Нарушения письменной формы речи и коррекция дисграфии у младших школьников
консультация по коррекционной педагогике
Проблема дисграфии очень остра в современной действительности. Достаточно большое количество младших школьников массовых школ страдает дисграфией в тех или иных ее проявлениях. Эта статья отражает мой небольшой опыт работы в качестве учителя-логопеда в школе для детей с ТНР. В статье рассматривается понятие "дисграфия", причины, симптомокомплекс, формы дисграфии, основные приемы работы.
Материал будет интересен педагогам, сталкивающихся с проблемой, а родителям школьников, страдающих дисграфией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_pismennoy_rechi_u_detey_i_korrektsiya_disgrafii_u_mladshih_shkolnikov.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения письменной речи у детей и коррекция дисграфии у младших школьников
Проблема нарушений письменной формы речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из ЦЕЛИ начального обучения превращается в СРЕДСТВО дальнейшего получения знаний учащимися.
ДИСГРАФИЯ – специфические нарушения письма, проявляющиеся в стойких, не поддающихся самокоррекции ошибках, не связанных с имучением орфографических правил. Дисграфическими ошибками принято считать те, которые касаются фонетического принципа написания.
Этимологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, т.к. факторы, вызвавшие расстройства, к моменту поступления поступления ребенка в школу, могут отойти на второй план. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.
Основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников массовой школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения.
ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ
Существуют различные подходы на проблему дисграфии, причины этого явления следующие:
1. Задержка в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка;
2. Некоторые органические расстройства;
3. Наследственная предрасположенность к дисграфии, когда наследуется качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи;
4. Проявление системного нарушения речи как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях;
5. Трудности становления процесса латерализации (функциональной ассиметрии в деятельности парных сенсомоторных органов);
6. Следствие расстройства, имеющего мест в обширной области праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятие пространства и времени;
7. Нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне коры головного мозга;
8. Несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-моторной координации и чувства ритма;
9. Умственная недостаточность, снижение слуха/зрения, двуязычие в семье, нерегулярность школьного обучения.
СИМПТОМОКОМПЛЕКС ДИСГРАФИИ
Все симптомы носят стойкий характер:
1. Ошибки, связанные с недоразвитием фонематического слуха.
2. Ошибки, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (чаще нарушения структуры слова: перестановки, вставки, пропуски).
3. Ошибки, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи (нарушения структуры предложения; невыделение его границ, слитное написание слов, разрыв слов, замены слов по созвучию, неудачный подбор синонимов).
4. Наличие аграмматизмов – нарушение согласования и управления. Неправильное употребление предлогов, приставок, суффиксов.
5. Ошибки, связанные с нарушением зрительного анализатора:
5.1. Нарушения зрительного анализа и синтеза; в результате ребенок смешивает похожие буквы;
5.2. Нарушения зрительно-пространственной координации; в результате происходит частичная или полная зеркальность.
При дисграфии выделяют три группы специфических ошибок:
1. Ошибки на уровне буквы и слога;
2. Ошибки на уровне слова;
3. Ошибки на уровне предложения/словосочетания.
Рассмотрим каждую группу ошибок.
1. ОШИБКИ НА УРОВНЕ БУКВЫ И СЛОГА:
- ошибки звукового анализа (пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов);
- ошибки фонематического восприятия (дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство – СМЕШЕНИЕ: звонкие – глухие звуки, лабиализованные гласные, сонорные звуки, свистящие – шипящие звуки, аффрикаты: могут смешиваться между собой или с любыми из своих компонентов);
- смешение букв по кинетическому сходству (о – а, б – д, и – у, У – Ч, п – т, П – Т, л – м, Л – М, х – ж, ч – ъ, Г – Р, н – ю, и – ш, л – я, Н – К, а – д);
- персеверации (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение).
2. ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВА:
Происходит нарушение индивидуализации слова – слитное написание смежных слов либо раздельное написание частей слова.
3. ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Наблюдается отсутствие границ предложения или словосочетания, что приводит к агграматизмам.
ФОРМЫ ДИСГРАФИИ
Различают три формы дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Ребенок пишет также неправильно, как неправильно говорит.
2. Акустическая дисграфия.
Изначально неправильная артикуляция; наблюдается недоразвитие фонематического слуха и восприятия. Нарушены границы предложения. Звуко-слоговой анализ и синтез нарушены.
3. Оптическая дисграфия.
Нарушение письма из-за отсутствия устойчивого визуального образа буквы.
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Обследование или диагностика навыков письма проводится в первые две недели учебного года сначала фронтально (2-3 класса) и учитель-логопед предлагает детям написание диктантов в соответствии с программными требованиями. Дети с подозрением на дизартрию обследуются более тщательно плюс учитываются заявки учителя. Но обследовать только письмо недостаточно, поэтому дополнительно обследуют:
- чтение;
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- лексико-грамматический строй речи по традиционной методике.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА:
1. Списывание:
- с печатного текста;
- слов и предложений с рукописного текста.
2. Письмо по слуху:
- строчные и прописные буквы;
- диктант слогов различной трудности;
- диктант различной структуры;
- предложения после однократного прослушивания;
- слуховой диктант.
3. Самостоятельное письмо:
- подписи к предметным картинкам;
- подписи к сюжетным картинкам;
- составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.
Таким образом, все виды ошибок фиксируются, определяется их количество и на основе этих данных составляется план коррекционной работы. В первую очередь, исправляются самые представительные ошибки. Исходя их этого происходит комплектование групп. В группы объединяются дети одного года обучения с одинаковой формой дисграфии и одним и тем же типом ошибок. Состав группы подвижный 4 – 6 человек. В самых сложных случаях идет индивидуальная коррекция. Для коррекционных занятий заводятся отдельные тетради. Орфографический режим такой же, как в классе. Логопедом оценивается каждое выполненное упражнение. Коррекционные занятия проводятся после уроков во второй половине дня. В сложных случаях учеников снимают с уроков русского языка. На занятия берется программный материал. Основной акцент делается на трудностях ребенка. Учет ошибок детей ведется и логопедом, и учителем класса. Логопед информирует учителя о видах помощи ребенку, которые применяются на коррекционном занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников
В данной работе представлен комплекс упражнений по коррекции сложной дисграфии у младших школьников...
Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников
В данной статье вы найдете для себя упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников....
Песочная терапия в коррекции отклоняющегося поведения младших школьников
Песочница- прекрасная среда для развития ребенка, для глубокого понимания его внутреннего мира и построения с ним гармонических отношений....
Технологии коррекции дислексии у младших школьников.
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ :1.Поанализировать , обобщить существующие методики , способствующие уст...
Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР
В презентации отражены приёмы и методы работы логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Даны примеры заданий и упражнений по данной тематике....
Методическая разработка по логопедии на тему " Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников".
Данный комплекс упражнений составлен на основе методик предложенных такими авторами, как: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Е.В.Мазановой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Т.В.Спировой. Каждый из этих авт...
коррекция звукопроизношения у младших школьников
Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушени...