Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Резаева Ирина Александровна

Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_ryby.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие

Воспитатель Резаева И.А.

Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные  рыбы» 

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.

туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами). Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование.  Картина «Пресноводные рыбы» (Живая природа. Вмире животных. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), книжка-раскраска «Пресноводные рыбы» (Нищева П. В. Пресноводные рыбы. Книжка-раскраска.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), контейнер с карандашами, плоскостные изображение пресноводных рыб, мяч.

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений.]

В-ль. Садитесь, берите в руки удочки и начинайте ловить рыбу. Старайтесь не мешать друг другу. Улов складывайте в ведерки.

Дети играют.

В-ль. Положите удочки, сосчитайте, по сколько рыбок у вас в ведерках.

1-й ребенок. У меня две рыбки.

2-й ребенок. У меня одна рыбка.

3-й ребенок. У меня четыре рыбки.

4-й ребенок. Ау меня пять рыбок.

В-ль. Молодцы! Вот как много рыбы поймали. Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в аквариумах и водоемах: реках, озерах, прудах.

2. Рассматривание картины «Пресноводные рыбы», беседа по ней. [Формирование представлений о пресноводных рыбах, расширение словаря по теме «Пресноводные рыбы», обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи.]

В-ль. В прошлом году мы с вами познакомились с жизнью аквариумных рыбок.  Каких аквариумных рыбок вы знаете?

Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.

В-ль. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!

В-ль. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них?

В-ль. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.

В-ль. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?

Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.

В-ль. У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?

Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

В-ль. У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?

Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.

В-ль. У щуки хвост большой. А у сома?

Д е т и. У сома хвост маленький.

В-ль. А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

Дети. Мелкая.

В-ль. А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

Дети. Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.

В-ль. А для чего рыбам плавники?

Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.

В-ль. Верно. Мы с вами говорили в прошлом году, что слова плавники и плавать из одной семейки. На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука — хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы и сом, и форель, и окунь, и судак. А вот карась, ерш, лещ — не хищники, они питаются водорослями.

3. Рассказывание детьми стихов о пресноводных рыбах. [Развитие общих речевых навыков.]

В-ль. А теперь расскажите стихи о пресноводных рыбах, которые вы выучили дома. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки, помните о выразительности.

1-йр е б ен о к.

В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась, —

Вот именно там обитает карась.

В. Нищев

2-й ребенок.

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам — страшный враг.

Догадался? Нет? Судак.

В. Нищев

3-й ребенок.

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушила без ерша

Вряд ли будет хороша.

Н. Нищева

4-й ребенок.

Щука — хищница речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть —

Страшно щуке в пасть попасть.

Н. Нищева

4. Работа по книжке-раскраске. [Развитие тонкой моторики.]

В-ль. Еще раз рассмотрите сома и окуньков на картине. Дорисуйте справа от сома  еще одного окунька, а потом правильно раскрасьте рыб.

5. Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа.]

      В-ль. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове три звука.

В-ль. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.

Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.

В-ль. Каким цветом вы его обозначите?

Дети. Синим.

В-ль. Какой звук следует после него?

Дети. Звук [о[. Он гласный.

Дети. Красным..

В-ль. И какой звук последний в этом слове?

Дети. Твердый согласный звук [м].

В-ль. Каким цветом вы обозначите его?

Дети. Синим.

6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла.

Сделать   хватательное   движение

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

7. Игра «Цепочки слов». [Развитие речевого слуха, памяти. |

В-ль. Мне очень хочется проверить, хорошая ли у вас память. Дайте поиграем в игру «Цепочки слов». Я скажу первое название рыбы. Вадик повторит его и добавит еще одно. Настя повторит два названия и добавит третье и так далее. Сом.

1-й ребенок. Сом, ерш.

2-й ребенок. Сом, ерш, щука.

3-й ребенок. Сом, ерш, щука, судак.

4-й ребенок. Сом, ерш, щука, судак, окунь.

Дети повторяют цепочку слов до первой ошибки. Тогда все дети по очереди пытаются помочь ребенку, допустившему ошибку. Они восстанавливают цепочку. Ошибившийся ребенок повторяет слова.

8. Упражнение «Кто живет в пруду?» [Автоматизация звука [р] в предложении. Расширение представлений о жизни пресноводных рыб.]

В-ль приглашает детей за стол и помещает на магнитную доску плоскостные изображения рыб и символические изображения водоемов: пруда, каменистой речки, илистого дна реки, озера.

В-ль. Я сказала вам, что пресноводные рыбы могут обитать в разных водоемах. Например, форель обитает в быстрых каменистых речках. Карп и карась водятся в прудах. Ерши могут жить в любой реке на илистом дне. Красноперка обитает в озерах. А теперь ответьте на мои вопросы и поместите изображения рыб туда, где они обитают. Помните о правильном произношении звука [р]. Кто живет в пруду?

1-й ребенок. В пруду живут карп и карась.

Ребенок помещает изображения рыб на изображение пруда.

В-ль. Где обитает форель?

2-й ребенок. Форель обитает в быстрой речке.

Ребенок помешает изображение форели на изображение речки.

В-ль. Где водится ерш?

3-й ребенок. Ерш водится в любой реке.

Ребенок помещает изображение ерша на изображение реки с илистым дном.

В-ль. Где может жить красноперка?

4-й ребенок. Красноперка водится в озерах.

Ребенок помещает изображение красноперки на изображение озера.

В-ль. Вы правильно ответили на мои вопросы и красиво произносили все звуки. Молодцы!

9. Кроссворд. [Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.]

