Конспект занятия по природе в старшей группе по теме: Аквариумные и пресноводные рыбы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чернега Ирина Викторовна
Конспект занятия по природе в старшей группе по теме:
Аквариумные и пресноводные рыбы

 

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
  2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.
  3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.
  4. Показать взаимодействие живой и неживой природы.
  5. Сформировать первоначальное представление о рыбах, их образом жизни.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать речевой слух, память, внимание.
  2. Развивать зрительное внимание и память.
  3. Формировать интерес к объектам природы и умение наблюдать за ними.
  4. Развивать эмоциональную сферу детей.
  5. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
  2. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

 

Оборудование:

  • Магнитная доска,
  • Картинки с изображением частей рыб (плавники, хвост, чешуя, жабры, голова, глаза, туловище),
  • картинки с изображением рыб пресноводных,  аквариумных,
  • карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб,
  • коктейльные трубочки,
  • стаканы с водой,
  • разрезные картинки (рыбы),
  • листы белой бумаги формата А4,
  • простые и цветные карандаши.

 

Предварительная работа: чтение рассказов о рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

     Ход занятия

 

Дети сидят за партами.

Воспитатель загадывает загадку:

Там обитает, где вода,

И дышит жабрами всегда,

А вместо шерсти - чешуя.

Нет рук и ножек не найти,

Зато есть хвост и плавники,

Ответ загадки - очень прост

Ответишь ты на раз, два, три.

О ком  загадки эти? (о рыбах).

 

Вместе с детьми обсуждает загадку и делают характеристику рыб (по тексту загадки).

 

Рыба живет в воде. На суше жить не может. 

«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает).

Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

Одежда из (чешуек).

Зачем жабры рыбкам? (чтоб дышать).

 

Во время обсуждения загадки, воспитатель выкладывает называемые части на магнитную доску (вода, плавник, хвост, чешуя, жабры).

 

Дети перечисляют отличительные признаки рыбы и дополняют те части, о которых не говорилось в загадке: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыбка (Отдельно на магнитной доске)

 

 

Воспитатель. Послушайте, о чем я буду загадывать загадки?

Домик из стекла с водой

Есть в нем садик не большой

И ракушки, там и тут

Рыбки в домике живут.

Это, что за домик дети

На загадку, кто ответит?

 

Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда, и сюда.

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

 

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая.

 

 

Воспитатель. Как вы думаете - почему я загадала загадки о воде?

Дети. Потому что в воде живет рыба. Это ее среда обитания.

 

 

Воспитатель. Давайте теперь поиграем в игру. Игра называется «Что мы знаем о рыбах». Воспитатель задает вопросы, на которые дети дают ответы.

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников  и  хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы,  которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

 

Воспитатель (показывает изображение щуки).

А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука нередко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

 

Воспитатель предлагает детям рассказать о золотой рыбке (показывает изображение Золотой рыбки).

 

Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.

 

Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

 

Воспитатель.

Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Для сравнения воспитатель показывает золотую рыбку и рыбку-телескоп

 

Дидактическая игра « Найди среду обитания для рыбок»

Воспитатель. Предлагаю посмотреть слайды (показ слайдов с аквариумными и речными рыбами).

Воспитатель. Как вы думаете, какие рыбки живут в аквариуме, а какие в открытом водоеме? Отправьте рыбок в их домики.

Дети используют раздаточный материал. Дети выкладывают картинки речных и аквариумных рыбок в определенное место проживание (изображение озера, аквариума).

 

(Рыбки петушки, вуалехвост, гуппи, телескоп, меченосец, сомик аквариумный, сом пресноводный, ёрш, щука, окунь).

 

Дидактическая игра « Счет рыбок до пяти»

Воспитатель. А теперь я предлагаю посчитать рыбок.

Один сом, два сома, три сома, четыре сома, пять сомов.

Один телескоп, два телескопа, три телескопа, четыре телескопа, пять телескопов.

