Игры и упражнения по лексической теме: "Мир насекомых"
материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения. «Мир насекомых».
1.Организационный момент | Развитие связной речи | «На полянке» Детям предъявляется для рассмотрения сюжетная картинка «На полянке», на которой изображены мальчик и девочка. Мальчик ловит кузнечика, девочка сачком ловит бабочку. Логопед. Кто это? Дети. Мальчик и девочка. Логопед. Где изображены дети? Дети. В лесу, на полянке. Логопед. Что делает мальчик? Дети. Ловит кузнечика. Логопед. Чем ловит кузнечика? Дети. Ладошкой. Логопед. Что делает девочка? Дети. Ловит бабочку. Логопед. Чем она ловит бабочку? Дети. Сачком. Ответы детей логопед объединяет в короткий рассказ. Логопед. Дети гуляли на лесной полянке. Мальчик увидел кузнечика в траве. Он стал ловить кузнечика ладошкой. Девочка сачком ловит бабочку. Детям весело. Предложить одному-двум детям повторить рассказ. |
2.Игра | Мелкая моторика | «Узнай кто?» Каждому ребенку дается карточка с изображением контура какого-либо насекомого. Ребенок должен узнать насекомое. Затем обвести по контуру и разукрасить. (на следующее занятие контур насекомых поменять) |
3.Упражнение | Координация речи с движением | «Кузнечики» Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Дети выполняют движения, соответствующие тексту. Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко Прыгай на носках легко. |
4.Упражнение | Координация речи с движением. Развитие творческого воображения. | «Гусеница» (упражнение выполняется если есть возможность делать его в музыкальном зале, или можно заменить движения) Этот странный дом без окон Дети лежат на спинах ногами в центр круга У людей зовется кокон. Свив на ветке этот дом, Поворачивается на левы бок, положив руки под щеку. Дремлет гусеница в нем. Спит без просыпа всю зиму. Переворачиваются на другой бок. Но зима промчалась мимо - Ложатся на спину, потягиваются. Март, апрель, капель, весна… Медленно садятся. Просыпайся, соня-сонюшка! Потягиваются сидя. Под весенним ясным солнышком Встают, потягиваются стоя. Гусенице не до сна. Бегут по кругу, машут руками, как крылышками. Стала бабочка она! |
5.Игра | Мышление. Развитие связной речи | Сравнение двух насекомых На наборное полотно или доску последовательно выставляем две картинки с изображением двух насекомых, например, стрекозы и пчелы. Логопед. Какое насекомое изображено на картинке? Дети. Стрекоза. Логопед. Какое это насекомое? Дети. Пчела. Логопед. Чем похожи пчела и стрекоза? Дети. И пчела и стрекоза – насекомые. Они летают. У них одинаковые части тела: голова, туловище, крылья, усики, лапки, брюшко. Логопед. Чем отличаются пчела и стрекоза? Дети. У пчелы есть жало. У них разная окраска. Стрекоза стрекочет, пчела жужжит. У них разный размер. Логопед. Кто больше – стрекоза или пчела? Дети. Стрекоза. Логопед. Да, стрекоза больше пчелы. Дети хором и индивидуально повторяют предложение. Кто меньше? Дети пчела. Логопед да, пчела меньше стрекозы. Дети хором и индивидуально повторяют предложение. Насекомые приносят пользу, например, пчела собирает нектар с цветов, из которого потом делают мед. |
6.Игра | Мышление. Развитие связной речи | Отгадывание загадок Черен, да не бык, Много ног без копыт, Летит – жужжит, А сядет – молчит. (жук) С ветки – на тропинку, С травки на – на былинку Прыгает пружинка, Зеленая спинка. (кузнечик) Не птица, а с крыльями. Над цветком летает, Медок собирает. (пчела) На ромашку у ворот Опустился вертолет, Серебристые глаза, Кто же это?... (стрекоза) От цветка к цветку порхает, Утомится – отдыхает. Не птица, а с крыльями, Не пчела, а нектар собирает. (бабочка) |
7.Игра | Совершенствование грамматического строя речи Образование слов-антонимов | «Закончи предложение» Логопед. Давайте поиграем в знакомую игру с мячом «Закончи предложение». Майский жук большой, а божья коровка …. 1-й ребенок. … маленькая. Логопед. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … 2-й ребенок. …. Длинные. Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки … 3-й ребенок. …тонкие. Логопед. у шмеля спина широкая, а у водомерки …. 4-й ребенок. … узкая. Логопед оценивает работу детей. |
8.Звукоп-ние | Развитие артикуляционной моторики | Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. Логопед. Давайте сделаем несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Первое упражнение называется «Грибок». Широко откройте рот, присосите язык к нёбу. Удерживайте его, пока я буду считать до 10. Упражнение выполняется 3-4 раза. После каждого выполнения логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть. Логопед. Следующее упражнение «Лошадка» вам хорошо знакомо. Широко откройте рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами. Упражнение выполняется в течение 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться. Логопед. И последнее упражнение называется «Пулемет». Широко откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро произносите «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемёта. Упражнение выполняется в течение 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть. Проглотить слюну, расслабиться. |
9.Упражнение | Ритмический рисунок слов | «Прохлопай слова» А теперь давайте вместе прохлопаем слова по нашей теме, разделим их на части. Логопед. Бабочка. Дети. Ба-боч-ка. Логопед. Жук. Дети. Жук. Логопед. Гусеница. Дети. Гу-се-ни-ца. Логопед. Пчела. Дети. Пче-ла. Логопед. Отлично. Молодцы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.
Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....
Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.
Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....
Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.
Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....
Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные"
Подборка материалов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением речи по лексической теме "Дикие животные"...
Презентация "Речевые игры и упражнения по лексическим темам"
Презентация для педагогов - направления игровой деятельности детей....
Игры и упражнения к лексической теме "Домашние животные"
Уважаемые родители, воспитатели! Предлагаю несколько игр и упражнений для проведения с детьми в домашних условиях и в режимных моментах в дошкольном учреждении. 1. "Покажи и назови". Попроси...
Консультация для родителей "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ « НАСЕКОМЫЕ»
Познакомить родителей с играми и упражнениями по теме "Насекомые"...