Рис. 52

В-ль. В этом кроссворде спрятаны два названия пресноводных рыб. В вертикальном столбике название хищной усатой крупной речной рыбы. Ее тело покрыто не чешуей, а толстой кожей. Кто это?

Дети. Это сом.

В-ль. Напиши это слово, Вадик.

Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.

В-ль. В горизонтальной строчке спрятано название хищной речной рыбы. Ее тело покрыто мелкой серебристой чешуей. На спине у нее острый плавник. Кто это?

Дети. Это судак.

В-ль. Напиши это слово, Настя.

Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.

В-ль. Вот вы и разгадали кроссворд. Похлопайте себе! Вы же просто молодцы!

10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] В-ль предлагает детям вспомнить все задания, которые они выполняли, а потом оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные пели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, игра «Рыбка» (НищеваН. В. Играйка7. Собирайка.- СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), карточки-шифровки, бумажные рыбки с написанными на них словами.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Рыбка», развитие общих речевых навыков, автоматизация произношения звука [р] на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений. Объявление темы занятия.]

В-ль. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы, начинающееся со звука [с]. 1-й ре бе но к. Сом.

2-й ребенок. Судак.

В-ль. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, начинающееся со звука [о].

3-й ребенок. Окунь.

В-ль. А ты, Диана, вспомни название рыбы, начинающееся со звука [п].

4-й ребенок. Плотва.

2. Игра «Шифровки». [Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов.]

В-ль  раздает карточки-шифровки с буквами и кружками синего цвета (рис. 54), ставит на доску картинки с изображениями рыб.

В-ль. Посмотрите каждый на свою карточку, попробуйте отгадать, какое название рыбы на ней зашифровано. Если догадаетесь, подойдите к доске и выберите картинку с изображением этой рыбы.

1-й ребенок. В слове сом всего три звука, в начале и в конце твердые согласные, а в середине — гласный звук [о].

3. Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи.]

В-ль. Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?

1 -й р е б е н о к. Мы видим мальчика. Он ловит рыбу на реке. Ему попалась большая плотвичка.

2-й ребенок. Из-за куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет рыбы.

В-ль. Что вы видите на второй картинке?

3-й ребенок. Мальчик кладет плотвичку в ведерко.

4-й ребенок. А кот прячется за кустами.

В-ль. Что нарисовано на третьей картинке?

1-й ребенок. Мальчик забрасывает удочку.

2-й ребенок. А кот достает плотвичку из ведра.

В-ль. Что художник нарисовал на следующей картинке?

3-й ребенок. Мальчик тащит большого окуня.

4-й ребенок. А кот ест плотвичку.

В-ль. Он не просто ест, он с аппетитом уплетает плотвичку. Ну, и чем же заканчивается история?

1-й р е б е н о к. Мальчик подходит к ведерку с окунем в руках и видит, что ведерко пустое.

2-й ребенок. А кот сидит вдалеке и облизывается.

В-ль. Правильно. Сытый и довольный кот облизывается.

4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Пресноводные рыбы»).

5. Упражнение «Стайка». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними бумажных рыбок с написанными на них словами (жаба, дубом, под, сидит).

В-ль. Прочитайте слова на рыбках и составьте из рыбок стайку так, чтобы получилось предложение.

Дети выполняют задание, составляют и читают предложение.

6. Рассказ по серии картинок «Воришка». [Развитие связной речи.]

Дети по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать рассказ, это может сделать воспитатель.

На рыбалке

Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил плотвичку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался кведерку и вытащил плотвичку. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом уплетал рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда окуня, и увидел, что ведерко пустое. Он очень удивился. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался. Воспитатель  предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.

8. Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]

 В-ль. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? чья? чьё? чьи?» Хвост щуки чей?

1-йребенок. Щучий.

В-ль. Усы сома чьи?

2-й ребенок. Сомовьи.

В-ль. Голова судака чья?

3-й ребенок. Судачья.

В-ль. Туловище окуня чье?

4-й ребенок. Окуневое.

В-ль. Отлично!

9. Игра «Рыбка». [Обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей рыбы (туловище, голова, хвост, плавники, чешуя). Развитие мышления (анализ, синтез). Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.]

В-ль. Расскажите стихотворение, которое мы выучили вчера. Следите за произношением звука [р]. Говорите четко, выразительно.

Дети по очереди рассказывают стихотворение.

Рыбка

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик — черный уголек

И как льдинка тело.

Плавники дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой.

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку.

Только вот рыбешку жалко.

Н. Нищева

В-ль. Покажите и назовите части рыбы. Дети по очереди подходят к доске, показывают и называют части рыбы.

10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] В-ль предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика использования информационного блока для родителей детей 4-5 лет по лексической теме "Аквариумные рыбки".

 Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 4-5 лет. Практика использования информационного блока для родителей по лексической теме «Аквариумные рыбки».Аквариумные рыбки.Словарная ра...

Лексическая тема «Аквариумные рыбки»

Конспект логопедического занятия по связной речи....

План работы по лексической теме "Аквариумные рыбы" в средней группе

в материале представлен план работы на неделю по лексической теме "А квариумные рыбы"...

Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».

В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет   педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...

Перспективное планирование по лексической теме "Аквариумные и пресноводные" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Перспективное планирование по лексической теме "Аквариумные и пресноводные" в подготовительной группе компенсирующей направленности...

Раскраски по лексической теме "Аквариумные рыбки"

Материал содержит раскраски по лексическои теме "Аквариумные рыбки"...

Игры и упражнения по лексической теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Игры и упражнения в рамках лексической темы для педагогов и родителей....