Исправление дисграфии: упражнения для школьников
презентация по логопедии

Исправление дисграфии: упражнения для школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исправление дисграфии: упражнения для школьников Работу выполнила: учитель-логопед Родионова И.Г.

Слайд 4

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что школьник не может овладеть письменной речью не из-за того, что он ленится или не знает правил, как может показаться на первый взгляд, а из-за нарушенных высших психических функций, контролирующих написание слов. Без целенаправленной коррекции повысить грамотность письма практически невозможно .

Слайд 5

Как пишут школьники при дисграфии? путает похожие по написанию буквы, пишет их зеркально, не различает глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, дублирует слоги, почерк неровный, наклон и размер постоянно изменяется, буквы часто получают лишние элементы, дублируются, переворачиваются, часто наблюдается неправильная артикуляция, из-за чего искажается мысленный облик слова. Многим школьникам никак не дается грамматический строй: неправильно согласуют слова, подменяют предлоги, путают такие элементарные вещи, как род и число, являясь при этом носителями языка.

Слайд 6

Что делать? Первый и самый главный совет родителям, столкнувшимся с дисграфией, звучит следующим образом: не пытайтесь обвинить в плохих оценках ребенка и не ждите быстрых успехов. Он просто не может воспринять логику и правила языка из-за особенностей развития психических функций. Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому 5 и 4 появятся в лучшем случае в классе пятом. Заниматься нужно каждый день, только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации!

Слайд 7

Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе, соблюдая рекомендации учителя-логопеда. Жужжащее чтение При выполнении любого письменного задания необходимо проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что пишем. Проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: МО-ЛО-КО, а не [малако], как мы это делаем в обычной речи.

Слайд 8

Экспериментируйте со способом письма: Непривычные письменные принадлежности, например: чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски, ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью и т. д., помогают лучше сосредоточиться на процессе письма. В результате и количество ошибок постепенно уменьшится.

Слайд 9

Переписывайте классику Если ежедневно переписывать один-два абзаца из любой книжки, то здесь решаются сразу две задачи: во-первых, тренируются навыки грамотного письма, усваивается облик слов, развивается внимательность; во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.

Слайд 10

Игра: «Корректор» Вам потребуется любой текст набранный крупным шрифтом: сначала выберите букву, которая хорошо знакома и не вызывает затруднений, например: буква О. Задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание которых вызывает проблемы, например, Б и В и т.д.. Важно: необходимо не читать, а искать буквы по их облику. Это упражнение особенно эффективно при оптической форме дисграфии.

Слайд 11

В поисках пропавших букв Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Можно взять отрывок из любых детских произведений. Два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ученика – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с букв, которые хорошо знакомы школьнику.

Слайд 12

Работайте над почерком Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день необходимо переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Собираем предложения Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.

Слайд 13

Волшебные буквы Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание : нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза, сон-сын и т.д..

Слайд 14

Эти сложные предлоги! Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых: - перепиши текст, подчеркивая предлоги, - перепиши текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом, зашел за угол – вышел из-за угла и т.д., - вставь в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д., - вставь на место пропусков нужные предлоги из списка.

Слайд 15

Это только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благожелательной обстановке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

профилактика дисграфии у будущих школьников

Цели:познакомить родителей с понятием "дисграфия"предложить примерные упражнения для профилактики дисграфии в подготовительной к школе группе...

Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников

В данной работе представлен комплекс упражнений по коррекции сложной дисграфии у младших школьников...

Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников

В данной статье вы найдете для себя упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников....

Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР

В презентации отражены приёмы и методы работы логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Даны примеры заданий и упражнений по данной тематике....

Методическая разработка по логопедии на тему " Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников".

Данный комплекс упражнений составлен на основе методик предложенных такими авторами, как: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Е.В.Мазановой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Т.В.Спировой. Каждый из этих авт...

Нарушения письменной формы речи и коррекция дисграфии у младших школьников

Проблема дисграфии очень остра в современной действительности. Достаточно большое количество младших школьников массовых школ страдает дисграфией в тех или иных ее проявлениях. Эта статья отражает мой...