Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников
статья по логопедии на тему
В данной статье вы найдете для себя упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_puti_preodoleniya_disgrafii_u_mladshih_shkolnikov.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников.
За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание учиться, а подчас за этим стоят более серьезные явления: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Согласно исследованиям, проведенным в последнее время, у
10-15 % учеников младших классов выявляют дисграфию.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. .[2,459с]
Дисграфию можно разделить на несколько видов. Одним из них является акустическая дисграфия – замена букв, представляющих акустически сходные звуки. Причинами данного вида дисграфии являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи и нарушения произношения. Однако последняя причина далеко не всегда является таковой. Среди типичных ошибок, допускаемых при данном виде дисграфии, можно выделить следующие:
- Замена звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «утюк» вместо «утюг»);
- Замена мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»);
- Разнообразные замены в группа свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков («сапка» вместо «шапка», «зук» вместо «жук»);
- Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуков («глачи» вместо «грачи», «ледиска» вместо «редиска»);
- Орфографические ошибки - парные согласные, смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака.
Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами:
- Затруднение в анализе речевого потока;
- Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.
Типичные ошибки, допускаемые учениками младших классов:
- Пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);
- Вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»);
- Перестановка букв («вебра» вместо «верба»);
- Пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);
- Вставка лишних слогов («гололова»);
- Перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);
- Слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);
- Разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).
Для того, чтобы сформировать у ребенка приемы звукового анализа и синтеза необходимо научить его различать гласные и согласные; определять твердость-мягкость согласных; последовательно называть звуки в слоге; составлять схему слога; делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность; выделять гласные; определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.
Кроме того, ребенку необходимо будет последовательно называть звуки в слове, определять, каким по счету стоит заданный звук; составлять схему слова; узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов; образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков и слогов (например, «рот - крот», «пол - полка»). Так же полезным упражнением будет образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук или слог (дом – сом, сок – песок - носок), а так же выполнение письменных заданий - вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».
Среди упражнений для преодоления замены букв можно рекомендовать следующие: писать под диктовку по три слога (ша – са – ша), (ми – мы - ми); определить, каким по счету стоит звук в слове, затем написать слово и проверить (с-5, ш – 3, пушистый). Так же школьнику полезен будет графический диктант: составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами, в которых есть эти звуки. Еще можно записать слова в два столбика под буквой С или Ш либо выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем с буквой Ш. кроме того, можно выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука; вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу…та, ко…ка, …умка).
Еще одним видом дисграфии является оптическая дисграфия – это замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание. Для данного вида характерно, что ребенок не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Наиболее часто искажаются буквы, состоящие из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте это г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з; так же искажаются буквы, которые отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ); разным расположением их в пространстве (ш, т, в, д), а так же те буквы, в которых кроме одинаковых, есть дополнительные элементы (и, ц; ш, щ).
Среди наиболее типичных ошибок, допускаемых учениками младших классов, можно перечислить:
- Недописывание элементов букв;
- Добавление лишних элементов;
- Написание вместо нужного элемента относительно сходного с ним;
- Неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу;
- Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.
Для того чтобы преодолеть ошибки, допускаемые при написании сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: сравнить картинки и найти отличия; предложить «зашумлённые» рисунки – найти птиц среди ветвей; сделать выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв; называть написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные), узнавать недописанные буквы и буквы, наложенные друг на друга, конструировать буквы из элементов, находить неправильные буквы. Кроме того, можно предложить ребенку задания по «переделыванию» букв, т.е. сделать из одной другую; осуществлять письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы; расшифровывать слова, находит ошибки. В качестве примеров, можно привести следующие упражнения:
- Расшифруй и запиши слова.
1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный.
2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ.
|| - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о.
- Исправь ошибки, найди правильное слово.
бубина дудина будина бидуна дубина дубна
- Найди и исправь ошибки
Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.
Помимо акустической и оптической дисграфии существует еще и аграмматическая. Это задержка речевого развития, бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.
Среди типичных ошибок у младших школьников можно назвать следующие:
- Слитное написание слов в предложении;
- Пропуски, замены или слитное написание предлогов;
- Ошибки согласования в роде, числе и падеже;
- Неправильное построение предложения;
- Трудности при подборе проверочного слова.
Основными направлениями работы с ребенком являются:
- Уточнение и обогащение словаря: подбор синонимов и антонимов; подбор глаголов и прилагательных к существительному; образование прилагательного от существительного; образование глаголов с различными приставками.
- Словообразование и словоизменение: согласование различных частей речи в роде, числе и падеже; добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному; вставить пропущенное слово или предлог в предложение; найти общую часть в однокоренных словах; вписать приставку, окончание, изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание); исправить ошибки.
- Формирование структуры предложения: составление графической схемы предложения; изменение порядка слов в предложении; изменить одно слово в предложении; дополнить предложение словами; увеличивать предложение по одному слову; считать слова в предложении; назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении; сокращать предложение по одному слову; составлять из слов предложение.
Для того чтобы сформировать у ребенка орфографическую зоркость необходимо использовать следующие приемы:
- Прочитай «орфографически и орфоэпически». Найди «опасные» буквы.
- Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори «орфографически».
- Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни, почему надо писать именно эту букву.
- Проверять от конца к началу предложения.
- Подчеркивать дугами слоги и чертой согласный без гласного (ка-пу-с-та).
- Найти правильное слово среди неправильных.
- Сравнить предложения (с ошибками и без ошибок). Найти ошибки.
- Найти ошибки самостоятельно.
- Списать, выделяя «опасные» буквы.
- Списать, пропуская «опасные» буквы.
Подводя итоги можно отметить, что проблема возникновения различных видов дисграфии у младших школьников на сегодняшний день является очень актуальной. Этому способствуют различные особенности развития ребенка, а так же многочисленные внешние факторы. Задача педагога – помочь ребенку преодолеть сложности в освоении родного языка. Применение различного рода упражнений будет способствовать полноценному развитию школьника и раскрытию его потенциала.
Литература:
1.Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - 2002. – 680с.
2. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ.- 2002.- 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Буклет - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов
Известно, что дидактические и речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и р...
Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников
В данной работе представлен комплекс упражнений по коррекции сложной дисграфии у младших школьников...
МАЗАНОВА Е.В.КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий с младшими школьниками
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных за...
Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР
В презентации отражены приёмы и методы работы логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Даны примеры заданий и упражнений по данной тематике....
Методическая разработка по логопедии на тему " Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников".
Данный комплекс упражнений составлен на основе методик предложенных такими авторами, как: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Е.В.Мазановой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Т.В.Спировой. Каждый из этих авт...
Нарушения письменной формы речи и коррекция дисграфии у младших школьников
Проблема дисграфии очень остра в современной действительности. Достаточно большое количество младших школьников массовых школ страдает дисграфией в тех или иных ее проявлениях. Эта статья отражает мой...