Проект "Дидактический синквейн"
проект по логопедии
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22
СТАНИЦЫ ПЕТРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Проект «Дидактический синквейн»
Разработала учитель-логопед:
Зуенко Е.А.
2017
Проект «Дидактический синквейн»
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции проблем речевого развития детей – логопатов через использование технологии синквейн.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, познакомить с технологией составления синквейна, согласовать коррекционное воздействие на дошкольника;
- заинтересовать родителей, привлечь к использованию информационного стенда « Логопед советует»
выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к организации совместной деятельности.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: среднесрочный
Ожидаемые результаты:
- Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по коррекции речевых недостатков детей в домашних условиях.
- Родители самостоятельно используют материалы с информационного стенда « Логопед советует»
- Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические рекомендации для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Актуальность
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах развития речи ребенка – логопата. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей, перед которыми встают следующие вопросы
- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
- Как вовлечь ребенка в интерактивную совместную деятельность ?
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Цель игровой технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.Для того ,чтобы родители в совместной деятельности использовали технологию синквейн необходимо:
- помочь им понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит суть взаимоработы логопеда, воспитателя и родителей по применению этой технологии,
- подчеркнуть единство требований к ребенку-логопату, необходимость закрепления достигнутых на занятиях результатов.
Актуальность и востребованность проекта определяется необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и поиском эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Описание проекта:
Работа по взаимодействию логопеда и родителей в введении и использовании в коррекционной работе игровой технологии синквейн проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Выявить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи у детей с ТНР.
- Подобрать темы диагностических синквейнов.
Для решения этих задач начинаю работу с анкетирования. На основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выработать тактику индивидуального общения с каждым родителем. Это поможет наилучшим образом сориентироваться в образовательных потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задача:
- разработать систему педагогических мероприятий для родителей по вопросам поэтапного введения синквейна на домашних совместных занятиях .
Полученные во время занятий с логопедом, воспитателем знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение мастер-класса;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей с детьми (по мере овладения технологией);
- создание информационного окна «Логопед советует»»
- Сбор и изучение информации (использование медиа ресурсов сети Интернет).
- подготовка отчета о работе и оформление результатов работы (презентация)
Данный этап предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли первых «учителей» своих детей в обучении, воспитании и коррекции речевых недостатков.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность использования технологии синквейн в домашних условиях.
- Проанализировать эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми и просветительской работы с родителями.
- Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов на педагогическом совете.
Перспективный план реализации проекта
Приложение 1
Мастер – класс для родителей
«Играя, синквейн составляем»
Цель. Познакомить родителей с презентацией «Дидактический синквейн»; научить использовать знания и умения в работе с детьми в совместной деятельности.
Задачи. 1. Объяснить значение использования синквейнов в коррекционной
работе с детьми-логопатами.
2. Формировать интерес к составлению синквейнов.
3. Познакомить с приёмами совместной деятельности, вовлекая
в работу членов семьи.
Участники «Мастер – класса»: родители воспитанников
группы компенсирующей направленности, воспитатель.
Предварительная работа.
- Подготовка листов бумаги и карандашей.
- Изготовление алгоритма составления синквейнов.
- Формирование образцов синквейнов.
- Разработка информационного буклета для родителей.
- Приглашение родителей на практическое занятие
«Мастер – класс».
План проведения «Мастер – класса».
- Теоретическая часть: выступление учителя-логопеда о необходимости
составления синквейнов.
- Демонстрация составления синквейнов.
- Советы по составлению синквейнов.
- Раздача буклетов для родителей.
- Рефлексия: обмен мнениями, впечатлениями.
Ход «Мастер – класса».
Как научить детей активно использовать словарный запас в речи, научить «правильно и красиво» говорить, привлечь детское внимание к занятиям словотворчеством? Опыт работы с детьми с ТНР показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.
Задумавшись над данной проблемой, мы пришли к пониманию использования технологии «Синквейна» в работе с детьми:
синквейн можно использовать на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в
рамках прохождения определенной лексической темы.
синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР в полной мере совершенствует словарную работу.
развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
При использовании технологии «синквейна» решаются следующие задачи:
Уточнение, расширение, активизация словаря;
Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.
синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Пример синквейна. Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети – цветы жизни.
Счастье.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Правила составления синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк
1. Певая строка – одно слово, существительное, отражающее главную и (заголовок, тема).
2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.
3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о
котором идет речь.
4. Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее от- ношение к теме.
5. Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения
своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Составление синквейна с родителями, используя алгоритм ( практическая часть)
Кукла.
Красивая, любимая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
Рекомендации по составлению синквейнов.
1.На первых этапах учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»…).
2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.
Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке
(дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа,
мужчина;тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…
3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).
5.Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.
6. Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовывают карандашом вместе с родителями.
7. В конце работы дети могут изложить свое произведение, сидя в «поэтическом кресле». Выступление можно сопровождать музыкой.
Виды работы над синквейном.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использовании-
ем слов и фраз, входящих в состав последнего).
2.Составление синквейна по стихотворению.
3.Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного
синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк
необходимо ее определить).
4.Возможно использовать синквейн:
- во время совместной прогулки;
- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
-при выполнении совместных заданий по рекомендации учителя-логопеда
1.Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза – символ России.
5. Дерево.
- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5.Речь.
- на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,
придумать рассказ;
Заяц.
2.Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
5.При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «Кто назовет больше нужных слов».
6.Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать
синквейны и оценивать их).
Вывод
При творческом использовании синквейна, он воспринимается детьми как
увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержа-
ния, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синквейн для дошкольников.
Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них ...
Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».
Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...
Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...
Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...
МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...