Онтогенез речевого развития
консультация по логопедии на тему
Рассмотриваются вопросы развития речи детей от 0 до школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Как правильно оценить состояние речи малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким вырастет их малыш.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является условием и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.
Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте - они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.
Речь начинает развиваться с первых дней жизни
Первым речевым проявлением является крик. Он носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться, у ребенка появляется гуление и смех. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях ) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку.
Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех. Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от гуканья певучестью.
Гуление – это певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление - важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи.
Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Он улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит ласковым тоном, и наоборот, кричит, если в голосе взрослого сердитая, недовольная интонация. Ребенок не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.
Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.
Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения. Положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.. На смену гулению постепенно приходит лепет, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета. К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. На этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи. К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. Около 1,5-2 лет дети начинают говорить отдельными короткими фразами.
Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.
К 2 годам активный словарь насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. В данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук - неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.
Дифференциальная диагностика
Возраст (группа) | Норма | Физиологические замены | Патология |
3 - 4 года (2 младшая группа) | А, о, у, и, э, ы пп’бб’мм’ вв’фф’ кк’гг’хх’ нн’тт’ дд’j сс’зз’ «сапка, зук, тяйник, йыба, йапата, тематуа» | ш –с, ж- з, ц – т’, ц – с, ч – т’, щ – т’, щ - с’, л’ – j | Смягчение, отсутствие заднеязычных и переднеязычных сигматизмы (боковой, межзубный, губно-зубной, носовой), патологические замены: с – ф, х, т з – в, х, д ш – ф, х, т ш – в, х, д |
4 - 5 лет (Средняя группа) | А, о, у, и, э, ы пп’бб’мм’ вв’фф’ кк’гг’хх’ нн’тт’ дд’j сс’зз’ц шж чщ л’ «Женщина шушила шубу на шолнышке», «Зенсина сусила субу на соныске» (Женщина сушила шубу на солнышке). | Соноры в речи отсутствуют или заменяются на р – j, л’, л р’ – j, л’ л – j, л’, р | Смягчение звуков, Сигматизмы, ротацизмы (велярный/увулярный, губной, боковой, носовой, одноударный, глухой), ламбдацизмы (двугубный, носовой, межзубный, полусмягченный, губно-зубной), дефекты озвончения /оглушения, отсутствие заднеязычных (кк’гг’хх’) или переднеязычных (тт’дд’), чаще боковой. р – в, г, д, н, ы, э, у р’ – в’, г’, д’, н’, ы, э, у л – в, г, н, д, а, э, ы, у л’ –в’, г’, н’, д’, а, э, ы, у |
5-6 лет | а, о, у, и, э, ы пп’бб’мм’ вв’фф’ кк’гг’хх’нн’тт’ дд’j сс’зз’ц шж чщ л’ «Шла Шаша по шошше», и как «Сла Саса по соссе» | Допускается нарушение слухопроизносительной дифференциации. На начало года возможно отсутствие соноров или замены: р – j, л’, л р’ – j, л’ л – j, л’, р | Смягчение звуков Сигматизмы, ротацизмы (велярный/увулярный, губной, боковой, носовой, одноударный, глухой), ламбдацизмы (двугубный, носовой, межзубный, полусмягченный, губно-зубной), дефекты озвончения /оглушения, отсутствие заднеязычных (кк’гг’хх’) или переднеязычных (тт’дд’), чаще боковой. р – в, г, д, н, ы, э, у р’ – в’, г’, д’, н’, ы, э, у л – в, г, н, д, а, э, ы, у л’ –в’, г’, н’, д’, а, э, ы, у |
6-7 лет (подготовительная группа | Звуковая культура речи сформирована. Слухопроизносительная дифференциация звуков сформирована. | См.выше |
К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Онтогенез речевого развития ребенка"
Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный...
Онтогенез речевого развития
В материале собрана информация о поэтапном онтогенезе развития речи с момента рождения до подросткового возраста.Расписаны 4 этапы становления речи:·...
Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (воспитатель, родители), т. е. овладение речью находится в прямой зависимости ...
Презентация "Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития".
Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и взрослыми. Первые слова все маленькие дети произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: &l...
Презентация "Онтогенез речевой деятельности"
Онтогенез речи - весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием мышления и общен...
Онтогенез речевой деятельности.
Онтогенез речевой деятельности.Прямое, обратное и заменительное словообразование....
"Онтогенез речевого развития ребёнка"
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...