Семинар для педагогов « Использование русского народного фольклора в развитии речи детей»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Использование педагогами малых фольклорных форм позволяет расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, формировать процесс звукопроизношения, способствовать развитию речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ira_1_gr.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов « Использование русского народного фольклора в развитии речи детей»
Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня мы решили вспомнить ,что такое народное творчество т.е. фольклор и какова его роль в развитий речи детей. Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитий речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).
Актуальность. Проблема развития речи-актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и,в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаю необходимым начать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Русский народный фольклор –неиссякаемый источник народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в часности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формулирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитий.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлений и развитий личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Фольклорные произведения начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое, речевое. Это было небольшое вступление, а теперь проведем игру – викторину “По страницам русского народного фольклора” ( При входе в зал педагоги выбирают заранее подготовленные цветные жетоны). Таким образом воспитатели делятся на (2-4 команды), выбрать жюри (2 человека)
Конкурс 1 “Отгадайка”
Задача: Отгадать русские народные загадки
1. Два брата через дорогу живут, друг друга не видят (глаза).
2. Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
3. Меня все ждут и не дождутся. А как увидят разбегутся (дождь)
4. Никого она не обижает. А её все толкают (дверь)
5. Золотое решето черных домиков полно (подсолнух)
6. Шагаешь впереди лежит, оглянешься домой бежит (дорога)
7. Сидит на макушке, завязаны ушки (шапка)
8. Не сеют, не сажают, а сами вырастают (волосы)
9.Еду,еду нету следу.( лодка)
(придумать каждой команде по одной загадке)
Конкурс 2 “Усёк с полуслова”
Задача: Продолжить следующие пословицы и поговорки.
1. Баба с возу… кобыле легче.
2. На бога надейся… а сам не плошай.
3. Один в поле… не волк.
4. По одёжке встречают… по уму провожают.
5. С миру по нитке… голому рубашка.
6. Не красна изба углами… краска пирогами.
7. Мир освещается солнцем… а человек знанием.
8. Тому виднее… у кого кос длинее.
9.Рот до ушей… хоть завязки пришей.
Конкурс 3 “Знаешь ли ты пословицы”
Задача: Подобрать пословицу к тексту.
1. Девочка увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей (что?) “Любишь кататься, люби и саночки возить”
2. Игорь проиграл партию Мише в шашки и вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать что он по ошибке неправильным ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Миша? “После драки кулаками не машут”
3. У одного мальчика не было друзей. Если грустно и одиноко. Правильно говорят что? “Человек без друзей, что дерево без корней”
4. Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водителем поезда как папа ведь… какая пословица? “Яблоко от яблони не далеко падает”
Конкурс 4 “Бой скороговорок”
Задача: Дальше бой скороговорок, разрешите нам начать
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать
Кто три раза без ошибки фразу произнесет
Тот очко соей команде непременно принесет
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит
Тот, кто меньше ошибется, тот в бою и победит!
1.Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон (3р)
2.Сшила Саша Сашке шляпу (3р)
3.Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь (3р)
4. Маша мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила (3р)
5.Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет (3р)
6. У ежа ежата, у ужа ужата (3р)
7.Юла возле Юльки крутится поет, юла Юльке спать не дает (3р)
8.Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки (3р)
9.Шла Саша по шоссе и сосала сушку ( 3 р.)
(придумать каждой команде по одной скороговорке)
Пауза (Выходит бабушка – рассказушка)
Присказка Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко расскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Концовка Тут и сказочки конец а кто слушал молодец.
“Сказка от бабушки – рассказушки”.
Конкурс 5 “Ох уж эти сказки”
Сказки знают всё. А знаете ли их вы, сейчас проверим.
Задача: Назовите сказки отрывки из которых вы услышите.
1. «Журавль стук – стук носом по тарелке стучал, стучал – ничего не помогает.»(Лиса и журавль).
2. «Кто, кто в тарелочке живет? Кто, кто в невысоком живет» (Теремок)
3. «Не садись на пенек, не ешь пирожок». (Маша и медведь)
4. «А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт»». ( Волк и лиса)
5. «Мышка бежала хвостиком махнула» ( Курочка Ряба)
6. « Отворили козлята дверь,волк вбежал в избу и всех козлят съел» ( Волк и семеро козлят)
7. « Зашёл Иван Царевич в топное болото. Смотрит сидит лягушка» ( Царевна- лягушка)
8. « Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают. Как перейти через реку.( Пузырь, соломина и лапоть).
9. « Она полезла на большой стул и упала потом села на средний стул. ( Три медведя).
Конкурс 6 « Сочини сказку».
Задача: Предлагаем самим сочинить сказку. Побывать в роли бабушки- рассказушки и рассказать сочинённую сказку. Оценивается и сама сказка и качество рассказывания.
