Кинезиологические упражнения для детей 4-5 лет
картотека по логопедии (средняя группа)
«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не может заменит движение» - таков девиз кинезиологии, науки, тесно вошедшей в жизнь детского сада
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему неуспешности.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, (но оптимальная для данных условий), тем значительнее эти изменения.
Кинезиологические упражнения помогают улучшить:
- Память
- Внимание
- Речь
- Пространственные представления
- Мелкую и общую моторику.
- Снизить утомляемость.
- Повысить способность к произвольному контролю.
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:
- Растяжки
- Дыхательные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Телесные упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Упражнения на релаксацию
- Массаж
- Развитие артикуляционных движений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologicheskaya_gimnastika.docx | 21.2 КБ |
kineziologicheskie_uprazhneniya_dlya_detey_4-5_let.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
I блок
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
- Массаж ушных раковин.
Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем.
Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
- Качание головой.
Покачаем головой — неприятности допой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
- Кивки.
Покиваем головой, чтобы был в душе покои.
Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.
- Шея-подбородок.
Опусти и головкой покрути.
Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами,
- «Домик».
Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
- «Ладошка».
С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
- «Колечко».
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Внимание».
Чтоб внимательными быть — нужно на ладонь давить.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии — выдох, при ослаблении — вдох. То же самое с правой рукой.
- «Поворот».
Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри.
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
- «Ладошки».
Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.
- «Потанцуем».
Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать.
Поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.
12.«Дерево».
Мы растем, растем, растем и до неба достаем.
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.
- «Водолазы».
Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем.
Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.
- «Отдохни» (для снятия эмоционального напряжения).
Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой.
Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.
II блок
Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие).
- «Очищение».
Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать.
Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правая часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой.
Цикл повторить три раза.
- «Позевай».
Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем.
Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.
- «Руки».
Рукам чтобы силу дать — нужно крепче их сжимать.
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.
- «Запястье».
Чтоб сильна была рука — разотрем ее слегка.
Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.
- «Ладонь».
На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри.
Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.
- «Полет».
Мы как птицы полетим — сверху вниз мы поглядим.
Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.
- «Гибкость».
Чтобы очень гибким стать — нужно ножжи нам сгибать.
Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.
- «Успокойся».
Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами.
Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами.
III блок
Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие). В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.
- «Язычок».
Язычок вы покажите, на него все посмотрите.
Движения языком вперед-назад.
- «Язычок».
Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром.
Движение языка в разные стороны.
- «Ротик».
Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.
IV блок
Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз
- «Глазки».
Чтобы зоркими нам быть — нужно глазками крутить.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.
- «Глазки».
Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле.
В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
- «Глазки».
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
29- «Глазки».
Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1—2 секунды.
- «Глазки».
Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.
Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.
- «Глазки».
Быстро-быстро поморгай отдых глазкам потом дай.
Быстро моргать в течение 1—2 минут.
- «Глазки».
Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.
Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
33 «Глазки».
Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд.
Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против.
Y блок
Упражнений па дыхание
34-«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».
Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза1, глубоко дышать.
- «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки- непослушки».
Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки.
Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а» («У-у-у»),
- «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».
Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.
Можно разбить эти блоки на комплексы.
Комплекс 1. Упражнения 30, 5, 6,7, 25,23,34.
Комплекс 2. Упражнения 2,17,27, 28,13,35.
Комплекс.?. Упражнения 25,3,4,8, 18,12,35.
Комплекс 4. Упражнения 29,24,17, 20,19,21,14.
Комплекс 5- Упражнения 31,9,24,10, 11,22,36.
Предварительный просмотр:
Кинезиологические упражнения для детей 4-5 лет
«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не может заменит движение» - таков девиз кинезиологии, науки, тесно вошедшей в жизнь детского сада.
Начав работу с группой, я заметила, что много детей с плохо развитой ручной моторикой. Они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, деталями, счетными палочками. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в группе на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Поэтому я начала вводить кинезиологические коррекционно – развивающие упражнения в свою работу с детьми в группе. Коррекционно - развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Актуальность темы:
В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа).
Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему неуспешности.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, (но оптимальная для данных условий), тем значительнее эти изменения.
Кинезиологические упражнения помогают улучшить:
- Память
- Внимание
- Речь
- Пространственные представления
- Мелкую и общую моторику.
- Снизить утомляемость.
- Повысить способность к произвольному контролю.
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:
- Растяжки
- Дыхательные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Телесные упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Упражнения на релаксацию
- Массаж
- Развитие артикуляционных движений
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, здесь мы наряду с кинезиологическим упражнением “Свеча”, «Ныряльщик», используем игры с подручными материалами, как пробки и снежинки, вырезанные из полиэтилена.
Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Их хорошо использовать во время утренней гимнастики, на занятиях по физкультуре, например упражнение:
«Перекрестное марширование»
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Соберем урожай»
Это любимая игра детей в нашей группе. Все упражнения перекрестные. Правой рукой мы берем игрушку одного цвета, затем левой рукой игрушку другого цвета, и относим их в соответствующие по цвету корзинки. Сначала дети самостоятельно выполняли игру по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Во время ожидания обеда ил на физкультминутках полезно выполнять упражнение «Ухо-нос», которое направлено на синхронизацию работы полушарий головного мозга. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот.
Также детям нравится в повседневной жизни группы выполнять упражнение для развития мелкой моторики «Кулак—ребро—ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Самомассаж и массаж – одни из средств профилактики и коррекции речи детей, они способствуют расслаблению и снятию напряжения.
Для массажа мы в детском саду используем резиновые мячики ежики, массажеры, сделанные из подручных средств родителями.
Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
Фокусы – это упражнения на умение манипулировать карандашом между пальцами. Это упражнение я предлагаю детям на физкультминутках во время занятий по ФЭМП и рисовании, как разминку.
С карандашом. Прокручивать большим пальцем карандаш вокруг другого большого пальца.
“Зеркальное рисование”
Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы). При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга
Вывод:
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Рекомендации по применению:
- Доброжелательная обстановка
- Систематичность
- Усложнение и наращивание темпа заданий
- Точность выполнения движений и приемов
- Использование разнотипных и однотипных движений рук
- Включение всех 5 пальцев каждой руки
- Использование движений на сжатие, растяжение и расслабление мышц
- Применение упражнений на занятиях и в свободное время
- Проведение кинезиологических упражнений перед интенсивной умственной нагрузкой.
- Продолжительность занятий от 5-10 до 20 – 35 минут в день, в зависимости от возраста.
- Упражнения можно проводить только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать нецелесообразно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умные пальчики. (Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 5—7 лет)
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отве...
Сборник кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста)
Данный материал будет интересен педагогам использующим здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе....
Кинезиологические упражнения для детей "Умные пальчики"
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) мо...
Картотека кинезиологических упражнений для детей с ТНР
Практический материал для воспитателей групп компенсирующей направленности...
Комплекс кинезиологических упражнений для детей 6 - 7 лет
Комплекс кинезиологических упражнений для детей подготовительной группы.(Сентябрь – октябрь – ноябрь)№НазваниеупражненийЦель упражненияСодержание и выполнение упражненийПримечания1«У...
Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста.
Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Данные упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, привод...
Кинезиологические упражнения. Зачем они нужны? Подборка кинезиологических упражнений для детей 2-3 лет.
В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации.Наши мысли, тело и эмоции непосредственно связ...