Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Подборка материалов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением речи по лексической теме "Дикие животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_nashikh_lesov.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Животные наших лесов
Мамынова Галина Константиновна МАДОУ д/c №41
Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
Упражнения для щек и губ:
- «Зайчик». Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
- «Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
- «Сердитая рысь». Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
- «Лосенок сосет молочко и чмокает». Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
- «Ежик фыркает» Вибрация губ.
Упражнения для укрепления мышц языка:
- «Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках».
Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
- «Белочка цокает». Щелкать языком, изменяя форму рта.
Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
- «Мишка слизывает мед». Облизать сначала только верхнюю губу ( язык «чашечкой»),
Затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
И. Лопухина
- Упражнение «Медведь отмахивается от пчел» (для мышц шеи).
Круговые повороты головой.
- Упражнение «Бобры пилят дерево» (для жевательно-артикуляционных мышц).
Круговое движение нижней челюсти.
- Упражнения дыхательной гимнастики:
«Ежики принюхиваются».
«Волк воет»: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо на вдохе и на выдохе).
Массаж «Лиса» (дети выполняют массажные движения в соответствии с текстом).
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.)
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Развитие общей и мелкой моторики.
- «Белка» (пальчиковая гимнастика).
Скачет белка – шалунишка, «Бегают» пальчиками по столу.
Рвет с сосновых веток шишки, Сжимают поочередно пальцы в
пучок.
Лапками сжимает ловко Поочередное сжимание в кулак
пальцев.
И несет в свою кладовку. «Бегают» пальчиками по столу.
- «Ира и еж»:
Ира просит: «Ежик, еж, Дети двумя ладонями подзывают
жестом к себе
Ты мне платьице сошьешь?» Имитируют движение иглы
Еж ответил из под елки: Кулачок правой руки прижать к
левой ладони
«Ниток нет – одни иголки!». Большие пальцы обеих рук
соединить. Остальные пальцы
левой руки раздвинуть
- «Белочка»:
Сидит белка на тележке, Хлопают ладонями и ударяют
кулаками
Продает она орешки: друг о друга попеременно.
Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальцы,
начиная с большого
воробью, синичке,
Мишке толстопятому, Ритмично хлопают ладонями
Заиньке усатому – и ударяют кулаками.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку
- «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на
Есть нора – надежный дом. обеих руках: по одному
Не страшны зимой метели пальцу на каждое двустишие
Белочке в дупле на ели,
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры Удары ладонями и кулачками
Хатки делают бобры. поочередно
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нем.
- «Зоопарк»
Расчертить в клетку 2*2см лист бумаги. Ребенок ходит указательным и средним палицами, как ножками, по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении «ходить» одной, другой, обеими руками.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд –
Медвежат, волчат, бобрят.
- «Звери зимой»
Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги):
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год (смена рук).
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.
Чистоговорки:
Ду-ду-ду – по тропинке я иду
Ды-ды-ды – вижу на снегу следы
Де-де-де – лесные звери где?
Ди – ди –ди – я их вижу впереди.
Са-са-са – вот лиса.
Су-су-су – нора лисы в лесу.
Су-су-су – мы видели лису.
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.
Оси-оси – по лесу ходят лоси.
Стам-стам – бегут лоси по кустам.
Сей-сей-сей – мы видели лосей.
Сиха-сиха – есть траву лосиха.
Сенок-сенок – у лосихи есть лосенок.
Сы-чи-сы – мчится заяц от лисы.
Са-ча-са – чуть не съела зайчика лиса.
Сты-сты-сты – зайчик прыг через кусты.
Стах-стах-стах – скрылся заинька в кустах.
Лень-лень – вот олень.
Леня-леня-леня – мы видели оленя.
Леня-леня-леня – рога есть у оленя.
Лень-лень-лень – быстро бегает олень.
Лени-лени-лени – быстроногие олени.
Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жа-жа-жа – иголки у ежа.
Жа-жа-жа – поймали мы ежа.
Жа-жа-жа – принесли домой ежа.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
Ло-ло-ло – есть у белочки дупло.
Ло-ло-ло – дятел выдолбил дупло.
Ле-ле-ле – тепло белочки в дупле.
Загадки.
Комочек пуха, Веток хруст в лесу
Длинное ухо, То тут, то там.
Прыгает ловко, Ищет жёлуди...
Любит морковку. (Кабан)
(Заяц)
Кто по елкам ловко скачет Есть на речках лесорубы
И взлетает на дубы? В серебристо-бурых шубах.
Кто в дупле орехи прячет, Из деревьев, веток, глины
Сушит на зиму грибы? Строят прочные плотины.
(Белка) (Бобры)
Много бед таят леса, Он зимой в берлоге спит,
Волк, медведь там и лиса. Потихонечку храпит
Там зверек живет в тревоге, А проснётся, ну реветь,
От беды уносит ноги. Как зовут его - …
Ну-ка, быстро отгадай-ка, (Медведь)
Как зверек зовется?
