Конспект НОД "Автоматизация звука "Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложених.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей – «Коммуникация», «Здоровье».
Время проведения – 20-25минут.
Цели: Автоматизация звука [Ш] изолированно в слогах, словах, в предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закрепление правильного произношения звука [Ш] (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях);
- закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
- закрепление знания графического изображения буквы [Ш];
Коррекционно – развивающие:
- развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
- развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
- развитие внимания, памяти, логического мышления.
Коррекционно – воспитательные:
- формирование положительной мотивации на занятии.
Ожидаемый результат:
- правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;
- умение осуществлять слоговой анализ слова;
- умение определять на слух звук [Ш].
Оборудование:
- презентация;
- сухой бассейн с гречневой крупой;
- пазлы с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь»;
- пособие «Следы»;
- массажор су-джок;
- массажная варежка;
- массажная дорожка;
Словарная работа: бревенчатый
План деятельности:
1. Орг. момент, сообщение темы занятия:
- Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Мы им покажем, как учимся правильно говорить.
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
Логопед привлекает внимание детей к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Положите ладонь в бассейн, закройте глаза, почувствуйте, как вам тепло, приятно, крупинки чуть колют ваши ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками.
- Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Дети обнаруживают пазлы – элементы картинок. На каждого ребенка по три элемента, которые затем собирают на столе под звучание музыки из мультфильма.
- Кто-то прислал нам свои фотографии, вы узнали?
- Кто это?
- Это Маша и Медведь из мультфильма.
- Послушайте, как я их назову: Машшша, Мишшшка.
- Какой звук я выделила?
- Звук [Ш].
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии?
- Учиться правильно произносить и различать звук [ Ш].
- Как вы думаете, кто нам в этом поможет?
- Герои мультфильма «Маша и медведь».
2. Артикуляционная гимнастика:
- В одном городе жила девочка Маша. Домик у нее красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»).
Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек.).
Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»).
К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять к верху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.).
Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечки» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике носа, воздушной струей ватку должно полететь вверх).
Маша чая напилась, ей стало весело взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к небу, не отрывая язык от нёба. Сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, выполнить 15 раз. Язык не должен отрываться от неба).
Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык за верхние зубы, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает как шторка шуршит: шшшшшшшш……
3. Упражнение «Шторка шуршит на ветру». Характеристика звука:
- Давайте вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.
- Рассмотрите картинку (профиль звука [Ш]).
- Опишите, что делают губы?
- Губы «бубликом».
- Опишите, что делают зубы?
- Зубы сближены, но не прикасаются.
- Где находится язык?
- В каком он положении?
- Язык за верхними зубами в форме «чашечки».
- Давайте произнесем этот звук на выдохе.
-Проверим, какая воздушная струя выходит?
-Теплая
- Воздушная струя выходит свободно изо рта?
- Воздушная струя имеет преграду – это язык в форме «чашечки» и зубы.
- Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язык в форме «чашечки», зубы.
- Значит, этот звук какой?
- Согласный.
- Как мы его произносим, сердито или ласково?
- Сердито. Звук [Ш] твердый согласный.
Поставьте руку на горлышко, повторите: ш-ш-ш-ш.
- Дрожит ли наше горлышко или оно спит?
- Не дрожит, поэтому звук [Ш] глухой.
4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком [Ш]:
- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (каждый ребенок получает карточку с изображением следов с наклеенными на них элементами иппликатора Кузнецова). Стала она по ним ходить и произносить слоги:
ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты
ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку
шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма
шну-шна-шны
Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока:
- Дорожка ведет Машу дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:
аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.
5. Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия и профилактику плоскостопия):
Логопед приглашает детей встать на ребристую доску:
- Идет Маша дальше по дорожке и перед ней бревенчатый мостик.
- По какому мостику пойдете?
- Бревенчатому.(спросить 2 детей)
Мостик нужно пройти осторожно. Шаг вы будете делать в том случаи, если услышите в слове звук [Ш]:
Для… Мишутки…малыша…
Маша…вяжет… теплый…шарф…
Шарф… на… шею… он …повяжет…
И… спасибо… Маше… скажет…
- Молодцы, у вас внимательные уши!
- По какому мостику прошли?
- По бревенчатому (спросить 2-х детей)
6. Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой):
Отправилась Маша дальше, путь был долгий, на улице прохладно, руки у нее замерзли. Она их стала греть, давайте и мы вместе с Машей погреем руки.
-Маша варежку нашла,
По ладошке провела,
Маша гладит по ладошке,
Будто убирает крошки,
А теперь наши горошки
Давят, давят понемножку.
7. Игра «Наведи порядок»: раскладывает картинки на соответствующею полку, работа с интерактивной доской.
- Вот и дошла Маша до дома Мишки. Зашла, посмотрела вокруг, и обнаружила в комнате беспорядок. Давайте поможем навести порядок, все нужно разложить по полочка.
На нижнюю полку положим картинки в словах, которых один слог, на вторую полку, положим картинки с двумя слогами, на верхнюю полку уберём картинки с тремя слогами в названии. Ребенок делает слоговой анализ слов: душ, шапка, кошка, подушка, машина.
8. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука [Ш] в предложениях):
- Увидела Маша в комнате пульт и включила телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может. Давай поможем Маше исправить предложения:
На елке мышка, а в норке шишка.
Поиграли в чашки, а помыли шашки.
9. Игра «Неправильная буква»:
- Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишку. Он учился писать букву Ш.
- Все ли буквы написаны правильно?
- Неправильно написанные буквы положите в корзинку. (Звучит музыка из мультфильма, ребенок неправильно написанные на интерактивной доске буквы Ш кладет в корзинку ).
- Напомните Мишке, из чего же состоит буква Ш?
- Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.
10. Предлагаю вам пройдите за столы, и выложите букву Ша на планшете.
10. Итог занятия:
- Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться.
- Какой звук вы сегодня произносил чаще всего?
- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для вас?
-Вы хорошо занималась, молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....