Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Наша родина – Россия. Москва». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Наша родина – Россия. Москва».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Наша родина – Россия. Москва».

3. Графический материал по лексической теме «Наша родина – Россия. Москва».

4. Домашнее задание по лексической теме «Наша родина – Россия. Москва».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Наша родина – Россия. Москва»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Наша родина – Россия. Москва»

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Наша родина – Россия. Москва»;
  • расширять представления о государстве и столице;
  • закреплять умение использования предлогов;
  • совершенствовать навык образования существительных от названия стран;
  • развивать умение подбора глаголов к существительным во множественном числе.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию;
  • воспитывать уважительное отношение к своей Родине.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.       В. Степанов

Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое Родина для каждого человека.

Ребята как вы думаете, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились, это дом, в котором мы живем, это родные и друзья). Как называется наша Родина? (Россия).

Ребята, вы знаете, как выглядит наш Российский флаг? Какие три цвета символизируют Российский флаг?

(Белый, синий, красный). Молодцы! Послушайте меня внимательно, что символизирует каждый цвет на флаге. Белый цвет – благородство и чистоту. Синий – верность и честность. Красный – мужество и смелость.

  1.  Основная часть.

1. Игра «Определи место»

Логопед: На столе перед вами лежат полоски из бумаги трех цветов: белый, синий, красный.

Ваше задание – составить российский флаг.

Логопед: Подумайте и скажите, какая полоса у флага России:

Выше всех; под синей; третья сверху; под белой; между белой и красной; третья снизу.

2. Чтение рассказа по графической схеме

Москва – наша столица, самый главный город России. Там работает Российское правительство и президент Владимир Путин. Сердце Москвы – Кремль, Красная площадь. На Красной площади находится Храм Василия Блаженного с разноцветными куполами, которые стали символом России во всем мире. В Кремле на Спасской башне – самые главные часы России – Кремлёвские куранты. В Москве много заводов, фабрик, театров, музеев, стадионов, парков.

Вопросы по тексту:

Как называется столица России?

Что значит столица?

Кто работает в Москве?

Что мы называем сердцем Москвы?

Какой храм-символ России находится на Красной площади?

Где находятся самые главные часы России? Как они называются?

Каких зданий много в Москве?

3. Физкультминутка

В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)

4. Игра «Один-много»

Страна – много стран

Город – много городов

Село – много сёл

Море – много морей

Озеро – много озёр

Река – много рек

Гора – много гор

Поле – много полей

Луг – много лугов

Лес – много лесов

Береза – много берёз

5. Игра «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы, живущие в России, – россияне.

В Италии живут – итальянцы.

В Англии – англичане, британцы.

В Испании – испанцы.

В Америке – американцы

Во Франции – французы.

В Германии – немцы.

В Китае – китайцы.

В Японии – японцы.

В Грузии – грузины.

В Индии – индийцы.

В Армении – армяне.

6. Обводка-раскраска «Кремль»

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 447-482


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Наша родина – Россия. Москва»

Цель: развитие связной речи, закрепление представлений о труде и профессиях.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа текста по схеме;
  • Учить отвечать полным ответом;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать любовь к семье и бережное отношение к ней;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Откуда яркая матрёшка,
А также вкусная окрошка?
Кого б об этом ни спросили,
Ответят дружно – из… (России)

Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва, она – (Столица)

По ветру вьется полотно,
К шесту оно прикреплено,
У полотна три цвета.
Кто знает, что же это? (Флаг)

Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны. (Гимн)

Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Домик Язычка – это наш рот, там всегда «влажно» и приходится спать в мокрой постельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Уборку Язычок всегда начинает с проветривания.

1. Язычок проветривает домик и моет окна – открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщательно протираем с наружной и внутренней стороны (совершаем соответствующие движения языком), затем закрываем поочередно зубы, губы (5-6 раз).

2. Язычок маляр. Язычок красит потолок-нёбо, тщательно и крепко прижимая к нему кисточку, как маляр; широко открыв рот, двигаем по нёбу язык вперед-назад и из стороны в сторону (5-10 раз).

3. Язычок моет стены. Стены-щеки в домике нашего. Язычка странные — они могут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать надуть и сдуть щеки). Язычок аккуратно протирает их во время уборки – язык совершает увлажнение сверху вниз, и наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.