(Зайка)
Словно царскую корону, Лежала под елками
Носит он свои рога. Подушечка с иголками.
Ест лишайник, мох зеленый. Лежала, лежала,
Любит снежные луга. Да побежала.
( Олень) (Ежик)
По снежку зимой бежала, Серый, страшный и зубастый
И следы все заметала. Произвел переполох.
Рыжий мех, а хвост – краса! Все зверята разбежались.
Подскажите, кто? Напугал зверят тех …
(Лиса) ( Волк)
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки.
(Мышь)
Стихи
Лось Медведь
Лось - рога ветвистые По завалам, по оврагам
Да копыта быстрые. Ходит он хозяйским шагом.
Головой качая, он Любит мишка сладкий мёд
Задевает небосклон. Да малину с веток рвёт.
Лиса Волк
Знает лисонька-лиса: День и ночь по лесу рыщет,
В шубе вся её краса. День и ночь добычу ищет.
Шубы нет в лесу рыжей, Ходит-бродит волк молчком,
Зверя нет в лесу хитрей. Уши серые - торчком.
Бобры Кабан
Бобры - речные жители - Опускается туман,
Отличные строители. Просыпается кабан.
У них работа спорится - Роет землю у реки,
В реке плотина строится. Точит острые клыки.
Заяц Белка
Прокатился шум лесной - Далеко ещё зима,
Под кустом притих косой. Но не для потехи
Уши длинные прижал, Тащит белка в закрома
Долго эхо провожал. Ягоды, орехи...
Знает маленький зверёк:
Запасаться надо в срок.
Запасливая белка
Рыжая белочка с рыжим хвостом
Маленький рыжик нашла под кустом.
Маленький рыжик она засолила.
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.
Игры на координацию речи с движениями
- «Лесная зверобика». Упражнение на развитие основных движений
Добрый лес, старый лес Под звуки музыки дети
Полон сказочных чудес! гуляют по залу.
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Мышка, мышка Мягкий, пружинный шаг,
Серое пальтишко. спина слегка прогнута вперед,
Мышка тихо идет, «лапки» перед грудью.
В норку зернышко несет.
А за мышкой шел медведь, Ноги слегка расставлены,
Да как начал он реветь: колени чуть согнуты,
«У-у! У-у! корпус прямой.
Я вразвалочку иду!» Пружинный шаг на всей ступне.
Руки перед грудью слегка
согнуты в локтях, словно мишка
держит бочонок с медом.
А веселые зайчата – Легкие прыжки, ноги мягко
Длинноухие ребята – пружинят в коленях,
Прыг да скок, прыг да скок, руки перед грудью,
Через поле за лесок. кисти свободно опущены.
Шел по лесу серый волк, Широкий пружинный шаг с чуть
Серый волк – зубами щелк! наклоненным вперед корпусом.
Он крадется за кустами, Руки попеременно выносятся вперед.
Грозно щелкает зубами!
Ой ты, дедушка-ежок, Легкий неторопливый бег на носках,
Не ходи на бережок! Руки согнуты в локтях и прижаты
Там промочишь ножки, к груди, голова опущена.
Теплые сапожки!
Ищут маму медвежата, Шаг на четвереньках,
Толстопятые ребята, движение рук и ног поочередно.
Неуклюжие, смешные,
Все забавные такие.
- «Про медведя»
Ходит по лесу медведь, Дети идут друг за другом
Хочет сесть и посидеть. вперевалочку, разводят руки,
Где ж такое место есть в стороны, спрашивая,
Чтобы мог медведь присесть? Высматривают из-под руки
Подходящее место.
То высок пенек, Поднимают руки на уровень
То торчит сучок груди, сжимают пальцы
одной руки в кулак и отставляют
большой палец в сторону,
То мокрый мох сжимают и разжимают,
То мох пересох пальцы, развернув Ладони вниз,
вверх.
Ох! Вытирают ладонью лоб.
То низкий пень , Нагибаются и показывают руками
высоту пня.
То густая тень, Разводят руки в стороны
и смотрят вверх.
То узкий ров, Приближают руки, развернув
ладони друг к другу.
То гнездо муравьев, Показывают руками холмик,
соприкасаясь пальцами.
То кричит сорока, Взмахивают руками, как
крыльями.
То колючки сбоку Широко раздвигают пальцы.
То кустарники, Прижимают ладони друг к
другу, переплетая пальцы,
То речка – Разводят руки в стороны.
Нет хорошего местечка. Качают головой.
Эта сказка о медведе, Покачиваясь, переступают
О медведе-привереде. с ноги на ногу.
- Три медведя
Три медведя шли домой, Дети идут по кругу.
Папа был большой-большой, Руки – вверх.
