Игры и упражнения по лексической теме: "Мир насекомых"
материал по логопедии (старшая группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

Мир насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.mir_nasekomyh.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игры  и упражнения. «Мир насекомых».

1.Организационный момент

Развитие связной речи

«На полянке»

Детям предъявляется для рассмотрения сюжетная картинка «На полянке», на которой изображены мальчик и девочка. Мальчик ловит кузнечика, девочка сачком ловит бабочку.

Логопед. Кто это?

Дети. Мальчик и девочка.

Логопед. Где изображены дети?

Дети. В лесу, на полянке.

Логопед. Что делает мальчик?

Дети. Ловит кузнечика.

Логопед. Чем ловит кузнечика?

Дети. Ладошкой.

Логопед. Что делает девочка?

Дети. Ловит бабочку.

Логопед. Чем она ловит бабочку?

Дети. Сачком.

Ответы детей логопед объединяет в короткий рассказ.

Логопед. Дети гуляли на лесной полянке. Мальчик увидел кузнечика в траве. Он стал ловить кузнечика ладошкой. Девочка сачком ловит бабочку. Детям весело.

Предложить одному-двум детям повторить рассказ.

2.Игра

Мелкая моторика

«Узнай кто?»

Каждому ребенку дается карточка с изображением контура какого-либо насекомого. Ребенок должен узнать насекомое. Затем обвести по контуру и разукрасить.

(на следующее занятие контур насекомых  поменять)

3.Упражнение

Координация речи с движением

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте  кузнечики.         Дети выполняют движения, соответствующие тексту.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

4.Упражнение

Координация речи с движением.

Развитие творческого воображения.

«Гусеница»  (упражнение выполняется если есть возможность делать его в музыкальном зале, или можно заменить движения)

Этот странный дом без окон          Дети лежат на спинах ногами в центр круга

У людей зовется кокон.

Свив на ветке этот дом,                  Поворачивается на левы бок, положив руки под щеку.

Дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпа всю зиму.          Переворачиваются на другой бок.

Но зима промчалась мимо -           Ложатся на спину, потягиваются.

Март, апрель, капель, весна…       Медленно садятся.

Просыпайся, соня-сонюшка!         Потягиваются сидя.

Под весенним ясным солнышком Встают, потягиваются стоя.

Гусенице не до сна.                         Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.

Стала бабочка она!  

5.Игра

Мышление. Развитие связной речи

Сравнение двух насекомых

На наборное полотно или доску последовательно выставляем  две картинки с изображением двух насекомых, например, стрекозы и пчелы.

Логопед. Какое насекомое изображено на картинке?

Дети. Стрекоза.

Логопед. Какое это насекомое?

Дети. Пчела.

Логопед. Чем похожи пчела и стрекоза?

Дети. И пчела и стрекоза – насекомые. Они летают. У них одинаковые части тела: голова, туловище, крылья, усики, лапки, брюшко.

Логопед. Чем отличаются пчела и стрекоза?

Дети. У пчелы есть жало. У них разная окраска. Стрекоза стрекочет, пчела жужжит. У них разный размер.

Логопед. Кто больше – стрекоза или пчела?

Дети. Стрекоза.

Логопед. Да, стрекоза больше пчелы.

Дети хором и индивидуально повторяют предложение.

Кто меньше?

Дети пчела.

Логопед да, пчела меньше стрекозы.

Дети хором и индивидуально повторяют предложение.

Насекомые приносят пользу, например, пчела собирает нектар с цветов, из которого потом делают мед.

6.Игра

Мышление. Развитие связной речи

Отгадывание загадок

Черен, да не бык,

Много ног без копыт,

Летит – жужжит,

А сядет – молчит.       (жук)

С ветки – на тропинку,

С травки на – на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.            (кузнечик)

Не птица, а с крыльями.

Над цветком летает,

Медок собирает.          (пчела)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет,

Серебристые глаза,

Кто же это?...                (стрекоза)

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает.

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а нектар собирает.     (бабочка)

7.Игра

Совершенствование грамматического строя речи

Образование слов-антонимов

«Закончи предложение»

Логопед. Давайте поиграем в знакомую игру с мячом «Закончи предложение». Майский жук большой, а божья коровка  ….

1-й ребенок. … маленькая.

Логопед. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы …

2-й ребенок. …. Длинные.

Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки …

3-й ребенок.  …тонкие.

Логопед. у шмеля спина широкая, а у водомерки ….

4-й ребенок. … узкая.

Логопед оценивает работу детей.

8.Звукоп-ние

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р].

Логопед. Давайте сделаем несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Первое упражнение называется «Грибок». Широко откройте рот, присосите язык к нёбу. Удерживайте его, пока я буду считать до 10. Упражнение выполняется 3-4 раза. После каждого выполнения

логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть.

Логопед. Следующее упражнение «Лошадка» вам хорошо знакомо.

Широко откройте рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами. Упражнение  выполняется в течение 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться.

Логопед. И последнее упражнение называется «Пулемет». Широко откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро произносите «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемёта.

Упражнение выполняется в течение 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть. Проглотить слюну, расслабиться.

9.Упражнение

Ритмический рисунок слов

«Прохлопай слова»

А теперь давайте вместе прохлопаем слова по нашей теме, разделим их на части.

Логопед. Бабочка.

Дети. Ба-боч-ка.

Логопед. Жук.

Дети.  Жук.

Логопед. Гусеница.

Дети. Гу-се-ни-ца.

Логопед. Пчела.

Дети. Пче-ла.

Логопед. Отлично. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные"

Подборка материалов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением речи по лексической теме "Дикие животные"...

Презентация "Речевые игры и упражнения по лексическим темам"

Презентация для педагогов - направления игровой деятельности детей....

Игры и упражнения к лексической теме "Домашние животные"

Уважаемые родители, воспитатели! Предлагаю несколько игр и упражнений для проведения с детьми в домашних условиях и в режимных моментах в дошкольном учреждении. 1. "Покажи и назови". Попроси...

Консультация для родителей "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ « НАСЕКОМЫЕ»

Познакомить родителей с играми и упражнениями по теме "Насекомые"...