4. Язычок моет полы – рот открыт, двигаем кончиком языка вперед-назад от оснований нижних резцов вглубь рта и обратно (5-6 раз).

5. Язычок плотник. Язычок делает ремонт и чинит потолок молотком: ды-ды-ды.

6. Язычок проверяет, крепкие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы плотно сжимаются и разжимаются.

7. Язычок, закончив уборку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем под счет до 5 на нижней губе и дуем на него ветерком, не надувая щек.

2. Составление пересказа текста по схеме.

Москва – наша столица, самый главный город России. Там работает Российское правительство и президент Владимир Путин. Сердце Москвы – Кремль, Красная площадь. На Красной площади находится Храм Василия Блаженного с разноцветными куполами, которые стали символом России во всем мире. В Кремле на Спасской башне – самые главные часы России – Кремлёвские куранты. В Москве много заводов, фабрик, театров, музеев, стадионов, парков.

Вопросы по тексту:

Как называется столица России?

Что значит столица?

Кто работает в Москве?

Что мы называем сердцем Москвы?

Какой храм-символ России находится на Красной площади?

Где находятся самые главные часы России? Как они называются?

Каких зданий много в Москве?

3. Упражнение «Закончи предложение правильно»

Ребята, послушайте стихотворение. Я буду читать предложения, а вам надо закончить их словом «Москва», изменяя так, чтобы получилось правильно и красиво.

Звон часов на башне главной, золотые купола,

Город древний, город славный – раскрасавица… (Москва)

И гостей со всей планеты можете увидеть вы

На бульварах и проспектах раскрасавицы… (Москвы)

С каждым днём растет столица, хорошеет город мой.

И не зря народ гордится раскрасавицей… (Москвой)

4. Пальчиковая гимнастика

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера, (сжимать-разжимать кулаки, затем соединить округленные руки перед собой)

Горы, реки и моря. (треугольник из рук, «змейка» соединенными руками, «волна» каждой рукой)

Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

5. Штриховка «Кремль»

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 447-482


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\1673508817_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-spasskaya-bashnya-48.png

C:\Users\User\Desktop\1673508817_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-spasskaya-bashnya-48.png

C:\Users\User\Desktop\60374472fe2cd45e91ecfbcd5b0345b6.jpg

C:\Users\User\Desktop\60374472fe2cd45e91ecfbcd5b0345b6.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

НАША РОДИНА – РОССИЯ. МОСКВА

1. Игра «Один-много»

В нашей стране много…

Город – много…

Село – много…

Море – много…

Озеро – много…

Река – много…

Гора – много…

Поле – много…

Луг – много…

Лес – много…

Береза – много…

2. Игра «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы, живущие в России, – россияне.

В Италии живут…

В Англии…

В Испании…

В Америке…

Во Франции…

В Германии…

В Китае…

В Японии…

В Индии…

В Турции…

3. Игра «Полюбуйся»

Чем мы любуемся?

Поле – мы любуемся… полем.

Лес – мы любуемся… лесом.

Ручей – мы любуемся… ручьем.

Озеро – мы любуемся… озером.

Гора – мы любуемся… горой.

Дом – мы любуемся… домом.

Море – мы любуемся… морем.

Равнина – мы любуемся… равниной.

Сад – мы любуемся… садом.

Домашнее задание

НАША РОДИНА – РОССИЯ. МОСКВА

1. Игра «Один-много»

В нашей стране много…

Город – много…

Село – много…

Море – много…

Озеро – много…

Река – много…

Гора – много…

Поле – много…

Луг – много…

Лес – много…

Береза – много…

2. Игра «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы, живущие в России, – россияне.

В Италии живут…

В Англии…

В Испании…

В Америке…

Во Франции…

В Германии…

В Китае…

В Японии…

В Индии…

В Турции…

3. Игра «Полюбуйся»

Чем мы любуемся?

Поле – мы любуемся… полем.

Лес – мы любуемся… лесом.

Ручей – мы любуемся… ручьем.

Озеро – мы любуемся… озером.

Гора – мы любуемся… горой.

Дом – мы любуемся… домом.

Море – мы любуемся… морем.

Равнина – мы любуемся… равниной.

Сад – мы любуемся… садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию на тему: «Наша Родина- Россия» в подготовительной группе

Цель: Развитие у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине.Задачи:Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о России. Закрепить названия крупных городов РФ. Закрепит...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Начало весны. Весенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...