Конспект непосредственной образовательной деятельности «Москва – столица нашей родины» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект к логопедическому подгрупповому занятию по лексической теме "Москва - столица нашей родины".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mosva.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственной бюджетное образовательное учреждение
детский сад №126 Выборгского района
Санкт – Петербурга
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«Москва – столица нашей родины»
с детьми
подготовительной группы компенсирующей направленности
Выполнила: учитель – логопед Ветрова С.М.
Санкт – Петербург
2023 год
Цель: знакомство с историей основания города Москвы и ее достопримечательностями.
Задачи:
1. знакомство с основными достопримечательностями города Москвы.
2. продолжение формирования речи.
3. закрепление умения образовывать новые слова при помощи суффиксов.
Предварительная работа:
• знакомство с картой России.
• Чтение рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Москве.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация «Путешествие по Москве и ее достопримечательности».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.Дети встают в круг.
Дружно за руки возьмемся, улыбнемся, подмигнем и занятия начнем.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы живем? (Россия)
- Если мы живем в России, то как нас называют? (Россияне)
- А если бы мы жили в Китае? Мы бы кто были? (Китайцы)
-Если мы живем в Грузии, мы кто? (грузины) и так далее, называя страну, а дети определяют название жителей этой страны.
-Мы с вами знаем, что у каждой страны, есть самый главный город, который называется столицей.
Как называется наша столица? (Москва). Молодцы, ребята!
Подумайте, что такое столица?
-Чем отличается столица от других городов? (Столица обычно является одним из самых красивых городов страны.Столица отличается от других городов тем, что в ней работает президент нашей страны.)
Ребята, а откуда появилось название Москва? (ответы детей) (Места около реки были болотистыми, чтобы добраться до воды, приходилось строить маленькие мостики.И реку они стали называть Мостквой, а потом Москвой)
А как следует называть жителей Москвы? (москвичи, москвичка)
Ребята, кто из вас любит путешествовать?
Путешествия бывают разные: в горы, в тайгу, на море, в «страну знаний», в мир сказок и приключений, в мир прекрасного.
- И у нас тоже сегодня будет небольшое путешествие... Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве.
ЗАЙМИТЕ СВОИ МЕСТА. Дети сидят полукругом на стульчиках.
- А сейчас я вам предлагаю путешествие в главный город России, в столицу нашей Родины – город Москву.
Дети смотрят на интерактивную доску. Идет презентация « Путешествие по достопримечательностям Москвы»
Давным-давно Москвы не было, а были леса и поля.
- Леса, какими бывают ?(густые, бескрайние, высокие, непроходимые)
Через леса протекали реки большие и (маленькие), узкие и (широкие), мелкие и(глубокие).
- Как-то раз, из далекого города, на могучем коне прискакал русский князь Юрий Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматривался, но то место, где были маленькие дома и высокие деревья. Полюбились князю и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь Юрий Долгорукий основать здесь славный город - Москва. Так кто же основал город Москву? (ответы детей).(слайд 1)
- Город было необходимо защищать. Как вы думаете, от кого необходимо было защищать город? (диких зверей, врагов).
А как вы думаете, как можно было защитить город? (построить стены и заборы, вырыть глубокий ров)
- Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлем. (слайд 2)
За время много врагов нападало на нашу столицу, было много пожаров, постройки горели и решили построить Кремль из белого камня, а затем из красного кирпича. (слайд3)
Это уже современная Москва.
Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб, флаг.( слайд)
Ребята, а вы знаете, что это такое – правильно, Герб города Москвы, а на этой иллюстрации (иллюстрации герба и флага Москвы и герба России) что общего и чем различаются эти картинки? (ответы детей, рассказ об особенностях двуглавого орла, о Георгии Победоносце как символе победы добра над злом и знаний над невежеством)
Физминутка:
А давайте, и мы представим себя орлами.
Широко раскинув крылья, мы летим под облаками (расставив руки, покачиваемся из стороны в сторону)
И вокруг мы грозно смотрим очень зоркими глазами (повороты вокруг своей оси)
Все мы видим, все мы слышим, все вокруг мы замечаем (руки на поясе – наклоны из стороны в сторону)
И страну свою большую любим мы и защищаем! (руки раскинули и обняли себя)
В Москву приезжают люди со всех концов света, чтобы полюбоваться ее красотами. Вот и мы с вами можем совершить сегодня небольшую экскурсию по Москве, познакомиться с ее достопримечательностями. Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего.
В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название. Одну из них вы знаетеСпасская башня Кремля. Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми». В верхней части башни расположены главные часы государства. Они занимают 3 этажа башни. Как называются главные часы города? (куранты). Правильно, Это – куранты.
- Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год).
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (ответы – Президент, ФИО, обращается внимание на портрет в Патриотическом уголке). (слайд 4)
- Возле Кремля находится главная площадь нашей страны – Красная площадь – самая древняя, красивая и большая, самая главная в жизни Москвы. --Как вы думаете, почему она так называется? (варианты).
Именно потому, что на Руси всегда было – что красиво, то «красно» («красна изба не углами, а пирогами» и др. пословицы и поговорки).
На этой площади устраивают парады. И на этой площади стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор или его еще называют - храм Василия Блаженного.(слайд 5)
- Есть еще такое место в Москве, которое называется - Государственная Третьяковская галерея, где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эта коллекция вместе с домом осталась городу и его жителям и гостям. Поэтому музей носит его имя. То есть здесь собраны лучшие коллекции художников. (слайд 6)
- Еще одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет, построенный на Воробьевых горах. Он был основан очень давно по желанию великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов. (слайд 7)
- Самый большой театр в Москве так и называется Большой театр, где проходит множество спектаклей знаменитых актеров, оперных певцов, показывают балет. (слайд 8).
- Недалеко от университета расположен самый главный стадион Москвы «Лужники». Для чего построили стадион? (ответы детей). Здесь проходят спортивные соревнования, матчи, тренируются спортсмены. (слайд 9)
- В Москве есть такие места, которые посещают с особым волнением. Одно из таких мест – это Мемориальный комплекс "Поклонная гора", который возведён в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь находится музей Великой отечественной войны, храм, знаменитая статуя Победы, а также фонтаны слез. (слайд 10)
- На территории Кремля расположена самая древняя площадь Москвы – Соборная. Над ней возвышается колокольня Ивана Великого. А рядом с ней еще два исторических памятника, прославивших Москву: "Царь-колокол", "Царь-пушка"(слайд 11) Так уж повелось на Руси – все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Сначала была изготовлена Царь – пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка – всем пушкам пушка! Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Она предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. А огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют. Кто знает, почему? (потому что из нее должны были стрелять мелкими камнями и кусочками железа – «дробом», т. к. это артиллерийское оружие относится к так называемым дробовикам.)
Царь-колокол был изготовлен по приказу русской императрицы Анна Иоанновны. Отлили его русские мастера Иван и Михаил Моторины.
А как вы думаете, почему этот колокол никогда не звонил? (однажды в Кремле случился пожар, и мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали его заливать холодной водой; вот от разницы температур колокол и треснул, от него отвалился кусок)
-Верно, колокол треснул от разницы температур. Долго потом Колокол лежал в земле, только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.
- Ребята, Москва очень большой и красивый город. И еще очень много существует интересных и красивых достопримечательных мест в городе Москве. Это и множество театров, метро, различные площади, соборы, церкви, музеи. Мы с вами познакомились только с основными достопримечательностями города
А как вы можете назвать Москву?
- ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ ПРИЗНАКИ»
- прекрасная - веселая
- любимая - богатая
- родная - красивая
- огромная - многолюдная.
О Москве написано много стихов и песен, сложены пословицы и поговорки.
Наша столица зовется Москвой. Наша столица — город-герой. Было немало врагов у Москвы, Всех отбивала страна от Москвы!
-Ребята, почему Москва— город-герой (Ответы детей.)
Это почетное звание присвоено нашей столице за мужество и героизм, проявленные ее жителями в годы войны, за доблестный труд в мирное время.
-Ребята, а кто был в Москве, что вам запомнилось? Ответы детей
Много еще в Москве интересного, но на этом наша сегодняшняя экскурсия заканчивается. Позднее вы узнаете еще много интересного об этом удивительном городе.
Каждому русскому человеку дорога Москва, потому что она главный город нашего государства – России.
Пройдет немного времени, вы станете взрослыми и постараетесь сделать так, чтобы наша столица стала еще прекраснее
-Ребята, с каким городом мы с вами познакомились? Какие достопримечательности вам запомнились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД "Москва-столица нашей родины" для подготовительной группы.
Конспект ООД в подготовительной группе «Москва-столица нашей Родины»Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.Задачи:1. Обобщить, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Моя Родина - Россия"в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет
Конспект занятия, обобщающий знания детей о Родине....
Конспект образовательной деятельности "Москва- главный город нашей Родины"
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»
Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. Фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи" Насекомые наши друзья"
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Насекомые наши друзья&ra...
Конспект непосредственно образовательной деятельности /образовательная деятельность «ФЦКМ»/ По теме: «Москва-столица нашей Родины» в средней группе №5
Цель: формирование у детей представлений о столице нашей страны – городе Москве...