Конспект непосредственной образовательной деятельности «Согласные звуки ч–щ–с'–т'» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект к подгрупповому занятию логопеда с детьми подготовительной группы по дифференциации согласных звуков Ч Щ С Т
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_ch_shch_s_t.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственной бюджетное образовательное учреждение
детский сад №126 Выборгского района
Санкт – Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Согласные звуки ч–щ–с'–т'»
с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
Выполнила: учитель – логопед Ветрова С.М.
Санкт – Петербург
2023 год
Цель: 1. Закрепление правильного произношения и различение звуков ч – щ – с' – т' в связной речи.
Задачи:
1. Звуковой анализ слов. Подбор схем звукового анализа.
2. Закрепление слогового состава слов – игра “Слоговое лото”.
3. Закрепление правописания ча, ща, чу, щу. Чтение слов на данное правило с пропущенными буквами.
4. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и существительных мужского рода.
5. Закрепление образования и употребления приставочных глаголов движения от глагола шли.
6. Подбор признаков и действий к предмету, обогащение лексики синонимами.
7. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу.
8. Составление предложений по данным моделям и деление этих предложений на слова.
9. Печатание предложения под диктовку. Закрепление правил правописания предложения.
10. Составление схемы предложения.
Оборудование: предметные картинки щука,бочка,тёрка,рысь; звуковые схемы (12 шт); цветы, игровое поле (2шт), карточки 2х цветов (по 9шт каждого цвета), слова для чтения с мягкими согласными (15шт); полотно голубого цвета - ручей, камни из картона (15шт), слова с пропущенными А, У после Ч, Щ (15шт), слоги ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; карточки для чтения - приставочные глаголы; ребус, ведро с удочкой; карточки-элементы моделей предложения, карточки-модели предложений (15шт); тетради; простые карандаши; ластики; визитки щуки - призовые карточки (15шт).
- Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы отыскать мягкие согласные звуки и разгадать их тайны. Вы готовы? (Да!) Тогда отправляемся в путь.
- Характеристика, различение, сопоставление звуков.
Перед нами “Пещера-звучащая”, здесь звучат разные звуки. Какие звуки вы знаете?(гласные,согласные,глухие,звонкие,твёрдые,мягкие,шипящие,свистящие и т.д.). давайте отыщем интересующие нас звуки.
В пещеру мы вошли. (на панно висят картинки:щука,мяч,рысь,тюльпан- дети называют по очереди картинки, определяют, какой звук в этом слове.) Найденные нами звуки какие?(согласные,мягкие) Чем ещё похожи они? (они глухие) Чем отличаются эти звуки друг от друга? (ч,щ –всегда мягкие, шипящие, сь –свистящий, сь и ть могут иметь твёрдую пару.)
Вот и вышли мы из пещеры.
- Звуковой анализ и синтез слов с мягкими согласными звуками
Перед нами 3 дороги. Куда идти нам подскажут звуковые схемы слов. Выберите нужный путь. (дети-3 команды подбирают слова к Зв.схемам).
К полянке цветущей мы подошли.
- “Слоговое лото” - упражнение в делении слов на слоги.
Какая благоухающая, цветущая полянка! Какие цветы расцвели на нашей полянке? Они приглашают нас поиграть в “Слоговое лото”. Соберите слова и прочитайте каждый своё слово. Разделите слово на слоги. Посчитайте, сколько в вашем слове слогов. Закройте им ту часть игрового поля, на которой столько кружков, сколько слогов в слове. Выиграет та команда, которая скорее закроет своё игровое поле. 1я к-да – синие, 2я – красные. (проверяется правильность выполнения задания, объяснения 2-3 детей)
Поляну мы перешли, рощу обошли и к ручью дошли.
- “Буква потерялась” - упражнение на правописание ча-ща, чу-щу, согласование числительных и существительных мужского рода.
В ручье вода студеная, талая. Чтобы ноги не промочить, переходить надо по камешкам, но камни не простые, на них слова с пропущенными гласными после согласных Ч и Щ. Кто знает, какая буква пропущена, тот пройдёт, а кто ошибётся, тот ноги промочит (дети по очереди выполняют задание).
Чудо щука пища
Чашка роща часы
Чайник ищу щавель
Чучело пущу тащу
Чайка гуща чай
Все ручей перешли, а помогло нам знание правила правописания гласных А и У после мягких согласных Ч и Щ. Кто озвучит нам это правило? (выставляются слоги на магнитной доске ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
Молодцы! Я вами горжусь!
Сколько же камней нам потребовалось, чтобы перейти ручей? (Настя возьми-1,Лола-2, Ярик-5, Саша-7. Сколько у тебя камней Настя? У меня 1камень, а у меня-2 камня, у меня-5 камней, а у меня-7 камней). Сколько же всего? 15. Молодцы.
- Словообразование – приставочные глаголы от глагола шли.
Мы снова в д/саду. На протяжении всего путешествия мы говорили:
в пещеру вошли, из пещеры вышли, к полянке подошли, полянку перешли, рощу обошли, к ручью дошли, ручей перешли, в д/сад пришли. От какого слова образованы все эти слова? (от слова – щли.) (карточки с приставочными глаголами выставляются на магнитной доске)
Ребус. Отгадайте, какую рыбу поймал рыболов?
- “Что мы знаем о щуке?” - подбор признаков и действий к существительному.
Какая? Что делает?
Хищная плавает
Шустрая охотится на рыб
Зелёная прячется под корягой
Проворная гоняет малька
Крупная погружается на дно
Зубастая заглатывает наживку
Большая ныряет
Старая смотрит
Молодая наблюдает
- “Кто скажет иначе?” - упражнение в подборе синонимов.
Проворная – шустрая, юркая, ловкая, увёртливая;
Плавает – вьётся, погружается, ныряет, проносится;
Охотится – наблюдает, выслеживает, гоняет, затаивается, заглатывает.
9. Спряжение: удивляться величиной зубастой щуки.
- Составление предложений по данным моделям и деление этих предложений на слова.
У вас на столе модели предложений. Составьте предложения со словом щука, используя признаки, действия и синонимы, опираясь на данные
модели. Какое предложение у тебя? Сколько слов в твоём предложении?
(2-4 ребёнка) Какое предложение вам понравилось больше всего? Сколько слов в этом предложении? Какое 1-ое слово? 2-ое? 3-тье?
- Печатание предложения. Закрепление правил написания предложения. Составление схемы предложения.
Откройте тетради. Сейчас мы напишем предложение. Кто напомнит правила написания предложения?
- предложение пишется с большой буквы;
- в конце предложения ставится точка;
- слова в предложении пишутся раздельно.
Напишите предложение. Начертите схему предложения.
- Итог занятия.
Чем мы занимались на занятии? Что вам запомнилось больше всего? Хотели бы вы ещё отправиться в путешествие? Нарисуйте дома новый маршрут следующего путешествия. Наше занятие окончено. Я благодарю вас за активную работу на занятии и вручаю вам звёздочки с автографом щуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по тем «Зимующие птицы»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации мордовского головного убора «Сорока» с детьми подготовительной группы
Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Задачи:Образовательные· Учить детей вырезать новые элемен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ "Приключения с дядей Федором" с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Приключения дяди Федора с ребятами...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений и ЛЕГО-конструированию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Путешествия на острова «Знаний»
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO - конструирования для детей 6-7 лет...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие»
знакомство детей со звуком и буквой "С"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Игра-квест «Путешествие в музей подводного мира» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Данный конспект квест-игры предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по подводному миру, дети выполняют различные задания....