Мама – чуть поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок – малютка просто, Присели.
Очень маленький он был, Покачивание в приседе.
С погремушками ходил. Звенят» погремушками.
- «Маленький кролик»
Маленький кролик, Дети скачут по кругу, сделав
пушистенький кролик , ушки из ладошек и двигая ими
вперед-назад.
Всех нас смеяться Останавливаются, держатся
Заставил до колик: за живот.
Прыгал за белкой, Прыгают на прямых ногах.
За уткой скакал, Потом – вприсядку.
Лапкой тюльпан Останавливаются,
Поднимал, как бокал. «поднимают» бокал.
Ах, как смешно Делают «ушки» из ладошек.
Его уши торчали!
Мы хохотали,
Души в нем не чая, Держатся за животики.
Но, на опушке заметив лису, Смотрят из-под руки.
Он подмигнул нам Подмигивают, разбегаются.
И скрылся в лесу.
- « Заяц Егорка»
Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись
Свалился в озерко. за руки; в центре на корточках
сидит один ребенок.
Бегите под горку! Подбегают к сидящему ребенку
Спасайте Егорку! и помогают ему встать.
- «На водопой»
Жарким днем лесной тропой Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой. друг за другом.
За мамой-лосихой топал лосенок , Идут, громко топая.
За мамой-лисицей крался лисенок , Крадутся на носочках.
За мамой-ежихой катился ежонок, Приседают, медленно
двигаются вперед.
За мамой-медведицей шел медвежонок, Идут вперевалку.
За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку.
За мамой зайчихой – косые зайчата, Скачут на прямых ногах.
Волчица вела за собою волчат, Идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят. Лицом в круг, делают дви-
жения языком – «лакают».
Психогимнастика
- Игра на внимание «Облака»
Дети под спокойную музыку двигаются по залу врассыпную, с остановкой музыки логопед показывает силуэт облака. Дети принимают позу того животного, на которое похоже облачко.
- Этюд «Обиженная лиса»
Дети посмотрите, вот за этой елочкой сидит лиса. Она обиделась на ежа. Я подойду к ежу и узнаю в чем дело! Психолог подходит к ежу и слушает, что шепчет ей на ухо еж.
Дети еж мне рассказал, что лиса хвастается перед белочкой и ежом.
«Я самая красивая.
Я самая умная.
Я самая добрая.
Я самая заботливая»
Белочка заплакала и убежала. Тогда еж сказал ей, что белочка тоже красивая, умная, добрая и заботливая. Лиса рассердилась и хотела забрать у белочки ее орешки, а еж за белочку заступился. Он распушил свои колючки и тем самым отпугнул лису. А лиса обиделась.
Дети, скажите, как поступила лиса? Почему она забрала орешки у белочки? А как поступил еж? Какими качествами обладает лиса и еж?
Дети, давайте проиграем эту историю по ролям. Оденьте маски лисы, ежа и белочки, и мы сейчас разыгрываем эту историю.
- «Лесной переполох»
Однажды в лесу поднялся шум, гам и рёв. Прилетела сорока и застрекотала: «Что такое? Что случилось? Почему здесь шум такой?» И увидела, что на полянке плачут: лисёнок, зайчонок, бельчонок, волчонок и медвежонок.
Давайте покажем, как они плакали. А как удивлена сорока?
«Почему вы плачете?». «Мы забыли, где живём и кто мы»
- Давайте поможем сороке рассказать, кто эти малыши.
- «Медведь в берлоге»
Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает.
Зима. Медведь находится в зимней спячке.
Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги.
Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
- « Медвежата и пчелы»
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. (Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя).
- «Олени в тундре»
Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец.( Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений).
Зрительная гимнастика.
- «Зайчик»
Мы поскачем
(Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо-влево. (Вправо-влево.)
Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)
- «Медвежата делают гимнастику для глаз»
Нужно вытянуть перед собой указательный палец и фиксировать взгляд на нём.
Проследить взглядом движение пальца вверх – вниз, затем вправо – влево.
Нарисовать пальцем разные формы в воздухе и проследить движении взглядом.
В конце гимнастики постоять с закрытыми глазами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.
Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....
Игры и упражнения к лексической теме "Домашние животные"
Уважаемые родители, воспитатели! Предлагаю несколько игр и упражнений для проведения с детьми в домашних условиях и в режимных моментах в дошкольном учреждении. 1. "Покажи и назови". Попроси...
Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные и х детеныши"
Задания соответствуют лексической теме недели и разработаны с целью закрепления детьми полученных знаний с помощью родителей. Материал поможет родителям закрепить с детьми данную лексическу...
Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с телёнком. Коза с козлёнком"
Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с теленком. Коза с козленком"....
4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные"
Игры и упражнения для педагогов и родителей....
4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные весной"
4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные весной"...
4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные весной"
4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные весной"...