Дополнительная образовательная программа "Веселый язычок"
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной. Ведь, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникла необходимость оказать помощь детям 3-4 лет в форме кружка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_1.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад № 87»

                                                                                                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»

срок реализации программы (сентябрь-май )

                                                                                                                                                      Руководитель

Учитель-логопед:

                                                                                                                                                            Полякова Н.Ю.

Златоуст, 2017

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В младшем возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям младшей и средней групп в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

3. Упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

4. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При не сформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

         Актуальность программы

Провести профилактическую работу по коррекции звукопроизношению.

 Цель программы: реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение программы и успешную социализацию  в  обществе.

Задачи:

- Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.

- Подготовить органы артикуляции к постановке звуков.

- Развивать фонематические представления и навыки.

-  Развивать моторные функции.

-  Развивать психические функции.

-  Развивать просодическую сторону речи (дыхание, темп, ритм, высота и сила голоса, интонационная выразительность).

- Развивать речь детей, вокальные навыки, музыкальный слух и чувство ритма, через игры-песенки Е.Железновой.

- Организовать взаимодействие с родителями  по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

Принципы при разработке программы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

• принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

•принцип  построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки).

4. Музыка – используются музыкальные произведения, игры-песенки Е.Железновой.

5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж, для укрепления физического здоровья детей.

7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация).

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Тип программы: образовательная.

Вид программы: авторская.

Уровень программы: коррекционно – развивающий.

Форма проведения занятий: подгрупповая.

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 57 занятий. Занятия проводятся во вторую половину дня, два раз в неделю продолжительностью – 15-20 минут.

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий у детей выработана четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба), мелкой моторики руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умный Язычок"

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Среди них значительную часть составляют дети младшего и среднего дошкольного возраста, не овладевшие в...

Дополнительная образовательная программа коррекционно-логопедической направленности "Весёлый язычок"

Дополнительная программа направлена на создание компоексной помощи детям с речевыми недостатками....

Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)

Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на  профилактику...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Дополнительная образовательная программа "Весёлый язычок"

Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности«Весёлый язычок»Возраст детей 4-5 летСрок реализации: 1 год (октябрь –апрель)Объем _____ академичес...

Дополнительная образовательная программа «Волшебный язычок» (возрастная группа 4-6 лет)

Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми по развитию речи.Целевой раздел           Пояснительн...