МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»
консультация (старшая группа) по теме
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, имеют бедный словарный запас, дети не умеют составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, сюжетным картинкам, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. В употреблении предложных конструкций допускают многочисленные ошибки. С трудом даются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи. Именно с такими недостатками речи приходят к нам в группу наши воспитанники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_sinkveyn.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ
«ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»
Одной из главных проблем детей, является несформированность компонентов связной речи. С целью развития связной речи детей разработана методическое пособие «Волшебная лесенка Синквейна».
В отличие от составления рассказа, этот метод требует меньше времени, но имеет более жесткие рамки по форме изложения.
Цель: Формирование и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи при помощи «Волшебной лесенки Синквейна»
Задачи:
Основные:
- развитие лексико-грамматических категорий;
- расширение и актуализация словарного запаса;
- обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;
- облегчение процесса усвоения понятий и их содержание;
- согласование существительных с прилагательными и глаголами.
Коррекционные:
- развитие связной речи;
- развитие звукопроизношения;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие творческих способностей
Инновационность методической разработки: позволяет использовать форму синквейна для развития связной речи детей с нарушениями речи, повышение речевой активности и пополнение активного словарного запаса т.е. находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, формулировать свои высказывания, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, обобщать.
«Волшебная лесенка Синквейна» - один из эффективных методических разработок для развития речи дошкольников.
В чем же её эффективность и значимость?
- Во – первых, её простота, могут составить все.
- Во – вторых, в составлении «Волшебной лесенки Синквейна» каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Является игровым приемом.
- Составление «Волшебной лесенки Синквейна» используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Дает представление об инновационной технологии развития речи, которая развивает ассоциативное и наглядно – образное мышление.
При составлении «Волшебной лесенки Синквейна» от ребенка логопата требуется реализация практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование «Волшебной лесенки Синквейна» на занятиях позволяет учителю – логопеду гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельной, личностно – ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
«Волшебная лесенка Синквейна» основывается на содержательной стороне и синтаксической заданости каждой строки. Её составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Перед тем как начать составлять «Волшебную лесенку Синквейна» педагог проводит предварительную работу.
Последовательность работы:
- Знакомство детей с опорными символами используемые для построения «Волшебной лесенки Синквейна»
- Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующихвопросов (графическое изображение)
- Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».
- Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия», («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)
«Волшебная лесенка Синквейна» - это не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Её особенность – это структура.
К ОСНОВНЫМ ПРАВИЛАМ СОСТАВЛЕНИЯ «ВОЛШЕБНОЙ ЛЕСЕНКИ СИНКВЕЙНА» ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:
Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.
Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Предполагаемый результат
При использовании в работе данной методической разработки взрослый сможет научать детей:
- составлять мини – описательные рассказы о предметах;
- составлять «Волшебную лесенку Синквейна» подбирая нужные слова –признаки, слова действия, и обобщающее слово и свое отношение к заданному предмету о котором ребёнку предстоит рассказать;
- свободно рассказывать об окружающих предметах, об изученной предложенной теме.
Примеры некоторых синквейнов:
***** Дети | ***** Котёнок |
***** Дом | ***** Арбуз |
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
- Семья
- Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
- Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
- Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
- Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...
Синквейн - форма свободного творчества
статья. Синквейн - форма свободного творчества Сидорова С.А., Скрыбыкина Т.Н. Воспитатели подготовительной к школе группы МБДОУ д/с №14 “Журавлик”, г.Якутск...
Дидактическая игра «Волшебная коробочка» (ТРИЗ метод «мозговой штурм») Познавательная деятельность
Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем....
Конспект ООД по речевому развитию в форме квест-игры «Волшебный сундучок Деда Мороза» старшая группа.
Задачи:Образовательные:- формировать умение подбирать прилагательные к словам, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные,- упражнять в правильном произношении чистоговорок.Развивающ...
«Развивающие игры ТРИЗ» (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Волшебное путешествие»)
практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх для развития речи....
«Развивающие игры ТРИЗ» (родительское собрание в старшей группе в форме интеллектуальной игры «Волшебное путешествие»)
родительское собрание...
мастер класс по дидактической игре "Волшебная лесенка"
Мастер класс «Волшебная лесенка, как средство речевого развития».Цель: обучить педагогов эффективным методам и приемам обучения грамоте детей, развивать их навыки работы с разнообразными д...
- Мне нравится (1)