 

Физкультминутка

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

 

Давайте рассмотрим аквариумы (воспитатель показывает изображения аквариумов с растениями, замками, фильтром и т.п.).

 

Воспитатель. Что еще находиться в аквариуме, кроме рыбок?

 

Дети отвечают, что они еще видят (песок, ракушки, камушки, трава, декоративный замок, оборудование).

 

Воспитатель. Без чего рыбки не смогут жить?

Дети. Без воды, без воздуха, без еды.

 

Дети объясняют свои ответы (без еды рыбка умрет от голода, без воды – погибнет это ее среда обитания, воздухом она дышит с помощью жабр).

 

Воспитатель. Как вы думаете,  для чего нужна трава в аквариуме?

Дети. Чтобы рыбки могли дышать.

Воспитатель. Правильно, ведь растения выделяют кислород. А для того чтобы рыбкам было комфортно, в аквариум опускают фильтр, который очищает воду и компрессор - специальный прибор для подачи кислорода в воду. Поэтому мы часто видим пузырьки в аквариуме

 

Воспитатель. А давайте с вами попробуем стать компрессорами и помочь рыбкам?

 

Дети берут коктейльные трубочки, один конец опускают в воду и выдыхают воздух в воду, не надувая щек.

 

Дидактическая игра  « Найди отличие»  

 

Воспитатель показывает картинку речного сома и аквариумного.

Воспитатель. Чем они отличаются и чем похожи эти рыбки, и как они называются?

Дети. Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, чешуя, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме.

Речной рыбой питаются птицы, животные, люди;

Аквариумные рыбки доставляют эстетическое удовольствие.

 

Воспитатель. Давайте выясним, чем все рыбы похожи.

Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

Дети поэтапно рисуют рыбку на листе бумаги.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

 

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

 

Воспитатель подводит итог занятия:

- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания).

- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой тела, плавниками и хвостом).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме:

Аквариумные и пресноводные рыбы

Коррекционно-образовательные цели:

Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.

Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Сформировать первоначальное представление о рыбах, их образом жизни.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать речевой слух, память, внимание.

Развивать зрительное внимание и память.

Формировать интерес к объектам природы и умение наблюдать за ними.

Развивать эмоциональную сферу детей.

Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Оборудование:

Магнитная доска,

Картинки с изображением частей рыб (плавники, хвост, чешуя, жабры, голова, глаза, туловище),

картинки с изображением рыб пресноводных,  аквариумных,

карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб,

коктейльные трубочки,

стаканы с водой,

разрезные картинки (рыбы),

листы белой бумаги формата А4,

простые и цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение рассказов о рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

                                                       Ход занятия

Дети сидят за партами.

Воспитатель загадывает загадку:

Там обитает, где вода,

И дышит жабрами всегда,

А вместо шерсти - чешуя.

Нет рук и ножек не найти,

Зато есть хвост и плавники,

Ответ загадки - очень прост

Ответишь ты на раз, два, три.

О ком  загадки эти? (о рыбах).

Вместе с детьми обсуждает загадку и делают характеристику рыб (по тексту загадки).

Рыба живет в воде. На суше жить не может.  

«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает).

Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

Одежда из (чешуек).

Зачем жабры рыбкам? (чтоб дышать).

Во время обсуждения загадки, воспитатель выкладывает называемые части на магнитную доску (вода, плавник, хвост, чешуя, жабры).

Дети перечисляют отличительные признаки рыбы и дополняют те части, о которых не говорилось в загадке: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыбка (Отдельно на магнитной доске)

 

Воспитатель. Послушайте, о чем я буду загадывать загадки?

Домик из стекла с водой

Есть в нем садик не большой

И ракушки, там и тут

Рыбки в домике живут.

Это, что за домик дети

На загадку, кто ответит?

Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда, и сюда.

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

 

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая.

 

Воспитатель. Как вы думаете - почему я загадала загадки о воде?

Дети. Потому что в воде живет рыба. Это ее среда обитания.

