методика проведения прогулок в зимний период времени
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени
(для детей раннего возраста).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени
(для детей раннего возраста).
Зима прекрасное время года! Столько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. В зимний период следует продолжать проводить наблюдения за изменениями в жизни природы. Конечно лучше всего это осуществлять не через окошко, а на свежем воздухе, во время прогулок с малышами.
Наблюдение за растениями.
Взрослый обращает внимание детей на деревья и кусты, напоминает: где у него ствол, ветки; можно предложить детям отыскать дерево, а потом куст. Также дети этого возраста учатся различать большой куст и маленький, дерево высокое – низкое.
На фоне снега выделяется пушистая зелень ёлки, отчётливо виден ствол берёзы, поэтому дети раннего возраста быстро начинают распознавать эти деревья. Закрепляя их названия в памяти малышей можно провести подвижные игры, например: «Раз, два, три…ёлку найди!», а затем «Раз, два, три… к берёзе беги!». Воспитатель спрашивает, как дети узнали, что это берёза (ёлка). Можно предложить отыскать самую маленькую ёлочку, самую большую берёзу. Детям также объясняют, что деревья, кусты надо беречь, ветки ломать нельзя.
Наблюдение за зимующими птицами.
До того как начать эти наблюдения, воспитатель в одно и тоже время подкармливает птиц в тихом уголке участка. Привыкнув получать корм в определённое время, птицы начнут слетаться к моменту выхода детей на прогулку. Тогда можно обратить внимание детей на птиц, которые сидят на ветках и на заборе в ожидании корма.
Взрослый рассказывает детям 2 – 3 лет, что зимой птицам нечего есть: нет мошек, червячков, зёрнышек. Дети приходят к тому, что нужно покормить птиц. Каждое утро, выходя на прогулку, дети по напоминанию взрослого, а затем и по собственной инициативе выносят корм птицам, так птицы быстро привыкают к присутствию детей.
Чтобы легче их было рассматривать, можно корм насыпать дорожкой, тогда птицы располагаются вдоль дорожки, и воспитатель вместе с детьми может уточнять: крошки клюют голубь, ворона, воробей. Нередко к кормушке прилетают синицы и снегири, их также не оставляют без внимания. Если в процессе наблюдения представится возможность, то можно отметить и поведение птиц: одни храбрые, а другие пугливые; одни птицы мирные, а другие драчуны. Дети этого возраста могут уже назвать некоторые характерные действия птиц: прыгают, летают, клюют и т.п.
Дети 3-го года жизни отвечают на вопросы: «Кто больше: воробей или голубь?». Во время наблюдения детям рассказывают некоторые понятия: у всех птиц есть клюв, лапки, крылья, хвостик. С помощью взрослого дети могут рассказать как они заботятся о птицах зимой, могут отгадать несложную загадку, например: «Чик – чирик! К зёрнышку прыг. Клюй, не робей! Кто это?…» (Птичка / Воробей). После наблюдения дети начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц. Целесообразно провести подвижные игры.
Подвижные игры.
«Птички»
Задачи. Обогащать двигательный опыт. Побуждать детей к выполнению элементарных правил игры. Поощрять самостоятельность. Вызывать чувство удовольствия от общения со взрослыми и сверстниками, а так же от выполнения движений.
Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек.
Содержание игры. Дети изображают птичек. Взрослый обозначает гнезда для них. На слова взрослого: «Птички захотели полетать» – птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. На сигнал: «Птички летят в свои гнездышки» – птички занимают свои гнезда.
Примечание. Вначале взрослый проделывает все действия вместе с детьми. Когда дети запомнят игру, взрослый может с помощью слова руководить их действиями.
«Вороны»
Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук. Побуждать к подражанию взрослому. Учить действовать в соответствии с текстом.
Содержание игры. Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев.
Слова воспитателя:
«Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны,
Кар-кар-кар!
Бегают вокруг, размахивая руками как крыльями, произнося: «Кар-кар-кар!»
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали,
Кар-кар-кар!
Продолжают бегать.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают,
Кар-кар-кар!»
Приседают, ручки кладут под щёчки и засыпают, тихо произнося: «Кар-кар-кар!»
Наблюдение неживой природы
Сезонные явления.
