мозжечковая дизартрия
учебно-методический материал по логопедии
Материал содержит описание симптомов мозжечковой дизартрии и упраднения для восстановления произносителтной стороны речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozzhechkovaya_dizartriya.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
СИМПТОМЫ МОЗЖЕЧКОВОЙ ДИЗАРТРИИ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ С НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка или его проводящих путей. В результате развивается дистония мышц языка. У больных с данным синдромом в мышцах языка в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус, при говорении тонус резко нарастает.
Клиническая картина мозжечковой дизартрии характеризуется гипотонией, снижением глоточного рефлекса, нерегулярной «взрывной» речью. Речь становится нечеткой, толчкообразной, скандированной. Утрачивается ритмичность речи, плавность проговаривания, отсутствуют речевые акценты. Возникают затруднения при произношении сложных по артикуляции слов. Звонкие звуки произносятся более глухо, мягкие - более твердо, речь кажется невнятной, смазанной, замедленной и является затруднительной, при произношении протяжных гласных звуков часто дрожит голос, ввиду гипотонии мимической мускулатуры отсутствует мимика, а в связи с пониженным тонусом жевательных мышц, возникают сложности с пережевыванием твердой пищи. У больных нарушается координация движений, изменяется почерк, ходьба становится неустойчивой.
Основное отличие мозжечковой дизартрии от других типов расстройства – наличие атаксии. Это неврологический симптом, характеризующийся нарушением координации движений. Речь идет о неспецифическом клиническом проявлении, указывающим на дисфункцию части нервной системы, ответственной за координацию движений.
Логопедическая коррекционная работа при мозжечковой дизартрии позволяет восстановить плавность речи больного. В ходе занятий проводится специальная гимнастика, тренирующая артикуляционный аппарат. Кроме того, для лечения дизартрии эффективно проведение логопедического массажа. Сначала ребенка нужно научить управлять своим голосом и дыханием, понимать, откуда берутся и как произносятся звуки. После того, как речь восстановится, начинается работа, направленная на повышение ее выразительности.
- Артикуляционные упражнения (комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка) и дыхательная гимнастика.
Пассивные гимнастические движения. Пассивная артикуляционная гимнастика проводится для языка и губ. Для языка:
язык выводится из ротовой полости, а затем возвращается в неё (ввод-вывод);
поднятие языка и отведение назад (постановка и коррекция звука «л»);
язык тянется к подбородку;
язык тянется к носу;
вытягивание языка и отведение из стороны в сторону;
опускание языка на дно ротовой полости;
кончик языка тянется и достаёт до нёба (постановка и коррекция звука «р»); расслабление мышцы языка с помощью небольших покачиваний вправо и влево.
Для губ:
лёгкие сдавливания верхней губы – проводятся кончиками пальцев, которые фиксируются в уголке рта;
лёгкие сдавливания нижней губы – проводятся аналогичным путём;
движение «хоботок» — сбор верхней и нижней губы в трубочку (постановка звука «у»);
зафиксировав пальцы в уголках рта, производится растяжка линии (постановка звука «и»);
поднятие верхней губы в сторону носа;
опущение нижней губы в стороны подбородка;
полное сжатие и смыкание рта (постановка звуков «м», «п»);
расположение уголков рта для воспроизведения гласных звуков: «о», «у», «и», «ю»,»ы», «а».
Активные гимнастические движения. Проводятся перед зеркалом.
«удивление». При этой гримасе необходимо выкатить глаза и поднять надбровную дугу вверх. Если у ребёнка это плохо получается, то помогите ему, слегка пальцами приподняв лоб;
быстрое моргание глазами;
надувание сначала одной щеки, затем второй, а после этого сразу двух!
Такую же последовательность проделать и с губами: сначала воздух дуть под верхнюю, а потом под нижнюю губу (постановка звука «ф»).
После этой разминки можно приступать непосредственно и к выполнению работы над мышцами ротовой полости. Перед зеркалом помогаем ребёнку выполнить следующие логопедические задания: язык вытянуть вперёд и сделать его мягким и распластанным; вытянутый язык сделать «трубочкой», то есть постараться свести его края; кончиком языка облизать верхнюю границу губы, а затем нижнюю; дотянуться языком к носу, а затем к подбородку; воспроизвести бег лошадки, то есть пощёлкать языком (установка звука к).
Упражнение для работы нижней уздечки и нёба: улыбнуться так, чтобы открылось как можно больше зубов (установка звука и); соберите губы в «дудочку»; чередование двух предыдущих упражнений; работа челюсти: отведение её вперёд и назад, влево и вправо.
- Дифференцированный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Для детей с гипертонусом и гиперкинезами рекомендуется расслабляющий массаж. У таких детей лицо застывшее, мышцы одеревеневшие, мышцы губ растянуты и прижаты к деснам, язык толстый и бесформенный, кончик языка не выражен. Приемы массажа: похлопывание, поколачивание, легкая вибрация, поглаживание не более 1,5 минут. Все движения идут от периферии к центру: от висков к центру лба, носу, середине губ.
Для детей с гипотонусом - укрепляющий массаж. У таких детей мышцы лица дряблые и рыхлые, рот открыт, губы вялые, язык тоненький лежит на дне полости рта. Приемы: глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до 3 минут. Все движения от центра лица в стороны: от лба к вискам, от носа к ушам, от середины губ к углам, от середины языка к кончику.
- Работа над коррекцией статической и динамической атаксии (работа над координацией), формирование правильного дыхания. У таких пациентов в результате гипотонии и дискоординации глоточной мускулатуры нарушается глотание - развивается дисфагия. При поперхивании пища может попасть в дыхательные пути, что грозит асфиксией, аспирационной пневмонией, поэтому актуально использовать методы для устранения данного осложнения.
1. «Ладошки».
Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.
2. «Погончики».
Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.
3. «Насос».
Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклоняться не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.
5. «Обними плечи».
Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.
- Работа над повышением выразительности речи. Логоритмические упражнения подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Для развития интонационной выразительности целесообразно показать ребенку заданную интонацию, сопровождая мимикой и жестами, а затем попросить ребенка повторить данную интонацию. Для этого используют метод подражания. Логопед обучает ускорять и замедлять темп речи, в зависимости от содержания высказывания, расставлять паузы, повышать голос на определенных словах. Например, отработка конструкции с интонационным центром в конце предложения: Это мой СТОЛ, Я спешу ДОМОЙ, Мне понравилась новая СКАЗКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии
бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...
Дизартрия. Формы дизартрии.
Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные· ...
Дизартрия. Стертая дизартрия.
Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....
2018г. Проект "Метод Мозжечковой стимуляции посредством использования балансировочных досок в работе с дошкольниками". Презентация к проекту применение метода "Мозжечковая стимуляция".
Региональный конкурс " Лучший специалист в сфере физического воспитания Калужской области"...