Онтогенез речевой деятельности.
презентация по логопедии
Онтогенез речевой деятельности.
Прямое, обратное и заменительное словообразование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontogenez_rechevoy_deyatelnosti.pptx | 104.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словообразование Словообразование — раздел языкознания, изучающий законы образования слов. Словообразование — один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловлено переменами в жизни общества. Выделяют способы словообразования: морфологические неморфологические
типы словообразовательных процессов в детской речи Выделяют следующие типы словообразовательных процессов в ДР (классификация С.Н. Цейтлин): • Прямое словообразование • Обратное словообразование • Заменительное словообразование • Гибридное ( контаминационное) словообразование
Прямое словообразование • Это такой тип словообразовательных процессов, при котором новое слово образуется последовательным присоединением морфем к друг у другу (в опоре на словообразовательные модели или конкретное слово). В рамках этого типа представлены все существующие в русском языке способы словообразования: аффиксальные (суффиксальный, префиксальный, конфиксальный , нулевая суффиксация ), словосложение. Особо следует выделить способ омонимического словообразования , суть которого заключается в создании ребенком нового слова, которое случайно совпадает с уже существующим в языке.
Примеры омонимического словообразования • Всадник – тот, кто ходит в детский сад. Мама, я сегодня всадник. – Почему? – Я же в садик иду (Вова, 4 г.). Ср.: всадник – «наездник» • Унизиться . Стать ниже . В лесу. Догорает костер: Смотрите, смотрите, как костер унизился (д., 3 г.). Ср. унизиться от унижаться (о человеке). • Пилотка – летчица (ср. пилотка – головной убор), дворняжка – жена дворника (ср. дворняжка – дворовая собака)
Образование слова по конкретному образцу: обужда , ср. оде жд а, стродежь , ср. молод ежь и др. Сложение ( не путать с контаминацией !!!). Сложение всегда образуется по существующим в языке моделям : сложение основ с соединительной гласной, сложение с суффиксацией, в том числе с нулевой: ср. дедонос, снеголет ;
Характерной для детской речи является модель прямого конфиксального словообразования , в основе которой лежит свертывание в одно слово глагольно-именных словосочетаний для придания номинации ситуативной конкретики : на кефир и (ть) ся , на чаи (ть) ся , на кисел и (ть) ся и т.п. Дети не признают гиперонимических номинаций типа пить, есть, наесться, напиться. Ср. в этой связи ср. пример омонимического словообразования насупиться – наесться супа .
Сложные слова, образованные от целых словосочетаний + суффиксация: лес однойнельзяходительный. Ср. одной нельзя ходи (ть)+ - тельн (ый). Сумасошлатая = с ума сошла + -т (ая). Это специфичные для детской речи инновации, вбирающие в себя значение целой ситуации.
Расширительное использование диминутивов Приписывание свойств одушевленности предметным реалиям ( атропоморфная доминанта детского языкового сознания ) приводит к расширению диапазона использования уменьшительно-ласкательных суффиксов: ср. стеклёнок , огон ят(а) , вагон ят ( а ), грудной гриб ёночек .
Экспрессивные номинации детской речи 1 . Отмеждометные и звукоподражательные дериваты: мяуська (киска), божемойкать (о бабушке), айяяйкать , кукарекушница (жена петуха) и т.п. 2. Суффиксальные глагольные инновации со значением однократности : смехануться, мочнуть, печатнуть и т.п . 3. Прилагательные с суф. -уч , подчеркивающим интенсивность проявления признака (ср. сапоги у меня валючие, катучие !!!)
Словообразовательные инновации детской речи свидетельствуют с существенной роли процессов прямого словообразования в выражении актуальных для ребенка коммуникативных потребностей. В период от 3 до 5 лет ребенок «… интуитивно выявляет наиболее продуктивные типы словообразования, конструируя такие единицы, в которых ярко проявляется их морфологическая структура, обновленная семантикой » (Н.И. Лепская )
В процессах словообразования участвуют не только факторы аналогии, непосредственно связанные с экономией речевых усилий, но и экспрессивные факторы, выявляющие специфическую ментальность ребенка. Компенсаторная составляющая словообразовательных инноваций зависит от общих тенденций когнитивного и речевого развития ребенка . Словотворчество – это проявление вербальной креативности ребенка, отражающей его собственную языковую картину мира.
Обратное словообразование Это процесс образования нового слова путем отсечения от уже готового слова служебных морфем – окончания, суффикса или приставки. Соответственно разновидностями обратного словообразования являются: дефлексация (отсечение окончания), десуффиксация (отсечение суффикса); депрефиксация (отсечение приставки).
Дефлексация как способ обратного словообразования Фея [ ja ]- фей, русалка – русал, белка – белк, синица – синиц (установление отсутствующих языке способов выражения родовых оппозиций. Корова – коров (ед.ч. им.п.) – при устранении супплетивизма; неряха – нерях (о мальчике), заноза – заноз (если заноза у мальчика). Это случаи словообразовательной деривации , которые создают родовые оппозиции существительных. Родовые формы сущ. – это разные слова , а не формы одного слова (в отличие от прилагательных).
Примеры десуффиксации и депрефиксации • Ложка - лога ( большой – маленький ) • Кошка – коша, лошадка – лошада ( плохой – хороший ) • Не льзя – льзя , не уклюжий – уклюжий (установление симметричных антонимических оппозиций, с одинаковой корневой основой) • Ср. в норме: - к – суфффикс со знач. Уменьшительности /ласкательности (корзина – корзинКа)// уничижительности (вруш/ка)
Заменительное словообразование Это такой тип словообразовательных процессов, в ходе которого проявляется характер освоения детьми структурных моделей языка. На основе заменительного словообразования реализуются модели, актуальные для конкретного ребенка на определенном этапе его речевого развития (освоения вариативных возможностей словообразовательной системы).
Механизм заменительного словообразования 1 . В готовом слове при сохранении корневой морфемы подменяется одна из служебных морфем (приставка или суффикс), ЛЗ слова не меняется. Это своего рода структурная реноминация , выявляющая актуальный для ребенка словообразовательный эталон (конкретное слово или модель). Ср. восстановление детьми словообразовательной симметрии в паре продав ец – покупат ель путем идентификации суффиксальных формантов: покупа тель – продава тель , покуп ец – продав ец .
2 . Слово, созданное ребенком, реализует не ту модель, которая нормативно закреплена в языке или представлена в речевом узусе. Ср., например, балун вместо балов ник ( по аналогии с шалун, крикун ). В обоих случаях действует принцип монотонного словообразования , тиражирование освоенного и продуктивного для ребенка образца – слова или отрефлексированного алгоритма словообразования (это словообразовательная сверхгенерализация) .
Нередко в детской речи подменяются синонимичные приставки и суффиксы : например, НЕ- и БЕЗ-. Ср. без брежный вместо небрежный: Дима такой без брежный, весь в конфете (Аня, 3 г., 2 м.). Заменительное словообразование в данном случае приводит к появлению окказиональной омонимии. Для ребенка понятен смысл приставки НЕ- как «отсутствия чегол.», тот же смысл имеет и приставка БЕЗ-. Ср .: БЕС слышно (вместо НЕ слышно) Дети часто отождествляют приставки с предлогами . Ср. по дорожник – о ко лодорожник (заменительное словообразование делает структуру и значение слова более прозрачной для ребенка). - Почему говорят подорожник? Он около дороги растет. - Около дороги, значит, околодорожник.
Примеры Беззубывый. Беззубый. О младшей сестренке грудного возраста: У нас Дашка еще беззубывая (5 л.). Подстраивание слова беззубый (с нулевым суффиксом) под структуру суффиксальных прилагательных с суффиксом – ов . Ср., например, безгол ов ый. Фонетическое наложения суффиксального форманта – ов и части окончания –ый. На улице грязь и сыр . Ср.: сырость, узуальное слово, в котором усечению подвергается суф. формант .
Примеры Бровики. Уменьш. –ласк. от брови. Это мои бровики (Леша, 2 г.), замена суф. -к (бровки) на - ик , ср. глазки и глазики. Волчок . Волчонок . Подмена суффиксального форманта – онок на – ок, который, имея уменьшительно-ласкательное значение, одновременно может указывать и на детеныша животного или птицы (голубок, щенок, коток, ср. Котя, серенький коток, не ложися на бочок ): Мы в зоопарке видели волка, и у него был маленький такой волчок (Юля , 5 л.)
Если замена аффиксальных морфем в слове не сопровождается никаким пояснительным контекстом, можно принять такую номинацию и за результат прямого словообразования. И все же наличие синонима с другим структурным оформлением – свидетельствует в пользу заменительного словообразования (выбора одного из факультативных вариантов, представленных в словообразовательной системе языка и актуальных для ребенка).
Но самый главный критерий в пользу заменительного словообразования – тот случай, когда ребенку известен нормативный вариант. Ср . сорька вместо соринка ( ср . капелька, крошка ). В тех случаях, когда новообразование компенсирует незнание ребенком соответствующей номинации, а тем более, если такая номинация отсутствует в языке, следует отдавать предпочтение прямому словообразованию. Ср. шоферица, шоферка – о женщине-водителе.
