ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – важная основа правильной и грамотной речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Фонематический слух - способность человека слышать и распознавать звуки речи. ребёнку он очень необходим, чтобы не было в дальнейшем проблем в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формируем правильную речь ребёнка (презентация для родителей) | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ –
важная основа правильной и грамотной речи.
Фонематический слух – способность человека слышать и распознавать звуки речи. Ребёнку он необходим, чтобы научиться не только понимать речь, и говорить, но и улавливать те особенности, благодаря которым слова различаются по смыслу: например – мышка, мишка; дом, том; правильно выстраивать предложения и фразы, согласовывать падежные окончания, число и род различных частей речи. Анализатор звуков включается сразу после рождения. При несформировавшемся механизме звукового различения ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают большие трудности при обучении чтению и письму. Им сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьёзным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии).
Очень важно не упустить момент и помочь ребёнку в формировании правильной, красивой и грамотной речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить детей не только отчётливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух. Впоследствии при обучении чтению и письму недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко. Данная проблема актуальна бывает и в начальной школе.
Звуки речи у ребёнка начинают вырабатываться практически сразу после появления на свет. В этом процессе участвуют центральная и периферическая нервная системы. Под воздействием негативных факторов изменяется фонематическое восприятие, что впоследствии влияет на произношение ребёнка.
За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная системы. Негативное влияние, оказанное на них, служит толчком к возникновению акустических дисфункций.
Основные причины нарушения фонематического слуха.
· Ослабление организма, особенно в раннем возрасте.
· Инфекционные заболевания.
· Проблемы с пищеварением. Недостаток витаминов и минеральных веществ ведёт к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеют внимание, уровень концентрации, память.
· Заболевания щитовидной железы. Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.
· Гиперактивность. Ребёнку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, также их воспроизводит.
· Тугоухость.
· Травмы головы, органов речи и слуха.
· Неблагоприятная социальная среда.
· Наличие у родителей явных запущенных дефектов речи, которые не были исправлены в детстве.
Для устранения нарушения фонематического слуха необходимо:
̶ идентифицировать фонемы и не смешивать их в процессе восприятия;
̶ отличать правильное произношение в каком – либо слове от неправильного;
̶ контролировать собственное произношение и давать ему оценку;
̶ правильно ставить язык при произношении того или иного звука.
Игры, направленных на коррекцию нарушений фонематического слуха.
1.ПОЙМАЙ ЗВУК. Ребёнок садится напротив взрослого и внимательно слушает звуки, которые произносит взрослый. Дети получают задание хлопать в ладоши только на определённый звук. Например: д, р, м, п, ж, с. Взрослый заранее говорит, что нужно хлопнуть в ладоши только на звук Ж.
2.ПОЙМАЙ СЛОГ. Игра проводится идентично предыдущей, но дети «ловят» не звуки, а слоги. Например, даётся задание «поймать» слог «ЧУ». Взрослый произносит ряд слогов, стараясь запутать детей: ча, шу, щу, му, ну, чу. Дети хлопают, когда услышат звук «чу».
3.ЛОВИ СЛОВО. Игра проводится идентично предыдущей, но дети ловят не слоги, а слова. Взрослый сообщает, какое слово надо поймать. Например: щука. Произносить ряд схожих по звучанию слов: шутка, шуба, зубы, щука. Когда дети услышат заданное слово, хлопают в ладоши.
4.ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН. Игра проводится из нескольких человек. Первый участник загадывает слово из 2-3 слогов и произносит следующему человеку, который, услышав слово, передаёт дальше. И так по цепочке. Последний участник произносит слово вслух. Сравнить начальный и итоговый результат, определяют, что в нём изменилось.
5.ДОГОВОРИ СЛОГ ИЛИ СЛОВО. Дети добавляют слог и получают слово. Например: ро-ро-ро, у меня вед…….; ре-ре-ре, дом стоит на го…….
Выбирайте такие упражнения, которые доставят детям радость от общения и одновременно будут развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, красивую и правильную речь, умение дифференцировать звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры для детей 3 - 4 лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи.
Игры для развития речи детей 3 - 4 лет (вторая младшая группа). Рекомендуется для совместной игры родителей с детьми в домашних условиях....
«Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников».
Консультация для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников». Актуальность проблемы.Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем г...
Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"
Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...
Консультация для родителей: «Развивающие игры для детей, направленные на развитие правильной и грамотной речи»
Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление....
«Волшебный треугольник: язычок - дыхание – пальчики, как основа правильной и красивой речи»
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппара...
Консультация для родителей «Как развить у ребенка правильную и грамотную речь»
Консультация для родителей «Как развить у ребенка правильную и грамотную речь»...
Консультация " Грамотная речь педагога – важное условие для формирования правильной речи дошкольников"
Консультация для педагогов ДОУ...