"Аквариумные и пресноводные рыбы"
картотека по логопедии (старшая группа)

Боркова Ирина Вячеславовна

Картотека речевых игр по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы» для детей 5-6 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlagayu_interesnuyu_podborku_rechevyh_igr_po_teme.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы» для детей 5-6 лет.

Предлагаю интересную подборку речевых игр по теме «Рыбы».

Словарь включает слова:

- камбала, ерш, окунь, карась, сом, лещ, щука, сельдь, осетр, килька,

гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия,крючок аквариум,

река,озеро, пруд, море, рыба, малек, икра, охота, хищники, сазан,

чешуя, жабры, хвост, плавники, усы, малек

- прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый,

полосатый, широкий,золотистый, речные, морские, аквариумные,

пресноводные, короткий, длинный, смелый, трусливый, сильная,

слабая, мелкое, чистая, грязная, глубокое, длинная, короткая,

шершавая,.

- плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться, ловить,

откладывать,жарить, варить, солить, есть, спасаться.

1) Игровое упражнение «Один - много» :

Акула – акулы

Лещ-

Малек-

Судак-

Карась-

Ерш-

Окунь-

Сазан-

Осетр-

2) Сосчитай(согласование существительных с числительными)

Один сом , два сома…пять сомов(камбала, ерш, окунь, карась, сом,

лещ, щука, сельдь, осетр, килька, гуппи, золотая рыбка, меченосец,

скалярия, малек)

3) Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?» - назови не менее 5

признаков рыб :

Щука - какая? - хищная, зубастая, длинная, глазастая, пресноводня….

Акула - какая? -

Плавники - какие? -

Хвост - какой? -

Водоросли - какие? -

Крючок - какой? -

Чешуя - какая? –

4) Рыбы великаны (образование существительных с увеличительным

оттенком)

Не сом, а сомище( ерш, окунь,карась, рыба, хвост)

5) Игровое упражнение «Что делает? Что делал? Что будет делать?»:

Пескарь - плавает, плавал, будет плавать.

Щука - ловит,

Акула - охотится,

Меченосец - питается,

Гуппи - откладывает икру,

Карась – спасается.

6) Игровое у применение «Скажи наоборот»:

Водоросли высокие — низкие

Рыба длинная-

Акула сильная -

Озеро глубокое -

Окунь смелый -

Река чистая –

7) Игровое упражнение «Сравни» :

Пруд широкий, а озеро шире.

Щука зубастая, а акула .

Река прозрачная, а пруд

У скалярии хвост большой, а у золотой рыбки

У леща чешуя крупная, а у сазана

В реке много воды, а в море

8) Игровое упражнение «Составь предложение»

Уплыла, за, рыба, добычей.

Удочка, ловит, рыбу, рыболов.

Зарастал, низкий, камыш, берег.

Стоял, мостик, на, рыбак.

9) Игровое упражнение «Мы считаем 1-5 согласовывая слов»:

Одна хищная щука, две хищные щуки… пять хищных щук.

Один юркий меченосец,

Один круглый аквариум,

Один мелкий малек,

10) Составь предложение с предлогами НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО,

ПЕРЕД, В по теме «Рыбы» (например, Камбала лежала около камня)

11) Определи количество слогов в словах: карась, плавники, голова,

рот, спинка.

12) Дидактическая игра «Семейка слов» (образование однокоренных

слов)

Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка)

Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)

Что делает рыбак? (рыбачит)

Куда ходит рыбак? (на рыбалку)

Какой суп варят из рыбы? (рыбный)

Как можно назвать большую рыбу? (рыбина)

13) Чем рыбы отличаются от животных:

У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)

У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)

У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)

14) Развитие связной речи. Составление описательного рассказа с

опорой на схему

15) Игра «Рыбалка»: Мы поймали много рыб –

Не одного окуня, а много … окуней

Не одну щуку, а много …

Не одного карася, а много …

Не одного леще, …

Не одну камбалу, …

Не одну сельдь

16) Игра «Жадина» (мой, моя, мои)

Мой ерш, мои мальки, моя щука (камбала, ерш, окунь, карась, сом,

лещ, щука, сельдь, осетр, килька, гуппи, золотая рыбка, меченосец,

скалярия,крючок аквариум, река,озеро, пруд, море, рыба, малек,

икра, охота, хищники, сазан, чешуя, жабры, хвост, плавники, усы,

малек)

17) « Потеряшка, чье это?» Притяжательные прилагательные:

Чье туловище? – рыбье туловище.

Чьи плавники? – рыбьи плавники.

Чей хвост? – рыбий хвост.

Чья чешуя? – рыбья чешуя.

Чья голова? — рыбья голова.

Чьи жабры? — рыбьи жабры.

Чье туловище? — рыбье туловище.

Чье брюшко? — рыбье брюшко.

Чьи икринки? — рыбьи икринки.

Чьи кости? — рыбьи кости.

18) «Запомни и повтори»:

Щука, карась , сом

Окунь, лещ, камбала.

Сельдь, осетр, меченосец

19) «Четвертый лишний»Обьясни свой выбор используя слова «

потому что….»:

Морская, пресноводная, аквариумная, хищная.

Гуппи, скалярия, меченосец, лещ

Хвост, жабры, чешуя, водоросли.

20) «Какое слово не подходит?»

Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.

Вода, подводный, водоросль, водить.

Морской, море, морщина, моряк.

21) Отгадай загадки:

В воде она живет.

Нет клюва, а клюет.(рыба)

Колюч, да не ѐж.

Кто же это?(ерш)

Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (Окунь)

22) Пальчиковая гимнастика:

Рыбы

Десять рыб поймали мы –

В речке плавали они.

Лещ, плотва, налим, карась,

Окунь, щука, сом, ерш, язь,

А десятый угорь был,

Он сорвался и уплыл.

(Показывают ладони с расставленными десятью пальцами.

Показывают рукой волны. Загибая пальцы сначала на одной, а потом

на другой руке, перечисляя названия рыб.

Загибают десятый палец и хлопают 1 раз в ладоши)

23) Послушай стихотворение и расскажи о чем оно:

Г. Фоков

Молча плавают рыбѐшки.

Брось в аквариум им крошки -

Молча скушают обед.

Молчаливей рыбок - нет.

24) «Назови самое короткое слово»

Камбала, сом, сельдь.

Лещ, скалярия, лосось.

Ёрш, килька, сом.

25) Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».

Сравни рыбу с людьми и животными.

У птицы птенцы, а у рыбы … (мальки).

У птицы клюв, а у рыбы … (рот).

У птицы крылья, а у рыбы … (плавники).

У животных шерсть, а у рыб … (чешуя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аквариумные и пресноводные рыбы

Презентация для  старшей или подготовительной группы на тему Аквариумные рыбы...

"Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов."

Занятие для детей подготовительной группы по развитию речи, совершенствованию грамматического строя речи, активизации словаря по теме "Животный мир морей и океанов"...

Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».

В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет   педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Активизация и актуали­зация словаря по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы». Совершенствова­ние навыка слогового анализа....

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме: Аквариумные и пресноводные рыбы

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме:Аквариумные и пресноводные рыбы Коррекционно-образовательные цели:Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в ...