыгнет, кто дольше простит на одной ноге.
• Если ребенок отказывается выполнять задания, говорит, что не хочет заниматься, не нужно тотчас делать вывод, что ваш ребенок – лентяй. Нужно разобраться почему он так говорит.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию в подготовительной логопедической группе по теме:" Логопедическая готовность ребёнка к школе"

презентация поможет раскрыть необходимые аспекты подготовки детей подготовительной логопедической группы к школе. Познакомит родителей с особенностями логопедической работы в этой группе....

Конспект родительского собрания на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Конспект родительского собрания на тему: "Готовность ребёнка к школе"...

Доклад к родительскому собранию "Готовность ребёнка к школе"

То, что ребенок получает в семье, остается с ним на всю жизнь. Он впитывает в себя все, что видит и слышит, не фильтруя информацию, поэтому только от вас зависит, какой фундамент будет заложен в лично...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Итоговое родительское собрание"Готовность ребёнка к школе"

Итоговое родительское собрание "Готовность ребёнка к школе"...

Родительское собрание «Готовность ребёнка к школе» в подготовительной группе.

Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Для этого давайте выяс...