Консультация для педагогов на тему "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
консультация

Сулейманова Гульнара Раисовна

Консультация для педагогов

Тема: «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_konsult.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»

                                                 «Театр – искусство прекрасное.

                                                 Оно облагораживает, воспитывает человека.

                                                 Тот, кто любит театр по - настоящему,

                                                 всегда уносит из него запас мудрости и доброты».

                                                                                               

                                                                                                  К. С. Станиславский

    Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Заинтересовать детей театром не сложно, так как знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения.

    Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативности.

С помощью театрализованной деятельностью - образовательные и коррекционные процессы с детьми с ОВЗ проходят более интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять задания в игровой и сказочной атмосфере.

 Театрализованная деятельность в детском саду включает следующее:

1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини – сценок, сказок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, пальчиковой и другие виды).

3. Амплификацию (обогащение) театрализованного опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, театральной терминологии.

4. Изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов.

    Большое значение для развития ребёнка с ОВЗ имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо!

    В зоне театрализованной деятельности должны быть представлены ширма для показа, маски, разные виды кукольного театра, бросовый материал, атрибуты для ряженья, декорации, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2.Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами.

    Игры –занятия по театрализованной деятельности проводятся раз в неделю начиная с младшей группы. Доронова Т.Н. предлагает пятница (вторая половина дня), как оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми. 

    Эффективное развитие детской театральной игры, безусловно, нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные приемы (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

    Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три тапа:

- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; 

- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

- самостоятельная творческая деятельность.

    Для правильной организации театрализованных игр рекомендуется учитывать следующие принципы (Э.Г. Чурилова).

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомимику в различных вариациях.

 Содержание и методика работы с детьми:

    На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

- с детьми 3-4 лет: имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки;

- с детьми 4-5 лет: участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

- в старшем дошкольном возрасте: инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли; спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

    На начальном этапе работы по театрализованной деятельности предлагается включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

Методические приемы, используемы в работе с детьми по театрализованной деятельности:

- Чтение сказки, анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

- Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

- Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

- Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

- Проигрывание этюдов (сценки из жизни).

    Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка с ОВЗ, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!

Практическая часть.

Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.

Например: Этюд на выразительность жеста: «На двери висит замок», (русская народная потешка)

На двери висит замок,

(сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили...

(выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли.

(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Цель:  Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей,  помочь педагогам использовать  разнообразные  формы организации театрализованной деятельности,  мет...

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы. ...

Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду»

Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей,  помочь педагогам использовать  разнообразные  формы организации театрализованной деятельности,  методы и приемы...

Семинар практикум для педагогов: "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы....