«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domiki_zvukov.docx | 865.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ладушка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район
Тема: «Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте»
(Методическая разработка)
Авторы: Павленко В.К.
Проскурина А.В.
Синько А.А.
г. Тихорецк 2016 год
Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год, однако всё большее количество детей к моменту поступления в школу оказывается не готовым к усвоению письменной речи. Среди них довольно большую группу составляют дети, имеющие отклонение в речевом развитии. Многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше, Т.А.Ткаченко и др.) убедительно доказывают взаимосвязь недоразвития устной речи и нарушений чтения и письма. Следовательно, с детьми данной категории должна своевременно проводиться предварительная систематическая работа по формированию готовности к овладению данным видом речевой деятельности.
Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия. У детей с выраженным фонематическим недоразвитием, которым своевременно не оказана логопедическая помощь, в дальнейшем наблюдаются стойкие нарушения письменной речи в школьном возрасте (дисграфия, дизорфография и дислексия).
Социальная значимость данной проблемы заключается в том, что дети с несформированным фонематическим восприятием из-за высокой вероятности возникновения стойких и специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения, поступая в школу, пополняют группу детей академического риска. Поэтому так важен широкий и своевременный охват дошкольников логопедической помощью по коррекции фонетико-фонематического недоразвития, а её доступность и должное качество являются инструментом, обеспечивающим успешность их перехода на следующую ступень обучения и предупреждающим школьную (социальную) дезадаптацию.
Используя в своей практике по ознакомлению детей со звуками и буквами учебно-методическое пособие «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников», предложенное Татьяной Владимировной Александровой, были достигнуты положительные результаты в работе по развитию фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а также отмечен интерес детей к увлекательной форме таких занятий. Потому возникла идея создания модифицированных пособий «Звуковые замки» и Домики букв. Эти пособия позволяет детям зрительно представить абстрактные понятия (гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий, глухой, звонкий), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Предложенные пособия « Звуковые замки» , «Домики букв» созданы для профилактики дислексии и дисграфии.
Степень новизны заключается в том, что исходное пособие, предложенное в книге «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» Т. В. Александровой было дополнено разнообразным демонстрационным материалом (игровой стенд «Домики букв», объемные «Звуковые замки» ) и раздаточным (фишки-символы согласных звуков и гласных звуков, символы звуков для средней группы, слоговые карточки) материалом.
Дополненный материал прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разных возрастных групп. Он даёт возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объёме решать задачи коррекционно-развивающего обучения.
Модифицированное пособие «Звуковые замки» и «Домики букв» позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения, как:
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения,
воспроизведения слоговой структуры, развитие фонематического восприятия, формирование связи звука с буквой);
- овладение элементами грамоты.
В работе с пособием «Звуковые замки» и «Домики букв» используются следующие методы:
- метод эксперимента (проверка гипотезы);
-исследовательский метод (организация поисковой творческой деятельности);
-репродуктивный метод (формирование навыков и умений использования полученных знаний);
а также традиционные методы:
- словесные (беседа, чтение фонетических сказок);
- практические (упражнения творческого характера, игры, моделирование);
-наглядные (наблюдение, рассматривание макетов).
Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре, потому обоснованным является применение на занятиях по знакомству со
звуком и буквой наглядного материала, стихов, сказок. Использование на логопедических занятиях данного пособия позволяет создать игровую ситуацию и стимулирует активность детей.
Учёт психологических особенностей детей дошкольного возраста, в сочетании с использованием игровых приемов позволяет достичь гарантированного результата: эффективности в коррекции фонетико-фонематического строя у детей с речевыми нарушениями и успешному обучению их слоговому чтению.
Планируемые результаты:
Дошкольник умеет:
- воспринимать изучаемую фонему;
- узнавать, сравнивать длинные и короткие по звучанию слова;
- определять место изучаемого звука в слове;
- интонировать звук в собственной речи;
- определять ударный слог и интонировать его в слове;
- удерживать ритмический рисунок слова;
- определять на слух слог с изучаемым звуком;
- исключать слова, которые не содержат изучаемой фонемы;
- дифференцировать слова с оппозиционными фонемами.
Работа по развитию фонематического восприятия с использованием данного пособия проводится в течение мноих лет (в этом году оно стало более красочным, обновленным, дополненным). Результаты диагностики показывают, что его использование в коррекционной работе логопедами нашего ДОУ оправдано, так как дети, прошедшие обучение с использованием данного дидактического пособия, успешно усваивают программу по подготовке к обучению грамоте.
Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.
Примеры использования пособия:
1. Определение наличия звука в слове. Детям предлагается выбрать из набора картинок «подарки для буквы» и поставить их в кармашек рядом с буквой. Букве «нравятся» только такие подарки, которые начинаются на её звук. (Варианты: заканчиваются данным звуком, звук есть в середине слова)
2.Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Если буква «в синем окошке» – подбираем слова с твердым звуком, если в зеленом – «с мягким звуком».
3. Слоговой анализ слова, определение ударного слога. Детям предлагается выбрать картинки с определенным количеством слогов или с определенным ударным слогом (в кармашек помещается слоговая схема).
4. Звуковой анализ слова. Детям предлагается выбрать картинки, соответствующие определенной звуковой схеме. В каждом случае помимо выбора картинок полезно предложить детям самостоятельно придумать слово и нарисовать свою картинку. Дети, умеющие читать и писать, могут опустить в кармашек карточку с написанным словом. Детей, нетвердо усвоивших образ буквы, можно попросить нарисовать и подарить букве ее портрет или символ звука.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 160с.
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.
4. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по логопедии "Взаимодействие логопеда и воспитателя при подготовке детей с ФФНР к обучению в школе"
Проблема готовности к школе актуальна всегда!!...
Учебно-наглядное пособие по подготовке детей к обучению грамоте.
В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, ре...
Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»
Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»...
Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»
Методическое пособие для педагогов«Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»...
Развитие речи и подготовка детей с ТНР к обучению грамоте с помощью пособия «Алфавит в картинках»
Система работы по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с помощью наглядного материала и методических ре...
Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения....
Методическое пособие для педагогов "Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"
ГБОУ г. Москвы школа № 1222 им. Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна Методическая разработка«Картотека дидактических игр по развитию конструкти...