Во время сборов на прогулку взрослый подготавливает детей к восприятию сведений о зиме. Уточняются названия зимней одежды и обуви: шуба, шапка, варежки, шарф; теплые сапожки, валенки. Дети по просьбе воспитателя объясняют, почему они так тепло одеваются. Обобщая их ответы, взрослый подчёркивает, что на улице холодно, всюду лежит снег, зима. На прогулке разговор о зиме продолжается: прохожие тоже одеты тепло, ёлочку Дед Мороз закутал в белую снеговую шубку, от мороза попрятались животные и птицы. В ветреную погоду с детьми можно понаблюдать, как ветер гонит по дорожкам снег, кружит снежинки, поет свою песенку: «Вввв!». Солнышко появляется редко, прячется от холода за тучи.
Снег.
Во время снегопада детям до двух лет следует объяснить, что это падает снег, он холодный, в руки его брать нельзя, только с разрешения взрослого. Его можно лопаткой класть в ведерочки. Из снега можно сделать домик-холмик, заборчик (снежный вал) для игрушечной собачки и т.д. С детьми третьего года организуются наблюдения за падающим снегом: снег опускается на землю, ложится на дорожки, на ёлки. Дети начинают перечислять, где ещё снег: на шубке, шапке, варежках и т.д.
Воспитатель предлагает: «Протяните руку и посмотрите, куда сядет снежинка». Интерес к наблюдению можно поддержать и вопросами: «Кому на рукав села снежинка? Кому на варежку?». Можно прочитать стихотворение З. Рождественской «Звёздочка-малютка» и предоставить детям возможность убедиться самим, что снежинки на тёплой ладони тают. В следующий раз на прогулке воспитатель, обращаясь к детям, произносит: «Смотрите! Белая, пушистая, на ручку упала и пропала!». Малыши понимают, что говорит воспитатель о снежинке, которая тает на тёплой ладони. Далее воспитатель рассказывает, что из снега можно сооружать разные постройки. Вначале дети наблюдают за действиями воспитателя, а потом по его предложению включаются в совместную с ним работу. На участке можно вылепить множество построек: комнату для кукол, берлогу для медведя, теремок, поместив на его этажах разных зверюшек, сказочный домик для Снегурочки.
На следующей прогулке знакомство со снегом продолжается: воспитатель обращает внимание детей на то, что снег сухой, если набрать его на лопатку и слегка подбросить вверх, он рассыпается. Из такого снега лепить нельзя, но можно сделать интересные постройки. На том месте, где летом был огород (клумба), можно быстро соорудить лабиринт. Грядки, засыпанные снегом, служат валами. Дети вместе с воспитателем расчищают дорожки, лопатками собирают снег на снежные валы, помогают забивать разноцветные колышки, натягивать красные шнуры, ленты, флажки, ставят у входа арку из крупного строительного материала и т.д.
Лёд.
Воспитатель показывает детям третьего года жизни, как в сильный мороз вода замерзает и получается лёд. Рассматривая с детьми льдинки, отмечает: лёд холодный и твёрдый, им можно постучать. Если воду окрасить красками, то можно получить разноцветные льдинки. Воспитатель показывает, как это делается: подкрашивает воду в разные цвета и выливает в формочки, ставит их в холодное место. После того как вода замёрзнет, можно обратить внимание детей на форму, величину, цвет льдинок. Целесообразно на прогулке проводить подвижные игры.
Подвижные игры.
«Снежинки кружатся»
Задачи. Развивать равновесие. Вызывать чувство радости, удовольствия.
Содержание игры. Дети изображают снежинки. Воспитатель говорит: «Вот снежинки спустились с неба на землю». Снежинки летают вокруг и приседают. На слова взрослого: «Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил» – снежинки поднимаются и кружатся вначале медленно. Воспитатель говорит: «Но вот ветер дует все сильнее». Дети кружатся все сильнее, но каждый в своем темпе. По сигналу взрослого: «Вот ветер стал утихать» – замедляют движение и приседают.
«Пузырь»
Дети вместе со взрослым стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит:
«Надувайся, пузырь,
Надувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся».
Малыши постепенно, отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят: «Ш-ш-ш»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей»Цель консультации: систематизировать знания педаг...
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Как правильно организовать и провести прогулку с дошкольниками...
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени( для детей раннего возраста)
Зима прекрасное время года! сколько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. С детьми раннего возраста следует проводить наблюдения за изменениями в жизни природы.Лучше всего это осуществл...
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей...
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени (для детей раннего возраста)
Зима прекрасное время года! Столько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. В зимний период следует продолжать проводить наблюдения за изменениями в жизни природы. Конечно лучше всего это...
Консультация для воспитателей "Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей"
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются...
Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в ус...