Семинар-практикум
презентация по логопедии
Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi_v_razlichnyh_formah_obrazovatelnogo_protsessa.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами ). Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом :
правильное произношение звуков, правильное произношение слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр., нормальное функционирование речедвигательного аппарата, нормальное функционирование слухового аппарата, наличие полноценной окружающей речевой среды.
Воспитание звуковой культуры речи в детском саду решает задачи : • формирования у детей правильного звукопроизношения , • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами , • развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз , • выработки умеренного темпа речи , • обучение правильного речевого дыхания , • выработка навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д .). • развитие слухового внимания и речевого слуха.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям : 1 ) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный , ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах: •на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи; •различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий; •отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения); •интегрированные занятия со специалистами ДОУ; •дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др .)
Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно. Большинство формирующихся слов проходит длительный период развития, иногда в несколько недель или месяцев, прежде чем установится правильное произношение. В старшем дошкольном возрасте у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывания окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих ,шипящих. У дошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания, фонематического слуха, недостаточно развито и взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания: ЗАДУЙ УПРЯМУЮ СВЕЧУ - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот ; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать , «гасить свечу ». ЖУК - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать , как долго жужжит большой жук –« ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз. ШИНУ ПРОКОЛОЛИ - сделать легкий вдох, выдыхая , показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш». ШАРИК - представить себя воздушным шариком ; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
Игровые упражнения для развития фонематического слуха Первый этап - узнавание неречевых звуков Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало. Игра "Шумящие мешочки ". Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш, постучать ею по разным предметам . Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. Игра "Похлопаем ". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков . Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игровые упражнения для развития фонематического слуха Второй этап - узнавание речевых звуков Игра «Угадай чей голос?». Ребёнок с закрытыми глазами отгадывает по голосу , кто его позвал. Игра «Скажи, как я». Детям предлагается внимательно слушать, как педагог произносит слова, и произносить (повторять) их так же ( отчетливо, с соответствующей степенью громкости). Игра « Рифмочки ». Ребенку предлагается подобрать слово похожее на то, которое назвал педагог ( мишка - мышка, подушка - лягушка и т. д.). Игра «Громко-тихо» . Ребёнку предлагается повторить слово, которое назвал педагог, изменяя громкость звучания: громко или тихо
Развитие артикуляционного аппарата. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные , упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц , они поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям и научиться говорить правильно, чётко и красиво .
Используется разнообразный средства и методические приемы: •звукоподражательные слова, потешки , поговорки, половицы, чистоговорки , скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, загадки, рассказы ; •специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов; •сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций , театров, Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе.
Воспитание звуковой культуры речи , одна из важных задач детского сада, так как, именно дошкольный возраст наиболее сензитивный . Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку стать успешным в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Что позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Звуковая культура речи дошкольников...