«Фольклор как форма коррекционного воздействия в развитии речи детей с ОНР».
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_forma_korrektsionnogo_vozdeystviya_v_razvitii_rechi_detey_s_onr.docx | 9.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фольклор как форма коррекционного воздействия в развитии речи детей с ОНР».
Цель. Развитие речи, формирование неотчужденного «родственного внимания» ребенка к окружающему миру, становление целостной картины мира детей с ОНР средствами этнокультуры.
Задачи.
1. Формировать все стороны речевой системы (фонетическую, фонематическую, грамматическую, связную речь).
2. Формировать предпосылки к обучению грамоте .
3. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
4. Дать дошкольникам представления о традициях русского народа.
5. Формировать российскую гражданскую идентичность дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.
1. Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации коррекционно-образовательного процесса
1.1. Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта):
Описание
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, вступившим в силу с первого января 2014 года и утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года номер 1155 (зарегистрированным Минюстом России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер 30384), содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Исходя из этого речевое развитие является основополагающей деятельностью ДОУ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» №745 от 30 декабря 2021 года в нашей стране 2022 года объявлен Годом народного искусства и нематериального наследия народов России.
Данное решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей.
Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Только в этом случае народное искусство - этот чистый источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Фольклор – база развития речи ребёнка дошкольного возраста!
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Речевому развитию ребенка с общим недоразвитием речи сегодня уделяется особое внимание. Именно речевое развитие во многом определяет уровень коммуникативной активности, а, следовательно, и социальную успешность на всех последующих этапах жизненного пути. Успех ребенка в обществе зависит от уровня развития его речевых способностей. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, и могут привести будущих школьников к неуспеваемости по предметам.
Вся система логопедического воздействия направлена на выстраивание целостной системы и ее последующей активности в речевой деятельности ребенка. Конкретные задачи реализуются через фольклорную деятельность, так как это облегчает выполнение этих задач. Фольклор создает прочную мотивацию, вызывает интерес и создает условия для более естественного и активного использования в речи (закрепления) усваиваемых умений и навыков. Использование различных фольклорных элементов определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Всё это способствует формированию связной речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...
Применение новых логопедических технологий в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР(синквейн)
Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детям с хорошими диагностическими показателями требуется бол...
Консультация для воспитателей "Обеспечение возможностей ранней диагностики и своевременное коррекционное воздействие на развитие речи детей"
Консультация для воспитателей "Обеспечение возможностей ранней диагностики и своевременное коррекционное воздействие на развитие речи детей"...
Презентация по теме: "Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста"
Данная презентация предназначена для родителей дошкольников. Из презентации можно узнать об основных понятиях мнемотехники, этапах и результатах работы по развитию речи детей дошкольного возраста....
Проектная работа "Использование логоритмики в непосредственно музыкальной деятельности для плодотворного воздействия на развитие речи детей логопедических групп
Проект направлен на организацию и внедрение логоритмики в непосредственно образовательную деятельность «Музыка» в логопедических группах....
«Использование русского народного фольклора, как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ТНР»
,Актуальность данной темы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ТНР средствами русского народного фольклора, и определяется ...
Презентация «Использование русского народного фольклора, как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ТНР »
Русский народный фольклор - неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное не только воспитатель...