Конкурс 7 « Потешайка»
Задача: как можно больше вспомнить и рассказать потешек.
Вот и подошла к концу игра- викторина и пора подвести итог и определить победителя. Призы за 1,2, 3 места. Раздаточный материал ( Подборка потешек, песенок, поговорок,пословиц для каждой возрастной группы)
Использование малых фольклорных форм в раннем возрасте.
Произведения устного народного творчества- это богатство и украшение нашей речи. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. Каждый год мы сталкиваемся с трудностью в адаптационный период, когда дети впервые остаются без мамы и папы в новой обстановке и очень сложно порой найти подход к ребёнку. Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста мы постоянно используем малые фольклорные формы: потешки, песенки, пестушки помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю. Такие потешки как:
***
Придёт киска не спеша
И погладит малыша
Мяу-мяу скажет киска
Наша детка хороша
***
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка (любое имя) – хороший,
Ванечка пригожии.
***
Жили у бабуси два весёлых гуся
Один серый другой белый
Два весёлых гуся…….
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. Когда укладываем деток спать, во время умывания, еды, бодорствования.
***
Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтоб глазоньки блестели
Чтоб щечки краснели
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
***
У котёнка в чашке
Было много кашки
Две тетёрки прилетели
Две тетёрки кашку съели
И кричат они котёнку :
« Ротозеё, ты, ротозей»
Если дали тебе кашку
Нужно съесть её скорей
***
Сорока – ворона кашу варила
Деток кормила
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала
Ты дров не носил
Кашу не варил
Тебе нет ничего
***
Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки
Что ели кашку
Что пили – бражку
Ладушки, ладушки
Снова едим к бабушки.
***
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножко поспим
Мы на спинке полежим.
***
Бай, бай, бай
Ты собачка, не лай
Ты, коровка, не мычи
Ты, петух не кричи!
А наш малыш будет спать
Станет глазки закрывать.
***
Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили,
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:
А-а-а писи-пись-пись,
Только ты не торопись
Также дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи. Такие игры как «Пузырь», «Ходит Ваня», «Качели», «Паучок», и.д.р.
К народным играм можно отнести пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи:
***
Пальчик – мальчик
Где ты был
С этим братцем
В лес ходил
С этим братцем – щи варил
С этим братцем – кашу ел
С этим братцем – песни пел
***
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лёг в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот сразу же уснул
Этот крепко крепко спит
И тихонечко сопит.
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Находясь в группе целый день, дети устают, бывают ссорятся, у них как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется и поплакать. Тут на помощь нам придет народная игрушка. Если под рукой окажется обычный носовой платочек, можно сделать необычного, веселого зайку и обыграть с помощью потешки или игры. И сейчас мы с вами это и сделаем. У вас на столах есть носовые платочки…
Народная игрушка «Зайка».
Потешка про зайку
Зайка – зайка попляши
Твой лапки хороши
Стал наш зайка плясать
Малых деток забавлять.
Дошкольный возраст для ребенка – это начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещен солнцем народного творчества. Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас, активизирует познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения, способствует развитию речи. Приятно видеть , когда ребенок радостно выбегает к родителям и весело, оживленно рассказывает им новую потешку, сказку, загадывает загадку, или как он научился говорить быстро скороговорку.
Значит день прошел не зря!
Всем спасибо за внимание!
Находясь в группе целый день, дети устают, бывают ссорятся, у них как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется и поплакать. Тут на помощь нам придет народная игрушка. Если под рукой окажется обычный носовой платочек, можно сделать необычного, веселого зайку и обыграть с помощью потешки или игры. И сейчас мы с вами это и сделаем. У вас на столах есть носовые платочки…
Народная игрушка «Зайка».
Потешка
Зайка – зайка попляши
Твой лапки хороши
Стал наш зайка плясать
Малых деток забавлять.
Дошкольный возраст для ребенка – это начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещен солнцем народного творчества. Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас активизирует познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения, способствует развитию речи. Приятно видеть , когда ребенок радостно выбегает к родителям и весело, оживленно рассказывает им новую потешку, сказку, загадывает загадку, или как он научился говорить быстро скороговорку.
Значит день прошел не зря!
Всем спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование устного народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
презентация...
Консультация для родителей "Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста".
Главная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Источником развития выразительности детской речи являются...
Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.
Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.Всеми признано, что развитие речи детей – это одна из основных задач дошкольной педагогики.Развитие речи невозможно б...
Семинар для родителей: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет».
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому ну...
«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания окружающей действительности, я...
Родительское Собрание «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Родительское Собрание«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»собрание в младшей группеЦель: Показать важность использования фольклора в разви...
Консультация для родителей. " Значение русского народного фольклора на развитие речи детей 3-4 года"
Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таи...