Консультация для педагогов на тему "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
консультация
Консультация для педагогов
Тема: «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_konsult.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»
«Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
К. С. Станиславский
Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Заинтересовать детей театром не сложно, так как знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативности.
С помощью театрализованной деятельностью - образовательные и коррекционные процессы с детьми с ОВЗ проходят более интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять задания в игровой и сказочной атмосфере.
Театрализованная деятельность в детском саду включает следующее:
1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини – сценок, сказок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, пальчиковой и другие виды).
3. Амплификацию (обогащение) театрализованного опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, театральной терминологии.
4. Изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов.
Большое значение для развития ребёнка с ОВЗ имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо!
В зоне театрализованной деятельности должны быть представлены ширма для показа, маски, разные виды кукольного театра, бросовый материал, атрибуты для ряженья, декорации, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Формы организации театрализованной деятельности:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2.Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами.
Игры –занятия по театрализованной деятельности проводятся раз в неделю начиная с младшей группы. Доронова Т.Н. предлагает пятница (вторая половина дня), как оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми.
Эффективное развитие детской театральной игры, безусловно, нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные приемы (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три тапа:
- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
- самостоятельная творческая деятельность.
Для правильной организации театрализованных игр рекомендуется учитывать следующие принципы (Э.Г. Чурилова).
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомимику в различных вариациях.
Содержание и методика работы с детьми:
На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:
- с детьми 3-4 лет: имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки;
- с детьми 4-5 лет: участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
- в старшем дошкольном возрасте: инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли; спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
На начальном этапе работы по театрализованной деятельности предлагается включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.
Методические приемы, используемы в работе с детьми по театрализованной деятельности:
- Чтение сказки, анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
- Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
- Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
- Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
- Проигрывание этюдов (сценки из жизни).
Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка с ОВЗ, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!
Практическая часть.
Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.
Например: Этюд на выразительность жеста: «На двери висит замок», (русская народная потешка)
На двери висит замок,
(сцепили руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
(стараются разъединить сцепленные руки)
Повернули, покрутили...
(выполняют вращательные движения руками)
Постучали и открыли.
(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"
Цель: Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, мет...
Методика проведения театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность...
Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"
Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы. ...
Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду»
Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы...
Консультация для педагогов "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"
как правильно организовать театрализованную деятельность в ДОУ...
Семинар практикум для педагогов: "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"
Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы....