Онтогенез речевой деятельности.
презентация по логопедии

Авраменко Елена Николаевна

Онтогенез речевой деятельности.
Прямое, обратное и заменительное словообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ontogenez_rechevoy_deyatelnosti.pptx104.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Онтогенез речевой деятельности . Прямое, обратное и заменительное словообразование. Выполнила: воспитатель Авраменко Е.Н.

Слайд 2

Словообразование Словообразование — раздел языкознания, изучающий законы образования слов. Словообразование — один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловлено переменами в жизни общества. Выделяют способы словообразования: морфологические неморфологические

Слайд 3

типы словообразовательных процессов в детской речи Выделяют следующие типы словообразовательных процессов в ДР (классификация С.Н. Цейтлин): • Прямое словообразование • Обратное словообразование • Заменительное словообразование • Гибридное ( контаминационное) словообразование

Слайд 4

Прямое словообразование • Это такой тип словообразовательных процессов, при котором новое слово образуется последовательным присоединением морфем к друг у другу (в опоре на словообразовательные модели или конкретное слово). В рамках этого типа представлены все существующие в русском языке способы словообразования: аффиксальные (суффиксальный, префиксальный, конфиксальный , нулевая суффиксация ), словосложение. Особо следует выделить способ омонимического словообразования , суть которого заключается в создании ребенком нового слова, которое случайно совпадает с уже существующим в языке.

Слайд 5

Примеры омонимического словообразования • Всадник – тот, кто ходит в детский сад. Мама, я сегодня всадник. – Почему? – Я же в садик иду (Вова, 4 г.). Ср.: всадник – «наездник» • Унизиться . Стать ниже . В лесу. Догорает костер: Смотрите, смотрите, как костер унизился (д., 3 г.). Ср. унизиться от унижаться (о человеке). • Пилотка – летчица (ср. пилотка – головной убор), дворняжка – жена дворника (ср. дворняжка – дворовая собака)

Слайд 6

Образование слова по конкретному образцу: обужда , ср. оде жд а, стродежь , ср. молод ежь и др. Сложение ( не путать с контаминацией !!!). Сложение всегда образуется по существующим в языке моделям : сложение основ с соединительной гласной, сложение с суффиксацией, в том числе с нулевой: ср. дедонос, снеголет ;

Слайд 7

Характерной для детской речи является модель прямого конфиксального словообразования , в основе которой лежит свертывание в одно слово глагольно-именных словосочетаний для придания номинации ситуативной конкретики : на кефир и (ть) ся , на чаи (ть) ся , на кисел и (ть) ся и т.п. Дети не признают гиперонимических номинаций типа пить, есть, наесться, напиться. Ср. в этой связи ср. пример омонимического словообразования насупиться – наесться супа .

Слайд 8

Сложные слова, образованные от целых словосочетаний + суффиксация: лес однойнельзяходительный. Ср. одной нельзя ходи (ть)+ - тельн (ый). Сумасошлатая = с ума сошла + -т (ая). Это специфичные для детской речи инновации, вбирающие в себя значение целой ситуации.

Слайд 9

Расширительное использование диминутивов Приписывание свойств одушевленности предметным реалиям ( атропоморфная доминанта детского языкового сознания ) приводит к расширению диапазона использования уменьшительно-ласкательных суффиксов: ср. стеклёнок , огон ят(а) , вагон ят ( а ), грудной гриб ёночек .

Слайд 10

Экспрессивные номинации детской речи 1 . Отмеждометные и звукоподражательные дериваты: мяуська (киска), божемойкать (о бабушке), айяяйкать , кукарекушница (жена петуха) и т.п. 2. Суффиксальные глагольные инновации со значением однократности : смехануться, мочнуть, печатнуть и т.п . 3. Прилагательные с суф. -уч , подчеркивающим интенсивность проявления признака (ср. сапоги у меня валючие, катучие !!!)

Слайд 11

Словообразовательные инновации детской речи свидетельствуют с существенной роли процессов прямого словообразования в выражении актуальных для ребенка коммуникативных потребностей. В период от 3 до 5 лет ребенок «… интуитивно выявляет наиболее продуктивные типы словообразования, конструируя такие единицы, в которых ярко проявляется их морфологическая структура, обновленная семантикой » (Н.И. Лепская )

Слайд 12

В процессах словообразования участвуют не только факторы аналогии, непосредственно связанные с экономией речевых усилий, но и экспрессивные факторы, выявляющие специфическую ментальность ребенка. Компенсаторная составляющая словообразовательных инноваций зависит от общих тенденций когнитивного и речевого развития ребенка . Словотворчество – это проявление вербальной креативности ребенка, отражающей его собственную языковую картину мира.

Слайд 13

Обратное словообразование Это процесс образования нового слова путем отсечения от уже готового слова служебных морфем – окончания, суффикса или приставки. Соответственно разновидностями обратного словообразования являются: дефлексация (отсечение окончания), десуффиксация (отсечение суффикса); депрефиксация (отсечение приставки).

Слайд 14

Дефлексация как способ обратного словообразования Фея [ ja ]- фей, русалка – русал, белка – белк, синица – синиц (установление отсутствующих языке способов выражения родовых оппозиций. Корова – коров (ед.ч. им.п.) – при устранении супплетивизма; неряха – нерях (о мальчике), заноза – заноз (если заноза у мальчика). Это случаи словообразовательной деривации , которые создают родовые оппозиции существительных. Родовые формы сущ. – это разные слова , а не формы одного слова (в отличие от прилагательных).

Слайд 15

Примеры десуффиксации и депрефиксации • Ложка - лога ( большой – маленький ) • Кошка – коша, лошадка – лошада ( плохой – хороший ) • Не льзя – льзя , не уклюжий – уклюжий (установление симметричных антонимических оппозиций, с одинаковой корневой основой) • Ср. в норме: - к – суфффикс со знач. Уменьшительности /ласкательности (корзина – корзинКа)// уничижительности (вруш/ка)

Слайд 16

Заменительное словообразование Это такой тип словообразовательных процессов, в ходе которого проявляется характер освоения детьми структурных моделей языка. На основе заменительного словообразования реализуются модели, актуальные для конкретного ребенка на определенном этапе его речевого развития (освоения вариативных возможностей словообразовательной системы).

Слайд 17

Механизм заменительного словообразования 1 . В готовом слове при сохранении корневой морфемы подменяется одна из служебных морфем (приставка или суффикс), ЛЗ слова не меняется. Это своего рода структурная реноминация , выявляющая актуальный для ребенка словообразовательный эталон (конкретное слово или модель). Ср. восстановление детьми словообразовательной симметрии в паре продав ец – покупат ель путем идентификации суффиксальных формантов: покупа тель – продава тель , покуп ец – продав ец .

Слайд 18

2 . Слово, созданное ребенком, реализует не ту модель, которая нормативно закреплена в языке или представлена в речевом узусе. Ср., например, балун вместо балов ник ( по аналогии с шалун, крикун ). В обоих случаях действует принцип монотонного словообразования , тиражирование освоенного и продуктивного для ребенка образца – слова или отрефлексированного алгоритма словообразования (это словообразовательная сверхгенерализация) .

Слайд 19

Нередко в детской речи подменяются синонимичные приставки и суффиксы : например, НЕ- и БЕЗ-. Ср. без брежный вместо небрежный: Дима такой без брежный, весь в конфете (Аня, 3 г., 2 м.). Заменительное словообразование в данном случае приводит к появлению окказиональной омонимии. Для ребенка понятен смысл приставки НЕ- как «отсутствия чегол.», тот же смысл имеет и приставка БЕЗ-. Ср .: БЕС слышно (вместо НЕ слышно) Дети часто отождествляют приставки с предлогами . Ср. по дорожник – о ко лодорожник (заменительное словообразование делает структуру и значение слова более прозрачной для ребенка). - Почему говорят подорожник? Он около дороги растет. - Около дороги, значит, околодорожник.

Слайд 20

Примеры Беззубывый. Беззубый. О младшей сестренке грудного возраста: У нас Дашка еще беззубывая (5 л.). Подстраивание слова беззубый (с нулевым суффиксом) под структуру суффиксальных прилагательных с суффиксом – ов . Ср., например, безгол ов ый. Фонетическое наложения суффиксального форманта – ов и части окончания –ый. На улице грязь и сыр . Ср.: сырость, узуальное слово, в котором усечению подвергается суф. формант .

Слайд 21

Примеры Бровики. Уменьш. –ласк. от брови. Это мои бровики (Леша, 2 г.), замена суф. -к (бровки) на - ик , ср. глазки и глазики. Волчок . Волчонок . Подмена суффиксального форманта – онок на – ок, который, имея уменьшительно-ласкательное значение, одновременно может указывать и на детеныша животного или птицы (голубок, щенок, коток, ср. Котя, серенький коток, не ложися на бочок ): Мы в зоопарке видели волка, и у него был маленький такой волчок (Юля , 5 л.)

Слайд 22

Если замена аффиксальных морфем в слове не сопровождается никаким пояснительным контекстом, можно принять такую номинацию и за результат прямого словообразования. И все же наличие синонима с другим структурным оформлением – свидетельствует в пользу заменительного словообразования (выбора одного из факультативных вариантов, представленных в словообразовательной системе языка и актуальных для ребенка).

Слайд 23

Но самый главный критерий в пользу заменительного словообразования – тот случай, когда ребенку известен нормативный вариант. Ср . сорька вместо соринка ( ср . капелька, крошка ). В тех случаях, когда новообразование компенсирует незнание ребенком соответствующей номинации, а тем более, если такая номинация отсутствует в языке, следует отдавать предпочтение прямому словообразованию. Ср. шоферица, шоферка – о женщине-водителе.

Слайд 24

В целом заменительное словообразование в детской речи позволяет ребенку выстраивать ряды одноструктурных номинаций: Надо говорить не пятисимметричные системы этажный, а пятёхэ тажный дом, ведь говорят трЁ хэтажный , а не триэтажный (структурное подравнивание всех инноваций одной тематической группы к эталонному образцу). Ср. подравнивание друг у другу слов одной тематической сферы в ситуативном контексте: На улице грязь и сыр (5 л.)

Слайд 25

В детской речи представлены целые ряды потенциальных номинаций , демонстрирующих и «корректирующих» избирательность и вариативность нормативных словообразовательных моделей: например, почтаник - гораздо более системное образование, чем нормативное почта льон (ср. дворник, печник и т.п.), ср. названия женских особей животных : кенгур и ха, кот их а , льв и ха, волч их а ( ср. ежиха ) и т.п. или кенгур иц а, кот и ца по аналогии с львица, волчица. Заменительное словообразование делает структуру и значение слова прозрачнее: перепрыгнуть – черес прыгнуть, позавчера – после вчера.

Слайд 26

Выводы Заменительное словообразование в детской речи – свидетельство освоения детьми системного регистра структурных моделей языка в свете их продуктивности и актуальности для конкретного ребенка ; Система языка усваивается раньше нормы, чувство системы проявляет, в частности, и заменительное словообразование. Усвоение вариативности языковых моделей неодномоментый процесс , требующий накопления словарного запаса, так как структурный облик – неотъемлемая часть слова, воспринимаемого в единстве формы и содержания. Можно говорить о заменительном образовании в регистре коррекции ребенком структуры известных ему слов, а также о выборе предпочтительной для ребенка вариативной модели, реализующий не востребованный потенциал языка .

Слайд 27

Гибридное словообразование Гибридное словообразование, или контаминация – образование нового слова путем соединения произвольно вычленяемых частей двух и более производящих (как правило, близких по звучанию и тематической отнесенности или связанных ситуативно).

Слайд 28

Две модели гибридизации 1 . Междусловное наложение : финаль первой части слова и начало второго слова накладываются друг на друга: пид ЖАК + ЖАК ет = пиджакет 2. Соединение начальной части одного слова и финали второго: АБРИК ос + клуб НИЧКА = абрикничка

Слайд 29

Причины гибридизации 1 . Стремление к комплексному обозначению свойств предмета или целой ситуации. Голубозастая - о девочке с большими голубыми глазами ( голубо й/голубоглазый + гла застый ) Баобабочка – о бабочке на баобабе, вариант – большая бабочка (БАО БАБ + БАБ очка)

Слайд 30

2 . Апробация механизма гибридизации в игровом регистре: РЕПУСТА, ПОМИДЫНИ ( помид / оры + дыни ), ОГУРБУЗЫ (придуманные названия овощей). Данная техника активно используется как прием игры со словом в художественном тексте (в том числе и для детей): слонопотам (слон + [ гипп ] опотам ); медсестраус (медсе стра + стра ус) и т.п. РЕМЕСЛОН (реме сло + сло н)

Слайд 31

Примеры Библиаптека (контаминация созвучных слов библи отека и аптека ) БаАНЯ /БАНЯ – баба Аня в одно слово Буквубики ( бук вы + кубики ) = кубики с буквами ВОСХИЧУДНЫЙ ( восхи / тительный + чудный) ГАМБУРЕК ( гамбур гер + че бурек ); какой-то- нибудь (какой-то + какой-нибудь)

Слайд 32

Выводы Контаминация, или гибридизация служит для ребенка механизмом установления собственных представлений об отношениях между явлениями действительности и является способом усвоения ситуативных и системных связей между единицами определенных предметных сфер. Гибридизация – проявление креативного отношения ребенка к языку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Онтогенез речевого развития ребенка"

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный...

Онтогенез речевого развития

В материале собрана информация о поэтапном онтогенезе развития речи с момента рождения до подросткового возраста.Расписаны 4 этапы становления речи:·...

Речь взрослых, обращенная к ребенку, как важнейший фактор формирования речевой деятельности в онтогенезе.

Главную задачу овладения языком в коммуникативном плане можно сформулировать следующим образом: необходимо научить ребенка, подростка говорить и писать так, как должен говорить или писать взрослый нос...

Онтогенез речевого развития

Рассмотриваются вопросы развития речи детей от 0 до школы....

Презентация "Онтогенез речевой деятельности"

Онтогенез речи - весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов  до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием мышления  и общен...

Онтогенез речевой деятельности

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем его общего развития....

Онтогенез речевой деятельности

Онтогенез речевой деятельности детей раннего возраста...