МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»
консультация (старшая группа) по теме

Муковнина Юлия Александровна

В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, имеют бедный словарный запас, дети не умеют составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, сюжетным картинкам, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. В употреблении предложных конструкций допускают многочисленные ошибки. С трудом даются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи. Именно с такими недостатками речи приходят к нам в группу наши воспитанники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sinkveyn.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД СИНКВЕЙНА  В ФОРМЕ ИГРЫ

 «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»

Одной из главных проблем детей, является несформированность компонентов связной речи. С целью развития связной речи детей разработана методическое пособие «Волшебная лесенка Синквейна».

В отличие от составления рассказа, этот метод требует меньше времени, но имеет более жесткие рамки по форме изложения.

Цель: Формирование и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи при помощи «Волшебной лесенки Синквейна»

Задачи:

Основные:

- развитие лексико-грамматических категорий;

- расширение и актуализация словарного запаса;

- обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;

- облегчение процесса усвоения понятий и их содержание;

- согласование существительных с прилагательными и глаголами.

Коррекционные:

- развитие связной речи;

- развитие звукопроизношения;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие творческих способностей

Инновационность методической разработки: позволяет использовать форму синквейна для развития связной речи детей с нарушениями речи, повышение речевой активности и пополнение активного словарного запаса т.е. находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, формулировать свои высказывания, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, обобщать.

«Волшебная лесенка Синквейна» - один из эффективных методических разработок для развития речи дошкольников.

В чем же её эффективность и значимость?

- Во – первых, её простота, могут составить все.

- Во – вторых, в составлении «Волшебной лесенки Синквейна» каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

-  Является игровым приемом.

- Составление «Волшебной лесенки Синквейна»  используется как заключительное задание по пройденному материалу.  

- Используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

- Дает представление об инновационной технологии развития речи, которая развивает ассоциативное и наглядно – образное мышление.

При составлении «Волшебной лесенки Синквейна» от ребенка логопата  требуется реализация практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование «Волшебной лесенки Синквейна»  на занятиях позволяет учителю – логопеду гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельной, личностно – ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

«Волшебная лесенка Синквейна» основывается на содержательной стороне и синтаксической заданости каждой строки. Её составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Перед тем как начать составлять «Волшебную лесенку Синквейна» педагог проводит предварительную работу.

Последовательность работы:

  • Знакомство детей с опорными символами используемые для построения «Волшебной лесенки Синквейна»
  • Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующихвопросов (графическое изображение)
  • Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».
  • Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия», («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)

«Волшебная лесенка Синквейна» - это не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Её особенность – это структура.

К ОСНОВНЫМ ПРАВИЛАМ СОСТАВЛЕНИЯ   «ВОЛШЕБНОЙ ЛЕСЕНКИ СИНКВЕЙНА» ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:

Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.

Вторая строка два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

Третья строка три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.

Пятая строка слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Предполагаемый результат

При использовании в работе данной методической разработки взрослый сможет научать детей:

-  составлять мини – описательные рассказы о предметах;

- составлять «Волшебную лесенку Синквейна» подбирая нужные слова –признаки, слова действия, и обобщающее слово и свое отношение к заданному предмету о котором ребёнку предстоит рассказать;

- свободно рассказывать об окружающих предметах, об изученной предложенной теме.

Примеры некоторых синквейнов:

                *****

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье.

                   *****

Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное.

               *****

Дом
Большой, красивый
Защищает, греет, радует
Нужен всем людям
Уют

                               *****

Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".

     В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...

Синквейн - форма свободного творчества

статья. Синквейн - форма свободного творчества Сидорова С.А., Скрыбыкина Т.Н. Воспитатели подготовительной  к школе группы  МБДОУ д/с №14 “Журавлик”, г.Якутск...

Дидактическая игра «Волшебная коробочка» (ТРИЗ метод «мозговой штурм») Познавательная деятельность

Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем....

Конспект ООД по речевому развитию в форме квест-игры «Волшебный сундучок Деда Мороза» старшая группа.

Задачи:Образовательные:- формировать умение подбирать прилагательные к словам, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные,- упражнять в правильном произношении чистоговорок.Развивающ...

мастер класс по дидактической игре "Волшебная лесенка"

Мастер класс «Волшебная лесенка, как средство речевого развития».Цель: обучить педагогов эффективным методам и приемам обучения грамоте детей, развивать их навыки работы с разнообразными д...