2018г. Проект "Метод Мозжечковой стимуляции посредством использования балансировочных досок в работе с дошкольниками". Презентация к проекту применение метода "Мозжечковая стимуляция".
методическая разработка

Аннушкина Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение Детский сад

 «Белочка» комбинированного вида г. Кондрово

                                                                       

Обмен опытом

На тему: «Применение метода «Мозжечковой стимуляции» посредством использования балансировочных досок с дошкольниками  

 Описание: https://st2.depositphotos.com/2742645/10015/i/950/depositphotos_100152252-stock-photo-colorful-smiling-squirrel.jpg

Описание: http://hmao.globural.ru/uploadedFiles/eshopimages/big/loupe_1_4.jpgОписание: https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/200247/market_3zv05Fa7ptAUNaM4GCP7jQ/orig

                   Выполнила:

                                                            Инструктор по физической культуре

                                                                высшей квалификационной категории

                                                       МКДОУ Детский сад  «Белочка»

                                                                   Аннушкина Наталья Владимировна

г. Кондрово 2018г.

Содержание

Пояснительная записка. ……………………………………………………………..2

Проблема и актуальность..……………………………………………………..2

Цель и задачи  …………………………………………………………….….... 4

Принципы ………………………………………………..………..……….…....5

Направления коррекционной работы………………………………………….6

Анализ результатов   и выводы……………………………………………....8

Список литературы…………………………………………………………......11

Приложение 1

Презентация:   применение метода «Мозжечковой стимуляции» посредством использования балансировочной доски  с дошкольниками»………………...12  

 

 

               

Пояснительная записка.

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России и, в частности, в Калужской области,   резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и  психического здоровья. Поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение (детский сад комбинированного вида с  группами компенсирующей направленности), также констатирует различные отклонения в развитии. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.     

Воспитанники детского сада (308 ребёнка) имеют различные отклонения в развитии это:

  • дети с речевой патологией;
  • дети с низким уровнем развития высших психических функций:  дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);
  • дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез, заикание.

Специалистам ДОУ – инструктору по физической культуре, учителю логопеду - справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы по вышеперечисленным проблемам составляю от 62 % до 70%

Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать не дополнительным «довеском» в работе с детьми, а неотъемлемой частью целостного и даже агрессия напрямую связаны с незрелостью мозговых структур. Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы, определяют, качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, несформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты   и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В этом контексте представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления.

   Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогами, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

  Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего.         

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
  Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения.

Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях. В сложных действиях  по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

         Цель: создать условия для повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста по коррекции проблем физического и психического развития.

          Задачи проекта:

1.Изучить и внедрить в коррекционную работу с детьми  технологий мозжечковой стимуляции.

2.Разработать и внедрить  новые инновационные направления коррекционной помощи детям   в ДОУ.

3.Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к  сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

4.Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей.  

5.Повышать квалификацию специалистов ДОУ в области коррекции пограничных состояний дошкольников.

6.Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с особыми потребностями. 

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении комплексного использования всех средств физического и психического развития

Принципы проекта:

- принцип разностороннего развития личности

активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения

- принцип гуманизации

физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей

- принцип индивидуальности

обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки

- принцип цикличности и систематичности

постепенное повышение нагрузки, по мере физической и психической подготовленности

- принцип оздоровительный

обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности

- принцип взаимосвязи с семьей

соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка

- принцип доступности медико-социальной помощи

- принцип ответственности сотрудников ДОУ

- принцип соблюдения прав человека и гражданина

- принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей

- принцип активности детей

Целевая аудитория:

  • Дети;
  • специалисты детского сада: инструктор по физической культуре, учитель логопед, старший воспитатель;
  • родители детей.

Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).  

В первую очередь, необходимо понимать, что представленный метод  работы не выступает как обучение. Он  предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и саморегуляцию

Направление коррекционной работы.

Сенсомоторное развитие с мозжечковой стимуляцией (использование балансировочной доски)

 Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции

  Это, прежде всего дети с:

  • Нарушением внимания
  • Гиперактивностью, поведенческие расстройства
  • Нарушение осанки
  • Нарушениями работы вестибулярного аппарата
  • Проблемами с обучением
  • Нарушениями устной и письменной речи
  • Нарушениями координации движений и моторной неловкости

  Результаты занятий на балансировочной доске  

-улучшается моторно-зрительная координация; 
-двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются; 
-улучшается концентрация внимания; 
-развитие пространственного воображения; 
-повышение уровня интеллекта.

       Этот метод пришёл к нам из Америки, в  60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.

Принцип методики:

Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время тренировки ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становятся сложнее. В структуру занятия включаются упражнения с другими атрибутами: мяч-маятник, мячики, мешочки и т.д.

Какую проблему решаем?

