Дидактические игровые технологии в практике иучителя-логпеда
статья по логопедии (старшая группа)

Дидактические игровые технологии  в  практике учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игровые технологии в практике учителя-логопеда»

учитель-логопед МБДОУ Детский сад №39

Волганова Анна  Викторовна

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии.  Они как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

В педагогической науке выделяют целое направление – игровая педагогика, в которой игра является ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследованиях Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определились структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.    

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Целью использования игровой технологии является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Игровые технологии - группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Целесообразность использования игровых технологий:

  •     дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  •     дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
  •     в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки;
  •     повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Основные направления реализации игровых приемов на занятиях:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

По характеру выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др. 

Дидактические игры предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря), описание предметов, составление загадок.

Основной акцент при проведении дидактической игры делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств.

Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.

 В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи, широко используются дидактические игры.

Учителя-логопеды широко используют дидактические игры:

  • при диагностическом обследовании учащихся (исследовании словаря и словообразовательных процессов; грамматического строя речи; связной речи (картинки с фабульным развитием); звукопроизношения; понимания логико-грамматических отношений);
  • в процессе коррекционно-развивающего обучения (на разных этапах логопедического занятия).

Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий). Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе со школьниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На занятиях широко используются игровые приемы обучения. Именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.

Центральное место в логопедической работе занимают логопедические (речевые) игры. Речевой игрой является та игра, с помощью которой у ребенка целенаправленно формируются и корректируются лексико-грамматическая сторона речи, автоматизируется правильное звукопроизношение, развивается фонематический слух, формируется связное высказывание и др.

Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. Веселый Язычок приходит на занятия с различными историями о себе, стихотворениями и обязательно приносит свой любимый альбом, где все его приключения в картинках. Язычок представлен в виде игрушки-рукавички, альбом содержит в себе комплексы упражнений на выработку определенных звуков в виде рисунков и стихотворных текстов. На таких занятиях у детей повышается мотивация в трудной для них работе над выработкой правильного звукопроизношения.

Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строго последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. и лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова. Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Есть игры на активизацию артикуляционной моторики. К подготовительным можно условно отнесли игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на    различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. 

Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности со школьниками, имеющими нарушения речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

Таким образом, с помощью компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий.

Коррекционно-развивающие игры таят в себе нераскрытые возможности. Ведь игра - это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. Не зря говорят, когда учиться легко, учиться хочется!

Чем больше в обыденной педагогике умной игры,

                                   тем выше шансы воспитания умного человека.

 М. Яснов

Список использованной литературы:

  1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
  2. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.– М. , 1995.
  3. Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. //Начальная школа. –1990. – N 7.
  4. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971.
  5. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. - №1.
  6. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
  7. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игровые игры

В помощь родителям и педагогам....

Дидактическое игровое пособие «Кем нәрсә ярата?».

Дидактическое игровое пособие«Домашние животные и птицы».(пособие, способствует формированию у детей правильного звукового анализа слова)   АннотацияДанная дидактическая игра...

Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"

Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....

«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Физкультурный досуг с использованием дидактического игрового пособия «Игровой парашют: «Космонавтом стать хочу!»

Цель: Социализация детей дошкольного возраста, через досуговое мероприятие, в совместной развивающей деятельности с использованием игрового парашюта.Задачи:• Образовательные - вырабатыв...

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ дидактическое игровое пособие "Занимательный куб"

Цель: использование многофункционального игрового пособия «Занимательный куб» как средства разностороннего развития ребёнка.Задачи: 1.Обогащение игровой среды группы детского сада.2.Разраб...