Презентация «Использование русского народного фольклора, как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ТНР »
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Русский народный фольклор - неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное не только воспитательное, но и коррекционное значение. По выражению Г.С. Виноградова, малые фольклорные формы, вызванные к жизни, «педагогическими потребностями народа..», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрирующие особую живучесть и востребованность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_folklor.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка» К.И.Чуковский К.Д. Ушинский
Актуальность данной темы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами малых фольклорных форм. Они имеют важнейшее значение для формирования предпосылок к учебной деятельности, так как в школе монологическая речь является необходимым условием успешной учёбы.
– неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное не только воспитательное, но и коррекционное значение. По выражению Г.С. Виноградова, м алые фольклорные формы, вызванные к жизни, «педагогическими потребностями народа..», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрирующие особую живучесть и востребованность.
Формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, преодоление нарушений слоговой структуры речи, лексико-грамматических категорий. 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи: *развитие навыков инсценировки, мимики, интонационной выразительности, пластики движений; *заучивание произведений фольклорных жанров, развитие выразительности речи; 3. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.
Основными видами деятельности обучения детей, на которых используется фольклорный материал , являются: * коррекционно- образовательная деятельность: - фронтальная - подгрупповая - индивидуальная * на разных этапах занятия: в организационном моменте, в основной части (изучении темы), во время проведения динамических пауз, как итог занятия *организация и проведение режимных моментов; *игровая деятельность *театрализованная деятельность *самостоятельная деятельность *праздники, развлечения и др.
*артикуляционная гимнастика с использованием фольклорного материала *автоматизация поставленных зуков на материале потешек, чистоговорок, скороговорок и т.п. *отгадывание и придумывание загадок *словесные дидактические игры *пальчиковые игры *игры-имитации *игры-драматизации и инсценировки и др.
приём речевого образца – правильная речевая деятельность педагога; хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей; заучивание наизусть по ролям, сочинение загадок, сказок; приём инсценирования с помощью специально отобранных средств; рассказ педагога с использованием иллюстрации, картинок, показ слайдов, видеофильмов; приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие; приём оценки ответа или действия и исправление; показ способов действий.
«Частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья» . В.И.Дал ь Чистоговорка - народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
Скороговорка - специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». С. И. Ожегов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками », поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
«Пословицы имеют большое значение при обучении родному языку, во первых, из-за своей формы, во – вторых, из-за своего содержания». К.Д. Ушинский Цель: развитие грамматического и семантического компонентов речи * Знакомство с пословицей, объяснение смысла. * Обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. * Подбор пословиц к ситуации. * Введение пословиц и поговорок в быт детей. Пословицы - краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Известные пословицы Дорога́ ложка к обеду. Рыбак рыбака видит издалека. Глаза боятся, а руки делают. Под лежачий камень вода не течёт и т.п.
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Известные потешки: « Ладушки» «Сорока-белобока» Потешки для новичков Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка - пригожий! * Потешки «на сон грядущий» * Потешки при умывании * Потешки при одевании на прогулку *Потешки при наблюдении за окружающим * Пестушки, мирилочки, уговорушки
Счита́лки — это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания участника из множества. Известные считалки: «Вышел месяц из тумана» «На златом крыльце сидели» «Ехала машина тёмным лесом»
Дидактические игры с загадками *загадывание загадок, *отгадывание загадок, *доказательство правильности отгадок, *сравнение загадок об одном и том же, *сравнение загадок о разном. Загадка - краткое образное определение предмета или явления в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Фразеологи́зм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание , смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов , входящих в его состав. Часто грамматическое значение фразеологизмов не отвечает нормам современного языка, а является грамматическими архаизмами. Примеры выражений: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «валять дурака», «точка зрения», «без царя в голове», «душа в душу», «шито белыми нитками» и т.п.
Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл. «воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». К.И. Чуковский
С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком Воздушно лёгок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык. С. Скачко
*Розе Т.В. Фразеологический словарь для детей; *Розе Т.В. Толковый словарь пословиц и поговорок русского языка; *Аникин В.П. Русский фольклор; *Виноградов В.П. Русский фольклор; *Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. *Литвинова М. А. Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры); *Г.И.Сухин. Весёлые скороговорки для непослушных звуков и др.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке с использованием русского народного фольклора в первой младшей группе на тему: <<Колобок>>
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке...
Цикл НОД по развитию речи с использованием русского народного фольклора
Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по развитию речи с использованием русского народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста....
Семинар для педагогов « Использование русского народного фольклора в развитии речи детей»
Использование педагогами малых фольклорных форм позволяет расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, формировать процесс звукопроизношения, способствовать ра...
Использование русского народного фольклора в развитии коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста
Методическая разработка раздела образовательной программы...
«Фольклор как форма коррекционного воздействия в развитии речи детей с ОНР».
Развитие речи, формирование неотчужденного «родственного внимания» ребенка к окружающему миру, становление целостной картины мира детей с ОНР средствами этнокультуры. ...
Презентация "Использование русского народного фольклора в развитии и социализации дошкольников"
Искусство народа или фольклор глубоко, жизненно и прекрасно. Не забыть, не растоптать то, что накопилось веками. С незапамятных времен песни, сказки, загадки, народные праздничества бережно передавал...
«Использование русского народного фольклора, как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ТНР»
,Актуальность данной темы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ТНР средствами русского народного фольклора, и определяется ...