У большинства детей с проблемами развития функции мозжечка нарушены. Таким детям нужна мозжечковая стимуляция, вестибулярные, тактильные и мышечные ощущения. Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной систем, улучшает общее восприятие, познавательную деятельность и обучаемость. В результате тренировок повышается концентрация внимания, укрепляются мышцы тела, повышается контроль над равновесием своего тела, развивается общая моторика, стабилизируется психоэмоциональное состояние.

Данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего физического и психического развития. Упражнения постепенно усложняются, а посторонняя помощь при выполнении заданий – уменьшается. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. Занятия проводятся в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга.

Ожидаемые результаты

 динамика в коррекции проблем физического и психического развития не менее чем у 85% детей ;

На уровне учреждения:

• формирование инфраструктуры инновационной деятельности дошкольного учреждения;

  • предоставление родителям квалифицированной и своевременной консультативно-практической помощи профильно подготовленными специалистами.

На уровне специалистов:

  • повышение квалификации специалистов ДОУ в области коррекции физического и психического развития детей.
  • разработка инновационного курса занятий ранней коррекции нарушений развития детей 3-6-ти лет ;
  • разработка практикоприменимой инновационной модели коррекционной помощи детям с нарушениями развития.

На уровне родителей

  • повышение компетентности родителей в вопросах причин нарушений детского развития;
  • получение квалифицированной и своевременной консультативной помощи профильно подготовленными специалистами.
  • включенность семьи в коррекционный процесс .

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику

Мероприятие

Содержание мероприятия

срок

Ожидаемые результаты

1

Создание раздела

  в сети Интернет на сайте МКДОУ д/с «Белочка»

Размещение информации об инновационном проекте на сайте образовательной организации в сети Интернет

февраль

2018

Активное использование сетевого сервера для взаимовыгодного имеющимися ресурсами между образовательными организациями, родителями

2

Круглый стол для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания здорового ребенка»

Пропаганда здорового образа жизни, приобщение к сотрудничеству родителей

Март

2018

Объединение родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей

3

«Баланс в семье и в теле» Спортивное мероприятие

Оздоровительная тренировка родителя и ребенка

Апрель

2018

4

Мастер-класс для инструкторов по физическому воспитанию   района «Физическая культура : традиции и инновации»

Пропаганда использования инновационных форм оздоровления дошкольников

Май

2018

Распространение опыта использования вариативных форм дошкольного образования в сети дошкольных образовательных учреждений   района

Анализ результатов  и выводы

В настоящий момент мы находимся в процессе апробации данной методики.   Приобретено необходимое оборудование по программе мозжечковой стимуляции.

В ходе работы по данной теме удалось:

  •  добиться за достаточно короткое время положительной динамики в коррекции проблем развития детей;
  • установить партнерские случаев и коррекцию индивидуального плана работы с ребенком.
  • разработать программно-методическое сопровождение детей с нарушениями по направлению -   в коррекции эмоционального состояния дошкольника, мозжечковая стимуляция с сенсомоторным развитием, коррекционно-развивающая технология на основе игр ФБУ;
  • разработать программу оказания помощи родителям детей с нарушениями развития.

Вырос уровень доверия родителей к детскому саду. И мы ВМЕСТЕ шаг за шагом учимся преодолевать сложности и искать решение проблем.

Список используемой литературы:

1. - Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г

2. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.

3.- Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /

4.- Развивающая педагогика оздоровления /В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г./

5.- Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г./

6.- Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. Теория и практика физической культуры, практическое пособие /В. Бальсевич – М, Просвещение, 1986 г./

7.-Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л.В. Лопатина,  Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.

8.- Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.

9.- Мозжечковая стимуляция. – Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-      stimulyatsiya/ 

 Мозжечковая стимуляция (практика). – Режим доступа: http://tomatis-spb.ru

10.- Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения   обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

 

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

Использование развивающих игр в системе коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом ОНР, как средство стимуляции речевого развития.

Статья о целесообразности вкючения развивающих игр в систему коррекционной работы с детьми , т.к. речь и интеллект имеют между собой тесную взаимосвязь....

Презентация:"Использование ИКТ в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию"

Презентация:"Использование ИКТ в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию"...

Проект «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»

        Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных...

Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса

В методичке описываются базовые принципы использования комплекса в работе с детьми дошкольного возраста, описывается комплект оборудования, отмечены возможности его использования, а также указываются ...

Консультация "Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, посредством использования балансировочной доски Бильгоу"

Материал, представленный в консультации, адресован, в первую очередь специалистам коррекционного профиля. Внимание! Есть противопоказания в использованни доски Бильгоу....

Статья на тему: "Использование программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса в работе с детьми ОВЗ" для журнала "Мастерская профессионала" Успешные педагогические практики.

Тема: «Использование программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста». Аннотация. В статье описан опыт работы в...