В целом заменительное словообразование в детской речи позволяет ребенку выстраивать ряды одноструктурных номинаций: Надо говорить не пятисимметричные системы этажный, а пятёхэ тажный дом, ведь говорят трЁ хэтажный , а не триэтажный (структурное подравнивание всех инноваций одной тематической группы к эталонному образцу). Ср. подравнивание друг у другу слов одной тематической сферы в ситуативном контексте: На улице грязь и сыр (5 л.)
В детской речи представлены целые ряды потенциальных номинаций , демонстрирующих и «корректирующих» избирательность и вариативность нормативных словообразовательных моделей: например, почтаник - гораздо более системное образование, чем нормативное почта льон (ср. дворник, печник и т.п.), ср. названия женских особей животных : кенгур и ха, кот их а , льв и ха, волч их а ( ср. ежиха ) и т.п. или кенгур иц а, кот и ца по аналогии с львица, волчица. Заменительное словообразование делает структуру и значение слова прозрачнее: перепрыгнуть – черес прыгнуть, позавчера – после вчера.
Выводы Заменительное словообразование в детской речи – свидетельство освоения детьми системного регистра структурных моделей языка в свете их продуктивности и актуальности для конкретного ребенка ; Система языка усваивается раньше нормы, чувство системы проявляет, в частности, и заменительное словообразование. Усвоение вариативности языковых моделей неодномоментый процесс , требующий накопления словарного запаса, так как структурный облик – неотъемлемая часть слова, воспринимаемого в единстве формы и содержания. Можно говорить о заменительном образовании в регистре коррекции ребенком структуры известных ему слов, а также о выборе предпочтительной для ребенка вариативной модели, реализующий не востребованный потенциал языка .
Гибридное словообразование Гибридное словообразование, или контаминация – образование нового слова путем соединения произвольно вычленяемых частей двух и более производящих (как правило, близких по звучанию и тематической отнесенности или связанных ситуативно).
Две модели гибридизации 1 . Междусловное наложение : финаль первой части слова и начало второго слова накладываются друг на друга: пид ЖАК + ЖАК ет = пиджакет 2. Соединение начальной части одного слова и финали второго: АБРИК ос + клуб НИЧКА = абрикничка
Причины гибридизации 1 . Стремление к комплексному обозначению свойств предмета или целой ситуации. Голубозастая - о девочке с большими голубыми глазами ( голубо й/голубоглазый + гла застый ) Баобабочка – о бабочке на баобабе, вариант – большая бабочка (БАО БАБ + БАБ очка)
2 . Апробация механизма гибридизации в игровом регистре: РЕПУСТА, ПОМИДЫНИ ( помид / оры + дыни ), ОГУРБУЗЫ (придуманные названия овощей). Данная техника активно используется как прием игры со словом в художественном тексте (в том числе и для детей): слонопотам (слон + [ гипп ] опотам ); медсестраус (медсе стра + стра ус) и т.п. РЕМЕСЛОН (реме сло + сло н)
Примеры Библиаптека (контаминация созвучных слов библи отека и аптека ) БаАНЯ /БАНЯ – баба Аня в одно слово Буквубики ( бук вы + кубики ) = кубики с буквами ВОСХИЧУДНЫЙ ( восхи / тительный + чудный) ГАМБУРЕК ( гамбур гер + че бурек ); какой-то- нибудь (какой-то + какой-нибудь)
Выводы Контаминация, или гибридизация служит для ребенка механизмом установления собственных представлений об отношениях между явлениями действительности и является способом усвоения ситуативных и системных связей между единицами определенных предметных сфер. Гибридизация – проявление креативного отношения ребенка к языку .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Онтогенез речевого развития ребенка"
Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный...
Онтогенез речевого развития
В материале собрана информация о поэтапном онтогенезе развития речи с момента рождения до подросткового возраста.Расписаны 4 этапы становления речи:·...
Речь взрослых, обращенная к ребенку, как важнейший фактор формирования речевой деятельности в онтогенезе.
Главную задачу овладения языком в коммуникативном плане можно сформулировать следующим образом: необходимо научить ребенка, подростка говорить и писать так, как должен говорить или писать взрослый нос...
Онтогенез речевого развития
Рассмотриваются вопросы развития речи детей от 0 до школы....
Презентация "Онтогенез речевой деятельности"
Онтогенез речи - весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием мышления и общен...
Онтогенез речевой деятельности
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем его общего развития....
Онтогенез речевой деятельности
Онтогенез речевой деятельности детей раннего возраста...