Коррекция звукопроизношения
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Коррекция звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики
К основным речевым органам относятся
нижняя челюсть
мягкое нёбо
губы
щеки
язык
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики :
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика
улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
улучшает подвижность артикуляционных органов
укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк
учить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу
готовит артикуляционный аппарат к постановке звуков
увеличивает амплитуду движений
уменьшает спастичность артикуляционных органов.
Виды артикуляционной гимнастики
Пассивная артикуляционная гимнастика- это снижения подвижности губ и языка
Активная артикуляционная гимнастика - это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка
Пассивные движения нужно выполнять медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3 - 4 раза.
Активная артикуляционная гимнастика ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым.
Упражнения для губ
Трубочка
Указательными пальцами обеих рук соберите губы ребёнка в «трубочку».
Улыбка
Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребёнка.
Утиный клювик
Захватите большими указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы оттягивайте их вперед, как утиный клювик.
Поднимание верхней губы
Указательными и средними пальцами обеих рук приподнимите верхнюю губу ребёнка так, чтобы была видна верхняя десна.
Опускание нижней губы
Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребёнка так, чтобы была видна нижняя десна.
Упражнения для языка
Отведение языка в стороны
Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребёнка и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.
Поднимание языка
Приподнимите кончик языка ребёнка ручкой чайной ложки к верхней губе.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Ребенок должен видеть, что язык делает
Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы ребёнок мог видеть и Ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого
Каждое упражнение ребёнок повторяет от 2 до 4 раз, а взрослый следит, всё ли правильно ли он делает
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Упражнения для развития органов артикуляции
«Заборчик» (улыбнуться, показать сомкнутые зубы)
Зубки ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь.
«Хобот слонёнка» (вытянуть сомкнутые губы вперёд)
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
«Шарик» (надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)
Шарик надувай, воздух ты не выпускай.
«Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу)
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
«Прятки» (высовывать и убирать язычок назад в рот)
Мы играем в прятки, где ж твоя лопатка?
«Иголочка» (открыть рот и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)
Вот она, иголка, – и остра, и колка.
«Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот, медленно поцокать кончиком языка; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась)
Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...
Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о...
Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР
Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с использованием компьютерных технологий.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения и всё чаще применяются в специальной педагогике. Использование компьютерных программ вызывает у ребёнка-дошкольника живой интер...
Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников
Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения (коррекция звукопроизношения + развитие речи) «Сказочный звук С. Звук С в словах и словосочетаниях»
Конеспект занятия по автоматизации звука С в словах и словосочетаниях....