Методика проведения занятий в подготовительном периоде работы над звуком.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте начинается с подготовительного этапа. В подготовительном периоде идет работа над развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции, а также параллельно ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_podgotovitelnyy_etap_v_postanovke_zvukov.pptx | 89.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предисловие Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте начинается с подготовительного этапа. В подготовительном периоде параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия . Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.
Структура занятия: 1. Оргмомент . Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия. 2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью. 3. Массаж или самомассаж. 4. Мимические упражнения. 5. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. 6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры. Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
Остановимся на каждом этапе подробнее. Оргмомент – это начало занятия. Он должен быть непродолжительным и занимать не более 2—3 минут. Для детей важно то, как педагог встретит их, какие слова произнесет. Слова: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли », — придадут детям уверенность в себе и желание порадовать педагога . Далее можно провести релаксационные упражнения, например, такие как «Силачи», «Сильные и слабые», «Деревянный Буратино и резиновая кукла», «Цветы и бабочки». Приведем описания некоторых упражнений: «Лошадки ». Дети стоят на одной ноге, другая, согнутая в колене, касается носком пола, руки перед грудью (напряжение). Смена положения: уронить руки, встать на другую ногу (расслабление). «Лесник сажает деревья». Дерево растет (дети тянут руки вверх — напряжение), ураган сломал дерево (расслабление). «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление). «Лесорубы ». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками). «Строители». Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление).
2—3 раза в неделю в занятия включаются задания и игры на формирование пространственного восприятия : «Куда пойдешь, что найдешь?», «Что видишь справа, что у тебя слева?», «Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя», «Стань впереди Юли. Стань между стулом и столом, возле доски» и др. Задания на развитие слухового восприятия могут быть включены в вводную часть занятия. «Что ты слышишь?», «О чем говорит комната?», «О чем говорит улица?», «Эхо», «Покажи, что звучало», «Узнай предмет по звуку», «Угадай, где позвонили», «Угадай, что я делаю» (действия производятся за ширмой), «Жмурки» (определение местонахождения звучащего предмета), «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, как звучит барабан — громко или тихо, дети выполняют различные действия — подпрыгивают или приседают), «Угадай, что стучит — погремушка или молоточек», «Что в коробочке?» (в спичечных коробочках или в коробочках из-под киндер-сюрпризов находится крупа, песок или другие мелкие предметы), «Постучи так, как я» (воспроизведение ритма на барабане или бубне). Игры: «Летает — не летает», «Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен), «Запрещенное слово» (называется ряд слов, одно слово — запрещенное, дети повторяют слова вслед за педагогом, кроме запрещенного). Выполнение инструкций, состоящих из 2—3 действий.
Работа над моторикой пальцев рук важна для развития речи детей, особенно в раннем возрасте. Право на выбор упражнений, направленных на развитие тонкой моторики пальцев рук с использованием стихотворных текстов, остается за каждым педагогом. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения , в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние — печаль, радость, веселье, огорчение. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Можно предложить ребенку помочь себе пальцами приподнять брови, удерживать правый глаз открытым, в то время как закрывается левый глаз. Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка. В подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).
Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия . Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др . Работу по развитию речевой моторики целесообразно начать с произношения гласных звуков , так как на их основе формируются артикуляционные позиции для некоторых согласных звуков, кроме того, они способствуют выработке речевого дыхания и развитию голосовых возможностей ребенка. Одновременно с гласными звуками используются и сохранные согласные звуки раннего генезиса ([м], [н], [п], [б], [к], [г], [в], [ф]). Формирование правильного речевого дыхания осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса . Работа над речевым дыханием заключается в следующем: — в выработке длительного ротового выдоха; — в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора . Внимание ! — во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны; — грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе; — живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе — опускаться; — во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот; — вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным; — сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание , говорить только на выдохе.
Литература: Волкова Л. С., Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии. СПб., 1997. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПб., 1997. Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников//Дошкольное воспитание, 1994. № 10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)
Мастер-класс для воспитателей логопедических групп:«Играя – развиваем речь».Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические иг...
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.
Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.В дошкольные учреждения поступают дети, начиная с двух лет. Если ребенок неговорящий, ...
методика проведения прогулок в зимний период времени
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени(для детей раннего возраста)....
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени( для детей раннего возраста)
Зима прекрасное время года! сколько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. С детьми раннего возраста следует проводить наблюдения за изменениями в жизни природы.Лучше всего это осуществл...
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени (для детей раннего возраста)
Зима прекрасное время года! Столько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. В зимний период следует продолжать проводить наблюдения за изменениями в жизни природы. Конечно лучше всего это...
КОНСПЕКТ НОД Тема: звук и буква Ч Возрастная группа: подготовительная Период коррекционной работы: 2период Форма работы: фронтальное занятие
КОНСПЕКТ НОДТ...
Консультация для педагогов на тему "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
Консультация для педагоговТема: «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»...