Воспитатель. Давайте теперь поиграем в игру. Игра называется «Что мы знаем о рыбах». Воспитатель задает вопросы, на которые дети дают ответы.

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников  и  хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы,  которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Воспитатель (показывает изображение щуки).

А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука нередко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

 

Воспитатель предлагает детям рассказать о золотой рыбке (показывает изображение Золотой рыбки).

Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.

Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

 

Воспитатель.

Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Для сравнения воспитатель показывает золотую рыбку и рыбку-телескоп

 

Дидактическая игра « Найди среду обитания для рыбок»

Воспитатель. Предлагаю посмотреть слайды (показ слайдов с аквариумными и речными рыбами).

Воспитатель. Как вы думаете, какие рыбки живут в аквариуме, а какие в открытом водоеме? Отправьте рыбок в их домики.

Дети используют раздаточный материал. Дети выкладывают картинки речных и аквариумных рыбок в определенное место проживание (изображение озера, аквариума).

(Рыбки петушки, вуалехвост, гуппи, телескоп, меченосец, сомик аквариумный, сом пресноводный, ёрш, щука, окунь).

 

Дидактическая игра « Счет рыбок до пяти»

Воспитатель. А теперь я предлагаю посчитать рыбок.

Один сом, два сома, три сома, четыре сома, пять сомов.

Один телескоп, два телескопа, три телескопа, четыре телескопа, пять телескопов.

Физкультминутка

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

Давайте рассмотрим аквариумы (воспитатель показывает изображения аквариумов с растениями, замками, фильтром и т.п.). 

Воспитатель. Что еще находиться в аквариуме, кроме рыбок?

Дети отвечают, что они еще видят (песок, ракушки, камушки, трава, декоративный замок, оборудование).

Воспитатель. Без чего рыбки не смогут жить?

Дети. Без воды, без воздуха, без еды.

Дети объясняют свои ответы (без еды рыбка умрет от голода, без воды – погибнет это ее среда обитания, воздухом она дышит с помощью жабр).

 

Воспитатель. Как вы думаете,  для чего нужна трава в аквариуме?

Дети. Чтобы рыбки могли дышать.

Воспитатель. Правильно, ведь растения выделяют кислород. А для того чтобы рыбкам было комфортно, в аквариум опускают фильтр, который очищает воду и компрессор - специальный прибор для подачи кислорода в воду. Поэтому мы часто видим пузырьки в аквариуме

 

Воспитатель. А давайте с вами попробуем стать компрессорами и помочь рыбкам?

Дети берут коктейльные трубочки, один конец опускают в воду и выдыхают воздух в воду, не надувая щек.

Дидактическая игра  « Найди отличие»  

 

Воспитатель показывает картинку речного сома и аквариумного.

Воспитатель. Чем они отличаются и чем похожи эти рыбки, и как они называются?

Дети. Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, чешуя, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме.

Речной рыбой питаются птицы, животные, люди;

Аквариумные рыбки доставляют эстетическое удовольствие.

Воспитатель. Давайте выясним, чем все рыбы похожи.

Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

Дети поэтапно рисуют рыбку на листе бумаги.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Воспитатель подводит итог занятия:

- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания).

- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой тела, плавниками и хвостом).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:" Юные защитники природы"

Цель: Обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за свои действия....

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Активизация и актуали­зация словаря по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы». Совершенствова­ние навыка слогового анализа....

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе на тему "Аквариумные рыбы".

Предлагаю вниманию воспитателей интересное занятие с использованием разных материалов таких, как карандашная стружка, пластилин, ракушки, цветная бумага, картон. Дети любят творить и я надеюсь, что эт...

НОД по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук ж.

рекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа.Коррекционно-развивающие цели. Развитие...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Будь природе другом».

   Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договар...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: Аквариумные и пресноводные рыбы

Конспект занятия по ФЦКМ  в старшей группе на тему:Аквариумные и пресноводные рыбы...