Консультация для родителей: "Онтогенез речевого развития ребенка"
консультация по логопедии
Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontogenez.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Онтогенез речевого развития ребенка»
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения. На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления.
Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок многие недели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне доречевой коммуникации. Критическим моментом является активность взрослого человека, который преобразует всю ситуацию для ребенка, побуждая его к речи. Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком и практическое взаимодействие по поводу предмета.
К общению относятся лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, то это будет уже предметная деятельность.
Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими детьми. Существуют три основные формы речевых реакций у детей: речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма. Диалог - в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот.
Наиболее высокая форма речевого общения - диалог. Он имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной.
Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев, прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.
А.Н. Леонтьев, устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
первый - подготовительный - до одного года;
второй - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет;
третий - дошкольный - до семи лет;
четвертый - школьный.
Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. «Не следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Раннее речевое развитие ребенка – норма и нарушения"
Данный материал адресован родителям детей раннего дошкольного возраста, поможет им вовремя заметить нарушения речевого развития мылышей с самого их рождения....
Консультация- презентация на тему: "Речевое развитие ребенка"
Консультация для педагогов ДОУ....
Консультация для родителей. Тема: «Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста».
КонсультацияТема: «Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста»....
Консультация для родителей «О речевом развитии ребенка».
Неправильное произношение звуков у малышей - естественная особенность детской речи. Но для ребят старшего возраста - это речевой недостаток, требующий исправления. Однако не всегда роди...
Консультация "Художественная литература в речевом развитии ребенка"
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Компьютеры, интернет, видеотехника, телевизо...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «РОДИТЕЛЯМ О НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной....
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...