Семинар- практикум
презентация по логопедии
Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_avtomatizatsii_zvukov_v_slogah_slovah.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автоматизация звуков На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи дошкольников. Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить процесс автоматизации звуков в речи детей. Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедические занятия. Это позволяет решить сразу несколько задач: • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; • повысить познавательную активность и работоспособность детей; • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры; • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты . Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Автоматизация в слогах. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний, способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики . Игры 1 .«Здравствуй, пальчик.» Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно и т.д. 2. «Волшебная палочка », Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги. 3. «Игра на пианино» , когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ-РУ-РУ , РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ, РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
4. «Помочь зверюшкам» добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги . 5. «Заборчик.» Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов . 6. «Проведи слог по звуковой дорожке» Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.
Автоматизация в словах Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. « Скажи ласково» Логопед называет слово, а ребёнок это же слово должен изменить так, чтобы оно обозначало маленький предмет, назвать ласково. Например , для звука «Р»: арбуз — арбузик , ветер — ветерок, перо — пёрышко, роза — розочка и др . 2 . « Слово – шаг » Когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад. 3.Игра «Шарик» Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик , мячик . 4. «Что хранится в домике улитки?» Ребенок называет все предметы, проводя пальчиком по ним и выделяя нужный звук в сло - в е .
6.Бусы для любимой мамы. Потребуются бусинки с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизывая бусины на шнурок произносить заданный звук, слог или слово. 7.« Ёжик» На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком (ш), тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребёнок повторяет слово только со звуком (ш), подрисовывая после этого ёжику иголки. 8. « Превращалки ». Играть в эту игру можно при помощи мяча. Взрослый называет слово, а ребёнок меняет первый звук в названном слове на тот, который мы автоматизируем. Например, на звук «Л»: тапки-лапки, дама-лама, воск-лоск и т.д.
Автоматизация звука в предложении 1.Договаривание предложений по картинкам . Начинает проговаривать педагог, продолжает- ребенок. Повторяет ребенок . 2. «Часики.» Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках. 3 . «Найди ошибку» Говорим ребенку , что кто-то перепутал слова в предложении. Просим исправить ошибки и проговорить предложение правильно. Красный шарф надел Руслана (со звуком Р). У шубки красивая Даша (со звуком Ш) и т.д. Если в процессе игры произношение некоторых слов будет вызывать затруднения, повторите их несколько раз медленно, по слогам. Обязательно выясните, понимает ли значение предложенных слов ребёнок, так как речевой материал должен быть понятным ребенку. 4.«Составь предложения по картинкам» Предлагается картинка. Ребенку нужно придумать простое предложение с трудным звуком.
Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков. Для успешного результата конечно важным является взаимодействие с воспитателями и родителями. Совместная работа позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Звуковая культура речи дошкольников...